Осмысливание результатов наблюдения.
51. Педагогический анализ. Понятие и основные приемы.
52. Педагогическое решение. Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата).
53. Теника использования речевых средств.
54. Педагогическое общение и взаимодействие.
55. Педагогическая требовательность.
56. Экстремальность в правоохранительной деятельности сотрудника
57. Виды и система подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях.
58. Сущность и организация, основы методики профессионально-психологическая подготовки.
ГЛОССАРИЙ
Авторская школа- учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.
Адаптация- процесс и результат становления индивида социальным существом.
Анализ- мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Анкетирование- метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Аннотирование- краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
Беседа- диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беспризорность- общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних.
Валидность- соответствие теста целям диагностики.
Вид обучения- обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
Воспитание (узкое педагогическое значение)- специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
Воспитывающие ситуации- обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.
Гуманизм- направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности.
Движущие силы- противоречия между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим учеником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков.
Девиантное (отклоняющееся поведение)- система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.
Детская общественная организация- самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
Диагностика педагогическая- изучение состояния педагогического процесса.
Дидактика- наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Дидактическая игра- коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Домашняя самостоятельная работа- составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Закон- объективная, устойчивая, существенная связь между явлениями, сторонами процесса.
Закон педагогический- категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Закономерности воспитания (обучения)- устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).
Запущенность педагогическая- отклонение от нормы в поведении ребенка, обусловленное недостатками воспитания.
Интериоризация- перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование новых по мере развития психологических структур личности.
Категория- научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
Контроль- наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.
Конференция (учебная)- организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
Концепция воспитания (обучения)- цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, средствах, формах.
Коррекция- система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Личность- человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Менеджер- профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.
Методика воспитательной работы- прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.
Методология- 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки- учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методы воспитания- совокупность способов иприемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы контроля- способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
Методы обучения- способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы педагогического исследования- способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы управления- способы достижения поставленных целей управления.
Мировоззрение- система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности.
Молодежная субкультура- система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.
Мораль- совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.
Наблюдение- целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Наказание- выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.
Неформальные объединения молодежи- одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.
Образование (как процесс)- специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.
Образование (как результат)- характеристика достигнутого уровня образованности.
Образованность личности- характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Обучение- активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Общение- одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Отметка- условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
Оценка- определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Парадигма - теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т. е. научный подход.
Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогическая деятельность- разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.
Педагогическая профессия- род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.
Педагогическая технология- научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогический процесс- последовательная смена состояний педагогической системы.
Педагогический менеджмент- а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития; б) научно организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень - управление деятельностью педагогического коллектива, второй - управление деятельностью учащихся.
Педагогическое взаимодействие- преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое мастерство- совершенное владение технологией педагогической
Повышение квалификации- вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций.
Поощрение- выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы.
Правила обучения- конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Прием воспитания (обучения)- составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
Принципы воспитания (обучения)- основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы управления- основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.
Проверка- система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.
Прогнозирование- научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.
Профессиональная ориентация- процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.
Профессиональное самоопределение- состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии.
Развитие- процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Рефлексия- внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Содержание воспитания- совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.
Содержание образования- педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.
Социализация- процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе.
Социальная педагогика- отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Социум- окружение, в котором формируется человек.
Способности- индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Средства воспитания- различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.
Средства обучения (дидактические средства)- источники получения знаний, формирования умений.
Стандарт образования- система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Субкультура- комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возрастного и определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Тест- стандартизированная процедура измерения.
Тестирование- целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Технология- проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.
Управление- целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).
Учебная программа- нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебник- книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
Учебный план- нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.
Учебный план базисный- основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования РФ.
Фактор- движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
Форма воспитательной работы- организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.
Форма обучения (как дидактическая категория)- внешняя сторона организации учебного процесса.
Форма организации обучения- конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).
Функции управления- виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Ценности (духовные)- абстрактные идеи, воплощающие общественные; идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Экскурсия (учебная)- форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.
Эксперимент- научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
Экстериоризация- перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей.
Эмпатия- способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание.
Подготовлено доцентом кафедры кандидатом юридических наук, доцентом Мариновской И.Д. и доцентом кафедры кандидатом юридических наук, доцентом Обыденовой Т.В.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры педагогики (Протокол № ___ от «___» _______201___ г.
[1] Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Беличева С. А., Беляева Л. И., Буданов А. В. и др. / Под ред. проф. В. Я Кикотя, проф. А. М Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 320.
[2] Бондаревская Е. В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 4–5.
[3] См.: Карелова Г. Н. Гендерная адаптация: структурные и процессуальные аспекты (На примере анализа адаптации российских женщин в условиях социальной реформации 90-х гг. XX в.): Дис. … д-ра социол. наук. – М., 1998; Шифанова И. Е. Ослабление влияния гендерных стереотипов как одна из целей социальной педагогики // Социальная педагогика: Материалы конференции, посвященной 5-летию факультета социальной педагогики (29 марта 2000 года). – М., 2000. – С. 69–72.
[4] См.: Кирьякова А. В. Аксиологический аспект воспитания личности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 89–90; Сергеева Т. Б. Аксиологические проблемы образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. – М., 2001.
[5] См.: Рожков М. И. Стратегии и модели воспитания \\ Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград, Перемена, 2004. – С. 134.
[6] См.: Аршинов В. И., Савичева Н. Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. – Калуга, 2000; Горшкова В. В. Воспитание в контексте синергетической методологии // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 36–47; Таланчук Н. М. Воспитание – синергетическая система ориентированного человековедения. – М., 1998 и др.