ДЕЛОВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ - забота о надлежащем обустройстве, соответствующем, по назначению и во времени, использовании чего-либо, выполнении в срок
ПРОСЬБА в адрес собеседника - это побуждающее обращение, призывающее удовлетворить потребности, нужды и желания.
Роль "просителя" здесь занимает воспитатель, исполнитель - ребенок. Просьба окрашивается мягкими интонациями и инструментуется как внутренняя потребность педагога. Традиционная парадигма этой формы - "Прошу вас..." ("Прошу вас, приглушите немного звук приемника", "Прошу вас, проследите за логикой моего рассказа"), хотя она может звучать иначе ("Если вас не затруднит...", "Возможно для вас не составит труда..", "Я буду вам признателен, если..." и т.п.). В зависимости от ситуации и собственных возможностей каждый педагог избирает вариант, наиболее соответствующий обстановке.
СОВЕТ - мнение по поводу того, как следует поступать, что сделать, что сказать.
К использованию этой формы прибегают в тех случаях, когда требуется более открытое, чем в просьбе, указание, но оно все же несет в себе скорее характер наставничества, нежели принуждения: один из собеседников лучше разбирается в обсуждаемом вопросе, поэтому он советует. Точка зрения советчика может быть либо принята, либо отвергнута. Это зависит от множества причин, но в первую очередь от того, представлена ли действительно такая возможность. Исходя из этого, парадигмой совета служит фраза: Я бы посоветовал вам..." Присутствие частицы "бы" реализует право на сомнение и выработку индивидуального решения. "Я бы посоветовал вам не солить суп", - а человек попробовал и посолил. "Я бы посоветовал вам не кричать на детей", - а педагог не принял совета и закричал, теперь ему приходится кричать громче и чаще. "Я бы посоветовала вам во время летних каникул прочесть ряд произведений, которые мы будем изучать в следующем году", - говорит учительница детям, расставаясь с ними в конце учебного года. Кто прислушался к совету -тот легко справляется с заданиями по литературе, а кто отверг его, теперь жалеет об этом.
РЕКОМЕНДАЦИЯ - аргументированное пожелание, используемое в тех случаях, когда необходимо обосновать для ребенка значение той или иной безусловной нормы, правила.
Для усиления рекомендательного воздействия часто используется иллюстрация описательного характера или личный пример. В случае острой необходимости рекомендация может высказываться как настоятельное требование, не допускающее сомнений и вызывающее быстрое ответное действие. Примерная формула рекомендации может быть представлена фразой: "Я рекомендую (я настоятельно рекомендую) вам, потому что..." Например: "Накануне выпускного сочинения я рекомендую вам побывать на природе, потому что общение с ней благотворно влияет на психическое самочувствие и создает поэтический настрой, столь необходимый для творчества". На уроке анатомии после рассмотрения вопроса о гигиене полости рта учитель говорит: "Теперь вы знаете, какими последствиями для всего организма оборачивается болезнь одного зуба, поэтому я настоятельно рекомендую вам чистить зубы утром и вечером, а после еды хотя бы полоскать рот".
ДЕЛОВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ - забота о надлежащем обустройстве, соответствующем, по назначению и во времени, использовании чего-либо, выполнении в срок.
Деловое распоряжение инструментуется как волевое усилие в интересах дела и поэтому ограничивает альтернативные вариации способов исполнения. К нему прибегают в тех случаях, когда требуется быстрое, четкое, деловитое исполнение задания. Форма обращения при этом должна быть этически выдержанной, сохранят вежливый и уважительный тон, что обеспечивает равные права всех участников дела. Например: "Пожалуйста, откройте тетради", "Пожалуйста, включите свет", "Напоминаю, что завтра мы выполняем проверочную работу. Пожалуйста, обратите еще раз внимание на решение задач данного типа".