Название периода | Основное содержание |
Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.). | История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Началом ее следует считать договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой (первое документальное подтверждение – забота государства о нуждающихся гражданах). Почти сразу после крещения (988 г.) Владимир занялся богоугодными делами: строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основав научного знания, книжного дела; основывал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения России. Владимир гораздо большее рвение с проявил к устройству церкви, а также к благотворительности, чем заслужил безмерную любовь народа. Владимир устраивал пирщества на княжеском дворе не только для бояр и знати, но и для людей бедных, всячески стараясь удовлетворили их нужды. Христанское учение так повлияло на Владимира, что Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мо прийти за помощью на его двор. Князь велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим и убогим. |
Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х - начало XVI вв.). | Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи подача милостыни. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства. Период церковно-государственной благотворительности (ХVI – XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим. Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав (Мудрый), который основал училище на 300 человек. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов — «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычайно для молодых государств Европы, Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов.Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианской человечностью. Христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможным. Благодаря десятине и обычаю частных лиц оставлять церкви свое имущество, на протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Первичным состраданием к страждающему была личная милостынь. Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Люди порой начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб. Российское законодательство делило нищих на 4 категории. Здесь были 1) те, которые не могут своим трудом добыть пропитании. 2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать; 3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют п лености и дурному поведению; 4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду. |
Период государственной благотворительности (ХVIII - начало XX вв.). | Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи. Первым российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество был Петр I, причем насильственными методами (биение) - Указ 1712 г. «О воспрещении нищенства». Первый русский император практически подошел к созданию системы общественного призрения. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежала на приказах Патриарших, монастырских. Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция. При Петре III было отмечено указом (1762 г.) о том, чтобы безумных не в монастырь определять, а построить для них особый дом (признание безумия болезнью). При Екатрине II было становление системы общественного призрения. Указ 1775 приписывал каждой губернии открыть особые Приказы Общественного призрения. На эти приказы были возложены обязанности – устраивать и содержать школы, сиротские дома, больницы, аптеки и др. учржд. Т.е. государство брало на себя ответственность как моральную, так и материальную, что вскоре было вынуждено попечение о нищих и калеках сделать не только гос-м, но и общественным. Это идея получила распространение при Александре I. Он подписал закон, в котором призрение в России передавалось различным благотворительным организациям и ведомствам. В результате реформ второй половины XIX в. в России появились земства, которым были переданы вопросы местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения. |
Период социального планирования (1917—1991). | Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными). Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих. Первым российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество был Петр I, причем насильственными методами (биение) - Указ 1712 г. «О воспрещении нищенства». Первый русский император практически подошел к созданию системы общественного призрения. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежала на приказах Патриарших, монастырских. Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция. При Петре III было отмечено указом (1762 г.) о том, чтобы безумных не в монастырь определять, а построить для них особый дом (признание безумия болезнью). При Екатрине II было становление системы общественного призрения. Указ 1775 приписывал каждой губернии открыть особые Приказы Общественного призрения. На эти приказы были возложены обязанности – устраивать и содержать школы, сиротские дома, больницы, аптеки и др. учржд. Т.е. государство брало на себя ответственность как моральную, так и материальную, что вскоре было вынуждено попечение о нищих и калеках сделать не только гос-м, но и общественным. Это идея получила распространение при Александре I. Он подписал закон, в котором призрение в России передавалось различным благотворительным организациям и ведомствам. В результате реформ второй половины XIX в. в России появились земства, которым были переданы вопросы местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения. |
Период социальной работы (с 1990-х гг.). | Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучать, как решались эти проблемы у нас, а также в других странах. Формировавшаяся в Российской Федерации в 90-е гг. система профессиональной социальной работы в значительной мере сдерживала вал социального неблагополучия, образно говоря, заслоняя собой многие категории обездоленного и нуждающегося в социальной помощи населения. В тяжелейший период, когда люди месяцами не получали пенсии и зарплаты, многие социальные работники, обслуживавшие граждан пожилого возраста и инвалидов, сами недоедая, в буквальном смысле слова делились куском хлеба со своими подопечными. В сложных социально-экономических условиях в нашей стране все же удалось создать целую сеть новых социальных учреждений, где на профессиональном уровне нуждающиеся граждане могут получить необходимую помощь, совет, поддержку. К числу таких учреждений относятся центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексные центры социального обслуживания населения, центры психолого-педагогической помощи населению, геронтологические центры, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям и др. |