Задания для самостоятельной работы. 1) Аргументируйте свое отношение и проанализируйте позицию К.Д
1) Аргументируйте свое отношение и проанализируйте позицию К.Д. Ушинского по вопросу о самобытности национальных систем воспитания.
2) Законспектируйте историко-педагогические источники №№ 10-12.
Семинар 3. «Педагогическая мысль в России в конце 19 – начале 20 веков»
Вопросы для обсуждения.
1. Состояние педагогической науки в России на рубеже веков.
2. Авторские концепции в экспериментальной педагогике:
а) педагогические взгляды В.М. Бехтерева;
б) А.М. Нечаев и его педагогические взгляды;
в) А.Ф. Лазурский и его вклад в экспериментальную педагогику.
3. Общетеоретическое направление в русской педагогике конца XIX – начала XX века (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт).
4. Развитие педагогических идей в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
5. Христианская педагогика в России и ее представители: Иоанн Кронштадский и архиепископ Амвросий (Ключарев).
Литература.
- Антология педагогической мысли России второй половины 19 в. – начала 20 в. - М., 1990.
- Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 в. – М., 1994.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.
- История педагогики и образования. /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.
- История педагогики и современность / Под ред. Ш.И. Ганелина, Н.С. Зенченко. – Л., 1970.
- Лебедев К. Педагогическая деятельность В.П. Вахтерова. – М., 1984.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конец 19 – начало 20 в. – М., 1991.
- Хрестоматия по истории педагогики в России. – М., 1986.
Семинар 4. «Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в России после 1917 года»
Вопросы для обсуждения.
- Первые документы советской власти о школе и создание единой трудовой школы.
- Развитие содержания и организации учебного процесса.
- Проблема нравственного воспитания в отечественной педагогике.
- Педагогическое стимулирование в педагогике 20-30-х гг. в России.
- Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого.
- В.Н. Сорока-Росинский и его педагогические взгляды.
- Система воспитания А.С. Макаренко.
- Школа в СССР в период Великой Отечественной войны.
- Тенденции и сущность инноваций в послевоенный период.
- Основы и инструментарий новых педагогических технологий гуманистической ориентации 60-80-е гг.. (В.А. Сухомлинский)
Литература.
- Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики. – Киев, 1970.
- История педагогики и образования. /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1917 – 1941 гг. – М., 1980.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1941 – 1961 гг. – М., 1988.
- Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. – М., 1980.
- Скаткин М.Н. Шацкий о всестороннем развитии детей. – М., 1977.
- Современные проблемы истории образования и педагогической науки. – М., 1994.
- Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М., 1972.
- Школа-коммуна Наркомпроса. – М., 1990.
Семинар 5. «Тенденции развития современного образовательного процесса»
Вопросы для обсуждения.
1. Развитие теории и практики образования в Западной Европе.
2. Образование и школа в США в XX веке.
3. Педагогическая традиция в странах Востока в XX веке.
4. Образование и педагогика в России на рубеже XX – XXI веков.
5. Гуманизация образовательного процесса как приоритетное направление в России и мире.
Литература.
1. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации. – М.: издательство МПСИ, 2009.
2. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальные проблемы. М., 2008.
3. Вульфсон Б.Л. Педагогическая мысль в современной Франции. – М., 1983.
4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998.
5. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.
6. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. – М., 1998.
7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения и зарубежные педагогические поиски. – М., 1994.
8. Малькова З.А. Современная школа США. – М., 1999.
9. Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. – М., 1975.
10. Школьные реформы в развитых странах Запада. – М., 1992.