Задания для самостоятельной работы. 1) Аргументируйте свое отношение и проанализируйте позицию К.Д

1) Аргументируйте свое отношение и проанализируйте позицию К.Д. Ушинского по вопросу о самобытности национальных систем воспитания.

2) Законспектируйте историко-педагогические источники №№ 10-12.

Семинар 3. «Педагогическая мысль в России в конце 19 – начале 20 веков»

Вопросы для обсуждения.

1. Состояние педагогической науки в России на рубеже веков.

2. Авторские концепции в экспериментальной педагогике:

а) педагогические взгляды В.М. Бехтерева;

б) А.М. Нечаев и его педагогические взгляды;

в) А.Ф. Лазурский и его вклад в экспериментальную педагогику.

3. Общетеоретическое направление в русской педагогике конца XIX – начала XX века (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт).

4. Развитие педагогических идей в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

5. Христианская педагогика в России и ее представители: Иоанн Кронштадский и архиепископ Амвросий (Ключарев).

Литература.

  1. Антология педагогической мысли России второй половины 19 в. – начала 20 в. - М., 1990.
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 в. – М., 1994.
  3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.
  4. История педагогики и образования. /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
  5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.
  6. История педагогики и современность / Под ред. Ш.И. Ганелина, Н.С. Зенченко. – Л., 1970.
  7. Лебедев К. Педагогическая деятельность В.П. Вахтерова. – М., 1984.
  8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конец 19 – начало 20 в. – М., 1991.
  9. Хрестоматия по истории педагогики в России. – М., 1986.

Семинар 4. «Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в России после 1917 года»

Вопросы для обсуждения.

  1. Первые документы советской власти о школе и создание единой трудовой школы.
  2. Развитие содержания и организации учебного процесса.
  3. Проблема нравственного воспитания в отечественной педагогике.
  4. Педагогическое стимулирование в педагогике 20-30-х гг. в России.
  5. Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого.
  6. В.Н. Сорока-Росинский и его педагогические взгляды.
  7. Система воспитания А.С. Макаренко.
  8. Школа в СССР в период Великой Отечественной войны.
  9. Тенденции и сущность инноваций в послевоенный период.
  10. Основы и инструментарий новых педагогических технологий гуманистической ориентации 60-80-е гг.. (В.А. Сухомлинский)

Литература.

  1. Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики. – Киев, 1970.
  2. История педагогики и образования. /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
  3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.
  4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1917 – 1941 гг. – М., 1980.
  5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1941 – 1961 гг. – М., 1988.
  6. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. – М., 1980.
  7. Скаткин М.Н. Шацкий о всестороннем развитии детей. – М., 1977.
  8. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. – М., 1994.
  9. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М., 1972.
  10. Школа-коммуна Наркомпроса. – М., 1990.

Семинар 5. «Тенденции развития современного образовательного процесса»

Вопросы для обсуждения.

1. Развитие теории и практики образования в Западной Европе.

2. Образование и школа в США в XX веке.

3. Педагогическая традиция в странах Востока в XX веке.

4. Образование и педагогика в России на рубеже XX – XXI веков.

5. Гуманизация образовательного процесса как приоритетное направление в России и мире.

Литература.

1. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации. – М.: издательство МПСИ, 2009.

2. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальные проблемы. М., 2008.

3. Вульфсон Б.Л. Педагогическая мысль в современной Франции. – М., 1983.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998.

5. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.

6. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. – М., 1998.

7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения и зарубежные педагогические поиски. – М., 1994.

8. Малькова З.А. Современная школа США. – М., 1999.

9. Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. – М., 1975.

10. Школьные реформы в развитых странах Запада. – М., 1992.

Наши рекомендации