Обобщающий рассказ педагога по картине «Птичий двор». 13 страница

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания, нравственно-эстетических чувств к природе.

Оборудование.Тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, игра «Разноцветные круги», предметные картинки на звуки [а], [у], [о], сюжетные картинки для организационного момента, игрушки для артикуляционной гимнастики, 4 меховых медвежонка, сюжетная картинка с зимним пейзажем, на которой допущены фактические ошибки.

Предварительная работа.Рассматривание снежинок во время прогулки и картины «Вьюга», разучивание пальчиковой гимнастики «Мы во двор пошли гулять».

Ход занятия

1. Организационный момент.[Совершенствование грамматического строя речи (различение и употребление простых предлогов).]

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними и раздает всем по сюжетной картинке.

Логопед. Кто нарисован у вас на картинках?

Дети. Это дети.

Логопед. Сначала сядет тот, у кого дети стоят на горке.

Ребенок, у которого оказалась описанная логопедом картинка, садится.

Логопед. Теперь можно сесть тому, у кого дети едут с горки.

Ребенок, у которого оказалась описанная логопедом картинка, сидится.

Логопед. Пусть сядет тот, у кого дети стоят под горкой.

Ребенок, у которого оказалась описанная логопедом картинка,

Логопед. А у тебя что дети делают, Рома?

1-й ребенок. Поднимаются на горку.

Логопед. Правильно. Садись, Рома. (Собирает картинки.)

212 – 213

2. Игра «Что перепутал художник?»[Развитие диалогической речи, зрительного внимания.]

Логопед помещает на наборное полотно сюжетную картину.

Логопед. Посмотрите внимательно на картину и подумайте, что на ней нарисовано неправильно. Чего не бывает зимой?

1-й ребенок. Не ходят в сарафане.

2-й ребенок. Не загорают.

3-й ребенок. Не растут яблоки.

4-й ребенок. Не цветут цветы.

Логопед. Хорошо. А что правильно нарисовал художник?

1-й ребенок. Кругом лежит снег.

2-й ребенок. Прилетели снегири.

3-й ребенок. Деревья голые.

4-йребенок. Дети катаются на санках.

Логопед. Очень хорошо рассказали. Похлопайте себе.

3. Работа в тетради№1. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед раздает детям тетради, открытые на с. 21, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Вчера во время прогулки я просила вас рассмотреть снежинки. Расскажите, какие они? Начните ответ со слова «снежинки».

1-й ребенок. Снежинки белые.

2-й ребенок. Снежинки красивые.

3-й ребенок. Снежинки холодные.

4-й ребенок. Снежинки хрупкие.

Логопед. Сегодня мы с вами обведем красивую узорчатую снежинку в наших тетрадях. Она будет сказочной, голубой. Возьми те карандаш, обведите снежинку по линиям, дорисуйте недостающие линии, раскрасьте кружки на кончиках линий и серединке снежинки.

Дети выполняют задание, логопед следит за правильностью выполнения, за посадкой детей, затем оценивает их работу, убирает карандаши и тетради.

4. Игра «Подними мишку».[Развитие фонематического но» приятия, фонематического слуха, умения выделять звук [о] из начала слова.]

Логопед помещает на наборное полотно предметные картинки.

Логопед. Рассмотрите картинки и назовите их.

Дети. Утка, аист, ослик, арка, окна, обруч, астра, улей.

Логопед раздает всем по маленькому мишке.

Логопед. Теперь я буду показывать и называть картинки, а вы будете поднимать мишек, если услышите звук [о].

Логопед произносит слова медленно, немного растягивая первый гласный в словах. Дети, услышав звук [о], поднимают мишек над головой. После выполнения задания логопед убирает картинки и мишек и приглашает детей на коврик.

5. Игра «Вьюга».[Развитие речевого дыхания, силы голоса]. Логопед предлагает детям встать в шеренгу. Логопед. Сейчас я загадаю вам загадку, и вы легко отгадаете ее, если вспомните картину, которую рассматривали вчера. Кто бросает снег в лицо, Наметает на крыльцо? Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? Дети. Вьюга.

Логопед. Молодцы! Давайте попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у-у. Дети. У-у-у-у!

Логопед. А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается, то вьюга воет все громче. Если рука опускается, вьюга воет все тише. Упражнение проводится 3 раза.

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».[Развитие тонкой моторики.]

Логопед предлагает детям возвратиться за стол и сделать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках.
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли, Отряхивают ладошки.
Съели суп, и спать легли. Движения воображаемой ложкой;руки под щеку.

214 – 215

7. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед предлагает детям выполнить перед зеркалом несколько упражнений артикуляционной гимнастики всем вместе. Например, выполняются упражнения «Улыбка-трубочка» и «Лопатка-иголочка». Логопед может уже не напоминать, как выполняется каждое упражнение, а просто показывать соответствующую игрушку или картинку. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Затем педагог предлагает каждому из детей выполнить разные упражнения. Дети выполняют упражнения и оценивают работу друг друга.

8. Игра «Разноцветные круги».[Закрепление знания и различения признаков осени и зимы, умения составлять предложения по картинкам.]

Логопед вновь приглашает детей на коврик, на котором уже лежат два больших цветных картонных круга, на каждом из которых наклеена картинка — с зимним пейзажем, с осенним пейзажем.

Логопед. Сегодня я приготовила для вас игру «Разноцветные круги». Какие круги лежат на ковре?

Дети. Белый и желтый.

Логопед. Какое время года нарисовано на белом круге?

Дети. Зима.

Логопед. А на желтом?

Дети. Осень.

Логопед рассыпает по ковру маленькие картинки, на которых изображены характерные признаки зимы и осени.

Логопед. Выберите и положите на белый круг картинки с признаками зимы, а на желтый — с признаками осени.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какие картинки лежат на белом круге?

1-й ребенок. Снегирь.

2-й ребенок. Снеговик.

3-й ребенок. Снежинки.

4-й ребенок. Дед Мороз.

Логопед. Какие картинки лежат на желтом круге?

1-й ребенок. Красный листик.

2-й ребенок. Туча и дождик.

3-й ребенок. Овощи.

4-й ребенок. Грибы.

Логопед убирает желтый круг с картинками.

Логопед. Давайте расскажем поподробнее о зиме по картинкам. Какие птицы прилетели к нам зимой? Начните ответ со слова «зимой».

1-й ребенок. Зимой прилетели снегири.

Логопед. Кого слепили дети? Начните ответ со слова «дети».

2-й ребенок. Дети слепили снеговика.

Логопед. Что падает с неба? Начните ответ со слов «с неба...»

3-й ребенок. С неба падают снежинки.

Логопед. Кто придет к детям? Начните так: «К детям...»

4-й ребенок. К детям придет Дед Мороз. Логопед. Отлично справились с заданием. Похлопайте себе. 9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли на занятии, и оценить работу друг друга.

Декабрь, 2-я неделя

Тема «Зимующие птицы»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели.Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме (птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать). Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговой структуры слова.

216 – 217

Коррекционно-развивающие цели.Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, темпа и ритма речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания, нравственно-эстетических чувств к природе.

Оборудование.Предметные картинки с изображениями зимующих птиц[36], картина «У кормушки», игра «У кормушки», бумажные синички (оригами), тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, плоскостные изображения снеговиков.

Предварительная работа.Вывешивание кормушки на участке, наблюдение за птицами во время прогулки, подкармливание птиц, разучивание подвижной игры «Снегири», чтение рассказа В. Зотова «Синица».

Ход занятия

1. Организационный момент.[Развитие зрительного восприятия, совершенствование элементарных математических представлений (закрепление навыка счета в пределах пяти). Объявление темы занятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, где на столе разложены предметные картинки с изображениями зимующих птиц.

Логопед. Сядет тот, у кого на картинке два снегиря.

Ребенок, у которого оказалась названная картинка, садится.

Логопед. Теперь можно сесть тому, у кого на картинке три синички.

Ребенок, у которого оказалась названная картинка, садится.

Логопед. Сядет тот, у кого четыре голубя.

Ребенок, у которого оказалась названная картинка, садится.

Логопед. А у тебя сколько воробьев, Вадик?

1-й ребенок. Три.

Логопед. Правильно. Садись, Вадик. Сегодня мы с вами продолжим разговор о зиме, поговорим о птицах, которых можно встретить в наших краях зимой. Таких птиц называют зимующими. Они зимуют у нас, а не улетают в теплые края.

2. Рассматривание картины «У кормушки». Беседа по ней.[ Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме].

Логопед вывешивает на наборное полотно картину «У кормушки» и читает стихотворение:

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки?

Прилетайте на опушку,

— Угощенье ждет в кормушке.

Что делают дети на картинке?

1-й ребенок. Они спрятались за елочку.

2-й ребенок. И смотрят на птичек. Логопед. Какие птички прилетели к кормушке?

3-й ребенок. Синички.

4-й ребенок. Воробьи.

Логопед. Какие птички сидят на рябине?

Дети. Снегири.

Логопед. Давайте рассмотрим синичку. Какая у нее грудка?

Дети. Желтая.

Логопед. А головка, спинка и крылышки?

Дети. Синие.

Логопед. Правильно. Головка, спинка и крылышки у синички синие. Слышите, как похожи эти слова? Именно поэтому птичку называют синичкой. А какая грудка у снегиря?

Дети. Красная.

218 – 219

Логопед. А головка, спинка и крылышки?

Дети. Черные.

Логопед. Вот какие яркие и нарядные синичка и снегирь, а воробышки серенькие, неприметные, но тоже очень красивые. Посмотрите, как они распушили перышки, нахохлились. Наверное, им холодно. Птичкам зимой холодно и голодно, поэтому мы должны их подкармливать, вывешивать кормушки и насыпать корм. Вчера вы повесили кормушку на участке. Не забывайте каждый день насыпать туда свежий корм.

3. Игра «У кормушки».[Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа).]

Логопед помещает на наборное полотно плоскостное изображение кормушки и плоскостные изображения птиц — игру «У кормушки»[37], где птички закреплены на игровом поле с помощью «липучек».

Логопед. Каких птичек вы видите у кормушки?

Дети. Синичку, воробья, снегиря, дятла.

Логопед. Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажете, кого не стало. Закройте глаза.

Логопед убирает плоскостное изображение синички.

Логопед. Откройте глаза. Кого не стало?

Дети. Синички.

Логопед. Где сидела синичка?

Дети. На веточке.

Логопед. Что она делала?

Дети. Клевала сало.

Логопед. Вы помните, что синичек надо угощать несоленым салом? Посмотрите, я «посажу» синичку обратно, а уберу другую птичку. Закройте глаза. (Убирает плоскостное изображение воробья.) Откройте глаза. Кого теперь не стало?

Дети. Воробышка.

Логопед. Где сидел воробышек?

Дети. В кормушке.

Логопед. Что делал воробей?

Дети. Клевал зернышки.

Логопед. Верно. Я «сажаю» воробья обратно. (Закрепляет изображение воробья на картинке.) Закрывайте глаза (Убирает плоскостные изображения снегиря и дятла.) Откройте глаза. Кого не стало?

Дети. Снегиря и дятла.

Логопед. Что делал снегирь?

Дети. Клевал рябину.

Логопед. Что делал дятел?

Дети. Стучал клювом.

Логопед. Он доставал жучков и личинок из-под коры дерева, долбил кору. Молодцы! Вы были очень внимательными. А теперь пойдемте на коврик.

4. Подвижная игра «Снегири».[Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.]

Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывая, как следует правильно выполнять движения.

Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири Делают 4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой.
Распушили перышки, Греются на солнышке. Делают 4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой. Часто потряхивают руками-«крылышками», опущенными вниз.
Головой вертят, Улететь хотят. Делают 2 поворота головой с кивком — вправо, влево.
Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! Разбегаются по группе, взмахивая руками как крыльями.

5. Упражнение «Птички».[Развитие физиологического дыхания].

Логопед раздает детям бумажных синичек.

220 – 221

Логопед. Посмотрите, какие красивые синички. Сейчас мы научим их летать. Поставьте птичку на ладошку. Держите ладошку напротив губ. Вот так. (Показывает.) По моей команде вы сделаете вдох и станете дуть на синичку, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.

Упражнение выполняется 3—4раза.

6. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики].

Логопед приглашает детей перейти к зеркалу и предлагает им выполнить несколько упражнений артикуляционной гимнастики всем вместе. Например, выполняются упражнения «Улыбка-трубочка» и «Лопата-иголочка». Логопед может уже не напоминать, как выполняется каждое упражнение, а просто показывает соответствующую игрушку или картинку. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Затем педагог предлагает каждому из детей выполнить разные упражнения. Дети выполняют упражнения и оценивают работу друг друга.

7. Работа в тетради№1. [Развитие тонкой моторики.] Дети возвращаются к столу, садятся. Логопед раздает детям тетради, открытые на с. 22, ставит на стол контейнер с цветными карандашами, помещает на наборное полотно картинку с изображением синички.

Логопед. За синие крылья она так зовется.

И в холод и в зной ей так звонко поется!

В рубашечке желтой, и впрямь невеличка,

Так как же ее назовешь ты?

Дети. Синичка.

Логопед. Посмотрите еще раз на картинку. Помните, что грудку синички вы должны раскрасить желтым карандашом, а головку, спинку и крылышки — синим. Веточку и лапки вы раскрасите вечером, после дневного сна.

Дети выполняют задание, логопед следит за правильностью по­садки и постановкой руки. Дети оценивают работу друг друга. Логопед собирает тетради.

8. Игра «Телефон».[Работа над слоговой структурой слова, прохлопывание слоговой структуры слов — названий птиц].

Логопед предлагает детям встать в шеренгу на ковре.

Логопед. Сейчас мы поиграем в «телефон»: будем передавать по очереди друг другу слова. Слушайте внимательно, как я говорю слова и хлопаю.

Логопед произносит и хлопает по слогам следующие слова: «птица», «сне-гирь», «во-ро-на», «си-ни-ца», «клюв», «хвост». Дети по очереди произносят слова и хлопают на каждый слог.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им особенно понравилось на занятии, и оценивает работу каждого т них.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамма­тического строя речи (образование и использование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной и общей моторики, мышления (формирование видовых обобщений).

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий. Воспитание доброжелательности, исполнительности, жела­ния быть справедливыми, бережного отношения и любви к природе.

Оборудование.Предметные картинки с изображениями зиму­ющих птиц, три плоскостных изображения корзинок разных цветов, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, предметные картинки, названия которых начинаются со звуков [а], [у], [о], картинки для упражнения «Лесенка».

Предварительная работа.Подкармливание зимующих птиц во время прогулки, разучивание пальчиковой гимнастики «Кормушка».

222 – 223

Ход занятия

1. Организационный момент.[Развитие памяти, уточнение и расширение словаря по теме.)

Логопед здоровается с детьми и приглашает их в кабинет. Дети встают рядом со стульчиками у общего стола.

Логопед. Сядет тот, кто вспомнит название зимующей птицы.

1-й ребенок. Синичка.

2-й ребенок. Снегирь.

3-й ребенок. Дятел.

4-й ребенок. Воробей.

Логопед. Молодцы!

2. Игра «Один— два».[Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа и глаголов в форме единственного и множественного числа изъявительного наклонения).]

Логопед раздает детям пары картинок с изображениями зимующих птиц. В каждой паре изображение одной птицы и нескольких таких же птиц.

Логопед. Рассмотрите картинки. Назовите сначала птицу на одной картинке и скажите, что она делает; а потом — птиц на двух картинках и — что они делают, например: дятел летит — дятлы летят.

1-й ребенок. Синица сидит — синицы сидят.

2-й ребенок. Снегирь клюет – снегири клюют.

3-й ребенок. Сорока прыгает — сороки прыгают.

4-й ребенок. Ворона ходит — короны ходят.

Логопед. Отлично! Похлопайте себе.

3. Повторение рассказа-описания о синице после логопеда.[Развитие связной речи.]

Логопед собирает у детей пары картинок и помещает на наборное полотно картинку с изображением синицы.

Логопед. Кто это?

Дети. Это синичка.

Логопед. Какая у нее грудка? Начните со слов «у синички».

Дети. У синички желтая грудка.

Логопед. Какие у нее головка, спинка и крылья? Начните со слов «у нее».

Дети. У нее синие головка, спинка и крылья.

Логопед. Что она любит клевать? Начните со слов «она любит».

Дети. Она любит клевать сало.

Логопед. Вы очень хорошо ответили на вопросы. Теперь послушайте мой рассказ о синичке.

Это синичка. У нее желтая грудка. А головка, спинка и крылышки — синие. Она любит клевать сало.

Попробуйте повторить рассказ. Сначала назовите птичку. Потом расскажите, какие у нее грудка, головка, спинка, крылья. В конце напомните о том, что она любит клевать.

Все дети по очереди повторяют рассказ. Логопед по мере необходимости помогает детям, показывает указкой на картинке то, о чем они должны рассказывать, а далее предлагает оценить рассказы друг друга, быть справедливыми, поддержать тех, чьи рассказы не названы лучшими.

4. Подвижная игра «Воробей».[Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает встать лицом в круг.

Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек-пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей. Идут по кругу, заложив руки за спину. В центре скачет на корточках один ребенок. Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.

5. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

224 – 225

Логопед приглашает детей пройти к зеркалу и предлагает им выполнить несколько упражнений артикуляционной гимнастики всем вместе. Например, выполняются упражнения «Маятник» и «Качели». Логопед может уже не напоминать, как выполняется каждое упражнение, а просто показывать соответствующую игрушку или картинку. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Затем педагог предлагает каждому из детей выполнить разные упражнения. Дети выполняют упражнения и оценивают работу друг друга.

6. Упражнение «Лесенка».[Преодоление твердой атаки голоса.]

Логопед помещает на планку над зеркалом картинки с изображениями плачущей девочки, воющего волка и мальчика, у которого болит зуб[38] (Упражнение проводится перед зеркалом, для того чтобы дети могли контролировать положение органов артикуляции при произнесении разных гласных звуков.)

Логопед. Посмотрите на картинки. Как плачет девочка?

Дети. А-а-а!

Логопед. Как воет волк?

Дети. У-у-у!

Логопед. Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

Дети. О-о-о!

Логопед. Давайте споем каждый из этих звуков так, как будто наш голос то поднимается по лесенке, то спускается с нее.

Вместе с логопедом дети поют каждый из звуков с повышением и понижением тона. Логопед следит за тем, чтобы дети пели на мягкой атаке голоса.

7. Упражнение «Разноцветные корзинки».[Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков [а]—[у]—[о] в словах (начальная ударная позиция) со зрительной опорой.]

Логопед приглашает детей за стол, на котором уже разложены предметные картинки на звуки [а] - [у] - [о], и помещает на наборное полотно красную, желтую и зеленую корзинки.

Логопед. Рассмотрите картинки и подумайте, с какого звука начинается название каждой из них. Все картинки на звук [а] «положите» в красную корзинку, на звук [у] — в желтую, на звук [о] — в зеленую.

Дети выбирают картинки, подходят к наборному полотну и закреп­ляют их на соответствующих корзинках. Если им трудно удержать в памяти все задание, логопед может поместить рядом с корзинками те картинки, которые использовались для упражнения «Лесенка».

8. Упражнение «Кто лишний?»[Развитие речевого слуха, мышления (формирование видовых обобщений).]

Логопед убирает все материалы, которые использовались для предыдущего упражнения.

Логопед. А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать меня. Слушайте внимательно: снегирь, петух, синица, ворона. Кто лишний?

Дети. Петух.

Логопед. Почему?

Дети. Он живет у человека.

Логопед. А остальные птицы живут на воле, и, кроме того, они — зимующие. Молодцы! Слушайте еще. Курица, утка, сова, гусь. Кто лишний?

Дети. Сова.

Логопед. Почему?

Дети. Она живет в лесу.

Логопед. Верно. И это зимующая птица. А остальные птицы где живут?

Дети. У человека.

Логопед. Вы отлично справились с заданием! Похлопайте себе.

Это задание может оказаться довольно сложным для детей, тогда логопед должен помочь им наводящими вопросами, выяснив предварительно, где живет каждая из птиц.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им особенно понравилось на занятии, и оценивает работу каждого из них.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы». Обучение повторению рассказа вслед за логопедом со зрительной опорой.

226 – 227

Коррекционно-развивающие цели.Активизация речевой деятельности. Развитие связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий. Воспитание доброжелательности, желания быть справедливыми, бережного отношения и любви к природе.

Оборудование.Тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки с изображениями зимующих птиц, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, бумажные снегири (оригами), красные кружки для звукового анализа.

Предварительная работа.Подкармливай и е зимующих птиц во время прогулки, расширение и уточнение словаря (голова, крыло, хвост, клюв, клевать).

Ход занятия

1. Организационный момент.[Совершенствование грамматического строя речи (составление предложений из 3—4 слов).]

Логопед здоровается с детьми и приглашает их в кабинет. Дети встают рядом со стульчиками. На столе перед ними лежат сюжетные картинки с изображением зимующих птиц.

Логопед. Сядет тот, кто расскажет, что делает птичка на картинке.

1-й ребенок. Снегирь клюет рябину.

2-й ребенок. Сорока сидит на березе.

3-й ребенок. Синица клюет сало.

4-й ребенок. Воробей летит к кормушке.

Логопед. Молодцы! Вы справились с заданием.

2. Повторение рассказа-описания о снегире после логопеда со зрительной опорой.[Развитие связной речи.]

Логопед собирает картинки и помещает на наборное полотно большую картинку с изображением снегиря.

Логопед. Кто это?

Дети. Это снегирь.

Логопед. Какая у снегиря грудка?

Дети. У него красная грудка.

Логопед. Какие у него голова, спинка и крылья?

Дети. Голова, спинка и крылья черные.

Логопед. Что любит клевать снегирь?

Дети. Он любит клевать рябину.

Логопед. Вы хорошо ответили на мои вопросы, а теперь по­слушайте рассказ о снегире.

Это снегирь. У него красная грудка, а голова, спинка и крылья черные. Снегирь любит клевать рябину.

Теперь вы попробуйте рассказать о снегире все по очереди. Сначала вы называете птичку. Потом рассказываете, какие у нее грудка, головка, спинка, крылья. И наконец, напоминаете нам, что любит клевать птичка.

Все дети по очереди повторяют рассказ логопеда. Педагог оказывает им необходимую помощь, показывает указкой, о чем нужно говорить. Логопед предлагает выбрать лучший рассказ, учит поддерживать тех, чьи рассказы не признаны лучшими.

Наши рекомендации