Психологическое здоровье учителя.
Цель:Выделить личностные особенности учителя как основные факторы продуктивности педагогической деятельности.
Ход работы:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Заслушивание и обсуждение докладов
Вопросы для обсуждения
Проблема соответствия человека педагогической профессии. «Я-концепция» учителя и ее проявление в педагогической деятельности. Профессиональные деформации.
Тематика докладов
Синдром эмоционального сгорания в педагогической профессии
Профилактика профессиональной деформации педагога
Психологическое здоровье учителя
Практическое занятие 5
Тема: Педагогические способности
Цель:информационно-психологическое обеспечение саморазвития, рефлексии собственных психологических особенностей, их влияния на успех педагогической деятельности.
Ход:
1. Соотнесение различных видов педагогических способностей с разными сторонами педагогической деятельности (конструктивной, коммуникативной, организаторской, познавательной).
2. Самооценка уровня развития педагогических способностей.
3. Психологическая диагностика уровня развития педагогических способностей.
4. Проведение рефлексивного анализа полученных результатов.
5. Создание программы развития способностей.
Вопрос для обсуждения
Различные подходы к классификации педагогических способностей
Методические указания:
Для успешной работы на семинаре необходима информация не только о различных подходах к классификации педагогических способностей, но и материалы предыдущего семинара, а также сведения о категории «Способности» из курса общей психологии.
Практическое занятие 6
Тема: Профессионально-педагогическая направленность учителя.
Цель:рефлексия собственных психологических особенностей в сфере направленности личности, их влияния на успех педагогической деятельности. Анализ влияния профессионально-педагогической направленности учителя на продуктивность его деятельности.
Ход:
1. Обсуждение теоретического вопроса: Роль профессионально-педагогической направленности личности учителя в становлении профессионала.
2. Исследование общеличностной направленности.
3. Проведение рефлексивного анализа полученных результатов. Соотнесение общеличностной и вероятной педагогической направленности.
4. Обсуждение проявлений педагогической направленности в ситуациях педагогического общения.
Методические указания:
Для успешной работы на семинаре необходима информация не только о педагогической направленности, но и материалы, касающиеся продуктивности педагогической деятельности.
Вопросы для рефлексивного анализа:
Исходя из результатов, полученных при изучении общеличностной направленности, какой можно сделать прогноз о Вашей будущей педагогической направленности?
Как она будет проявляться в педагогической деятельности – в построении урока, взаимодействии с детьми, выборе средств воздействия?
Практическое занятие 7
Тема: Психология педагогического общения
Цель: рефлексия собственных психологических особенностей, их влияния на качество педагогического общения, овладение приемами исследования своих индивидуально-психологических особенностей для ориентации в вопросах информационно-психологического обеспечения саморазвития.
Вопросы для обсуждения
Содержательная характеристика педагогического общения. Понятие, структура, функции. Культура педагогического общения. Стили педагогического общения. Затруднения в педагогическом общении - барьеры и установки, оценочные стереотипы (психологическая характеристика, виды).
Литература:
Практическое занятие 8
Тема: Психология воспитания.
Цель: Рассмотрение проблематики психологии воспитания как раздела педагогической психологии, анализ воспитательных проблем, решаемых учителем
Ход:
1. Обсуждение теоретических вопросов:
2. Обсуждение материалов конспекта
3. Ролевая игра «Педагогическая оценка»
Вопросы для обсуждения.
Предмет, задачи и цели психологии воспитания. Проблема целей воспитания в психологии. Механизмы педагогического влияния (убеждение, внушение, заражение, подражание) и условия их реализации. Психология педагогической оценки.
Методические указания:
При подготовке вопросов семинарского занятия необходимо законспектировать главу 4 «Биологический и социальный факторы воспитания» из книги Выготского Л.С. Педагогическая психология. - М., 1976.
При конспектировании нужно ответить на вопросы:
1. Как, по мнению Л.С.Выготского, соотносятся биологический и социальный факторы воспитания?
2. В чем состоит двойственность педагогического труда?
3. Как Л.С.Выготский обосновывает недопустимость стихийности в воспитании?
4. Почему невозможно предвидеть заранее результат воспитания?
5. Какие психологические требования к определению целей воспитания формулирует Л.С.Выготский?
6. В чем суть определения воспитания как социального отбора?
Конспектирование позволит уяснить сложность постановки воспитательных целей, неоднозначность понимания этой категории в современной педагогике и психологии.
Практическое занятие 9
Тема: Психология воспитания.
Цель: Рассмотрение проблематики психологии воспитания как раздела педагогической психологии, анализ воспитательных проблем, решаемых учителем
Ход:
1. Заслушивание докладов или просмотр презентаций по теме «Осложненное поведение детей как воспитательная проблема».
2. Обсуждение книги Рубинштейна С.Л. Человек и мир.
3. Создание программ воспитательной работы с детьми с различными личностными нарушениями (агрессивность, лживость, неуверенность в себе, демонстративность, тревожность, гиперактивность и т.п.) по схеме: психологические причины, направления воспитательной работы, воспитательные средства адекватные для решения данной проблемы.
4. Представление и обсуждение программ
Литература для конспектирования
Глава «Психологическая наука и дело воспитания» в кн. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1998.
Вопросы для докладов или презентаций по теме
«Осложненное поведение детей как воспитательная проблема»:
Детская агрессивность и способы ее коррекции.
Детская лживость как воспитательная проблема.
Психологические причины неуверенности в себе.
Демонстративные дети и педагогическая работа с ними.
Психологические причины детской тревожности.
Гиперактивное поведение детей – способы коррекции
Практическое занятие 10
Тема: Способы педагогического воздействия
Цель: овладеть знаниями о целях, средствах, способах педагогического воздействия, педагогической этике.
Вопросы для обсуждения:
Категория субъекта в педагогической психологии.
Субъект - объектный и субъект - субъектный подходы в образовании.
Вопросы для рефлексивного анализа
Какие способы эффективнее?
Почему трудно пользоваться недирективными способами воздействия?
В чем причина предпочтения директивных способов?
Практическое занятие 11