Список основных источников

Педагогическое образование, профиль Начальное образование и дополнительное образование

Курс, заочная форма обучения, 2016-2017 учебный год

Задания к практическим занятиям по дисциплине

Теория обучения и педагогические технологии начального образования

Практическое занятие №1

Общая характеристика методов и форм организации обучения

Вопросы и задания.

Часть 1. Методы обучения

1) Раскройте сущность понятия метод, метод обучения, прием обучения, средства обучения, их виды.

2) Охарактеризуйте эволюцию методов обучения.

3) Раскройте предназначение, смысл классификации методов обучения, укажите, в чем заключаются сложности, проблемы классификации методов обучения

4) Представьте характеристику перечисленных ниже классификации методов обучения. Укажите

- группы методов обучения,

- достоинства и недостатки данной классификации

Обязательные варианты – по источнику знаний (Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, Е.И.Петровский); по назначению или по основной дидактической цели (М.Д.Данилов, Б.П.Есипов); на основе целостного подхода к педагогическому процессу (Ю.К.Бабанский); по характеру познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) и т.д..

5) Представьте характеристику отдельных методов обучения. Раскройте в таблице сущность, возможности, требования к использованию следующих методов обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебная дискуссия, работа с книгой, иллюстрация, демонстрация, упражнение, лабораторная работа. В тексте таблицы делайте ссылки на использованную литературу.

Таблица 1 – Характеристика методов обучения

Название метода Сущность Возможности Требования к использованию
       

6) На основе анализа 2-3 источников раскройте основания выбора метода обучения. Сделайте вывод о сходстве и различии указанных позиций.

Часть 2. Формы организации обучения

Вопросы и задания

1) Раскройте сущность понятия «форма организации обучения».

2) Покажите развитие, эволюцию форм организации обучения (формы организации обучения в социокультурном контексте).

3) Представьте варианты классификаций форм организации обучения. Охарактеризуйте сущность, виды следующих форм организации обучения: основная, дополнительная, вспомогательная.

4) Раскройте сущность, признаки урока. Используйте при этом, как минимум 2 источника. Сопоставьте найденную информацию, сделайте выводы.

5) Составьте таблицу, характеризующую типологию и структуру уроков.

Таблица 2 - Типология и структура уроков по… (источник)

Название типа уроков Цель урока данного типа Структура урока данного типа Особенности организации урока данного типа
       
       
       
       
       

6) Охарактеризуйте сущность, достоинства, ограничения, условия использования следующих форм организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

7) Охарактеризуйте экскурсию как дополнительную форму организации обучения: сущность, виды, задачи, требования к организации и т.д.

8) Охарактеризуйте домашнюю учебную работу как дополнительную форму организации обучения: сущность, виды, задачи, требования к организации, проблемы в организации и т.д.

9) Охарактеризуйте процесс подготовки учителя к уроку.

Список основных источников

1) Голованова Н.Ф. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов/ Н.Ф.Голованова. - СПб.: Речь, 2005. - 317 с.

2) Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов/ ред. П. И. Пидкасистый. - М.: Высшее образование, 2008. - 430 с.

3) Педагогика [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2007. – 429 с.

4) Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учебник / И. П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. – 540 с.

5) Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; ред. В. А. Сластенин ; Междунар. Академия наук пед. образов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. – 567 с.

6) Харламов И.Ф. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2006. – 517 с.

Практическое занятие №2

Наши рекомендации