Пример урока усвоения новых знаний 1 страница
БИБЛИОТЕКА
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ
В. А. ОНИЩУК
УРОК
В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Пособие для учителя
Издание второе, переработанное
МОСКВА
«ПРОСВЕЩЕНИЕ»
ББК 74.212 О-58
Рецензент учитель-методист Ф.Б. Горелик
Онищук В. А.
0-58 Урок в современной школе: Пособие для учителя.— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1986.—160 с.— (Б-ка зам. директора шк.-по учеб.-воспитат. работе).
В книге в соответствии с требованиями реформы общеобразовательной и профессиональной школы — совершенствовать формы и методы обучения, повышать качество образования и воспитания — рассматриваются методологические основы урока, конкретизируются психолого-педагогические требования к нему, дается типология, структура и методика урока в общеобразовательной школе.
4306010000—211ББК 74.212
О-------------------- Свод.пл.подписных изд. 1988
103(03)-86 371.01
Издательство «Просвещение», 1981
Издательство «Просвещение». 1986. С изменениями
ПРЕДИСЛОВИЕ
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы потребовала совершенствования форм, методов и средств обучения, повышения качества образования и воспитания.Ив первую очередь эти требования относятся к уроку — основной форме учебного процесса, от организации которого зависит научный уровень преподавания каждого предмета, прочность овладения основами наук, качество идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетическое и физическое развитие школьников.
Подготовка учащихся к жизни, к труду, к участию в производительном труде, творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого необходимо в определенном направлении перестроить процесс обучения, организацию и методику занятий так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную познавательную деятельность по усвоению новых знаний и творческому применению их на практике.
В связи с бурным развитием науки и техники знания работников народного хозяйства быстро устаревают. Поэтому необходимо прививать учащимся умение самостоятельно приобретать и пополнять свои знания. Для организации самостоятельной работы по получению новых знаний из различных источников следует отвести соответствующее место в структуре и методике урока.
Одной из важных задач современной школы является воспитание у учащихся трудолюбия, положительного отношения к труду. Основным видом труда в школе является учебный труд — сложный, разнообразный. Любовь к труду закладывается еще до школы, дальше формируется в школе во время уроков, практических занятий, внеклассной и внешкольной работы, производственной практики. Как ученик решает задачи, выполняет упражнения, проводит лабораторную работу, заучивает стихотворение, пишет сочинение — во всем этом проявляется отношение к своим обязанностям, любовь к труду, прилежание, желание выполнить задания как можно лучше. При постоянном вовлечении в самостоятельный учебный и физический труд учитель имеет возможность выявить отношение школьников к труду, корректировать эти отношения, влиять на них в нужном для общества направлении.
Педагогической наукой и практикой сделано немало по усовершенствованию урока. Проведены исследования по проблемам
активизации познавательной деятельности учащихся, умственного развития школьников, их творческой самостоятельности, осуществления единства обучения, воспитания и развития. Много интересных решений предложено учеными-педагогами по вопросам проблемного обучения и применения технических средств в учебно-воспитательном процессе, по совершенствованию обучения.
Много интересного и нового можно наблюдать в практике передовых учителей и школ. Педагогические коллективы, вдохновленные постановлениями партии и правительства о школе, прилагают много усилий, чтобы с честью выполнить возложенные на них задачи. Постоянно совершенствуется опыт учителей, направленный на повышение качества знаний и эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
В основу данной книги положена изданная в 1981 г. книга «Урок в современной школе». В ней усовершенствованы отдельные теоретические положения и практические рекомендации учителям с учетом последних постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе. В новое издание книги внесены изменения и дополнения в соответствии с «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы», предложениями читателей и рецензентов.
ГЛАВА I
1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
Обучение является сложным многогранным процессом, который можно рассматривать как систему, т. е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования. Центральное место в структуре занимает целостная, единая, двусторонняя взаимосвязанная деятельность учителя — преподавание и учащихся — учение. Определяющими условиями этой деятельности являются цели обучения (образовательные, воспитательные), содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности школьников. Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Цели образования и обучения определяют содержание. Мотивы учебной деятельности оказывают значительное влияние на активность учащихся, их прилежание, старательность, отношение к учебному труду и в конечном счете на результаты процесса обучения. Мотивы формируются в процессе обучения воспитания учащихся, зависят от организации учебно-воспитательного процесса, методов обучения, применяемых средств и содержания учебного материала. От целей обучения и воспитания зависит характер деятельности учителя и учащихся, организационные формы и методы обучения.
В свою очередь, каждый из элементов структуры процесса обучения можно рассматривать как отдельную систему. Так, процесс учения включает в себя в качестве составных элементов тесно между собой взаимосвязанные психические процессы (мышление, память, внимание, воображение, эмоции, волю) и особенности личности (способности, склонности, интересы, потребности, отношения и т. д.).
Одним из определяющих компонентов процесса обучения является цель. Целью обучения мы называем мысленно предполагаемый конечный результат определенным образом направленной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся.
Кем же этот результат должен быть достигнут — учителем или учащимися? На кого должна быть направлена эта деятельность? Для кого следует определять эту цель?
Вопрос на первый взгляд кажется элементарным: конечно, весь процесс обучения направлен на усвоение учащимися определенного круга знаний, навыков и умений, поэтому, естественно, образовательная цель и должна определять результат, которого
должны добиться учащиеся. Например, если программой предусматривается изучение темы «Электромагнитное поле», то цель урока: «Усвоение учащимися понятия об электромагнитном поле»; изучение правописания и, ы после ц предполагает цель: «Усвоение учащимися навыков правописания и, ы после Ц» и т. д. Такова логика определения учебной цели урока. Однако до сих пор в школьной практике все еще доминирует иная логика — логика преобладающей деятельности учителя, которая выражается в постановке цели применительно к учителю. Нередко в соответствии с данной логикой вместо цели урока указывается действие учителя, а не его предполагаемый результат: «Объяснить учащимся понятие «сила», «Объяснить учащимся правила правописания наречий», «Ознакомить учащихся с законами Ньютона», «Рассказать учащимся о климате Европы», «Закрепить у учащихся правила правописания предлогов», «Повторить с учащимися свойства хрома», «Проверить знания учащихся по теме «Африка».
Не зная, какой должен быть конкретный результат учебной деятельности на уроке, учащиеся не направляют должным образом свои усилия на его достижение. Образовательная цель должна относиться прежде всего к учащимся. Они должны четко знать, какими знаниями, навыками и умениями и на каком уровне (репродуктивном, творческом) они должны овладеть, какие требования им будут предъявляться по окончании того или иного урока. Такой результат всегда можно проверить и выявить, насколько цель достигнута, какие имеются пробелы в знаниях, каковы их причины и как их устранить.
Цель определяется на целый урок, а иногда и на несколько связанных одной темой уроков. Например, для достижения цели «Усвоение навыков правописания пре-, при» программой выделяются три занятия. Поэтому на каждое занятие устанавливается своя, частная цель. Но и каждый урок состоит из отдельных этапов. К каждому из них устанавливается цель или конкретная задача. Например, на одном уроке перед учащимися стоит задача усвоения правил правописания пре-, при, на последующих — первичное применение знаний, затем овладение навыками и творческое применение знаний и навыков в нестандартных и изменяющихся условиях.
Четкая научная организация учебно-воспитательной деятельности учащихся и предполагает осмысление ими конкретных целей и задач урока, которые ими будут решаться сознательно и последовательно в течение всего занятия.
Отдельно следует остановиться на решении воспитательных и развивающих задач процесса обучения. В общем виде в процессе обучения задачи образовательные, воспитательные и развивающие решаются в неразрывном единстве. Они объединяются общей задачей всестороннего, гармонического развития учащихся.
Всестороннее развитие личности означает рост ее духовных и физических сил, ее творческих способностей и индивидуальных дарований, формирование человека как работника—производи-
теля материальных и культурных благ, как гражданина и общественного деятеля, как нравственной и культурной личности — носителя высоких этических и эстетических ценностей. Его практическое осуществление требует совместных усилий семьи, школы, культурных учреждений, производства и всей общественности.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» подчеркивается, что совершенствование развитого социализма невозможно без большой работы по духовному развитию людей. «Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения»
Формирование коммунистического мировоззрения является сердцевиной всей идейно-воспитательной работы, оно определяет общую направленность личности. С мировоззрением связаны все ее стороны. Идейно-политические основы мировоззрения (осознание целей и сущности внутренней и внешней политики КПСС, понимание неизбежности полной победы коммунизма и гибели капитализма, неоспоримых преимуществ социализма и коммунизма перед капиталистической системой, советский патриотизм и социалистический интернационализм и др.) составляют предмет и содержание идейно-политического воспитания. Действенность коммунистического мировоззрения проявляется прежде всего в коммунистическом отношении к труду и людям труда, что является целью трудового воспитания. Нравственный и эстетический идеалы представляют собой необходимые компоненты коммунистического мировоззрения. Это обстоятельство требует тесной связи процесса формирования мировоззрения с нравственным и эстетическим воспитанием. В этом единстве проявляется комплексный подход к воспитанию.
Воспитание является сложной педагогической деятельностью учителя, воздействующей на личность учащихся в соответствии с общими задачами школы. Как специфическая деятельность, воспитание имеет свои цели и задачи, методы и приемы, принципы и средства влияния на учащихся. Невозможно обеспечить полноценное единство обучения и воспитания, если учебная деятельность осуществляется в соответствии с поставленной целью, а воспитательная — без определения цели, стихийно, интуитивно. Но процесс воспитания длится долго, и ощутимые его результаты можно выявить нескоро. Поэтому наиболее общие воспитательные цели, например формирование сознательной дисциплины, нравственных качеств, диалектико-материалистического мировоззрения и т. п., формулируются на целый год по каждому предмету в календарных учебных планах. Здесь же определяются воспитательные цели к отдельным педагогически запущенным школьникам.
Более узкие воспитательные цели формулируются в соответствии с отдельными разделами программы того или иного предмета, например чувство интернациональной дружбы к народам СССР и социалистических стран (в курсе географии).
К каждому уроку формулируются воспитательные задачи, которые предусматривают, какой шаг в формировании тех или иных качеств личности будет сделан на данном занятии. Они определяются так, чтобы полноценно использовать возможности содержания учебного материала или определенной организации поведения учащихся для их воспитания.
Перед современной школой поставлены задачи добиваться органического единства учебного и воспитательного процесса, формирования у учащихся научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств, трудолюбия. Чтобы успешно решать эти задачи, необходимо дальнейшее повышение эффективности воспитательной работы на каждом уроке. Готовясь к уроку, учитель четко определяет, на формирование каких идейно-политических или нравственно-этических качеств будет обращено особое внимание, формулирует воспитательные задачи, тщательно продумывает средства, методы и приемы их решения.
Так, содержание материала по истории позволяет планировать формирование у учащихся его материалистическое понимание, идейно-политические взгляды и убеждения, интернациональные, эстетические чувства; содержание естественнонаучных предметов — диалектико-материалистические взгляды и убеждения, эстетические чувства; математика способствует воспитанию различных качеств личности, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, аккуратность в работе, трудолюбие, волевые качества— умение преодолевать трудности, которые встречаются в процессе решения задач, доводить начатое дело до конца и т. д. Изучение литературы создает широкие возможности для воспитания нравственно-этических качеств личности; физическое воспитание— смелости, мужества, физического совершенства; труд в мастерской и в производственной бригаде воспитывает трудолюбие. Это наиболее важные направления воспитательной работы в процессе обучения основам наук. Но в реальной действительности воспитательная работа осуществляется комплексно; при формировании, например, идейно-политических взглядов и убеждений воспитываются также нравственно-этические качества, эстетические чувства, трудолюбие и т. п. Учебные занятия — как важнейший труд детей— дают возможность для формирования таких качеств личности, как настойчивость, инициативность, творческая активность, самостоятельность, честность, чувство долга и ответственности перед учителем и коллективом учащихся за порученное дело. Общение между учащимися в процессе учебного труда способствует воспитанию у детей коллективизма, дружбы, взаимопомощи, доброжелательности, принципиальности, доверия и т. п.
Например, при изучении литературы периода Великой Отечественной войны ставится задача: воспитание чувства патриотизма,
высоких нравственных качеств на примерах подвигов героев произведений советской литературы; к теме «А. П. Чехов. «Ионыч» можно так сформулировать воспитательную задачу: «Воспитание непримиримого отношения к проявлениям фальши, пошлости, мещанства, консерватизма».
В организации политико-воспитательной работы на уроках необходимо прежде всего показывать величие коммунистических идеалов, всепобеждающую силу марксизма-ленинизма, плодотворную неутомимую деятельность КПСС по укреплению могущества Советской Родины и росту благосостояния народа, исторические преимущества социализма, его подлинный демократизм и гуманизм; убедительно, на конкретных фактах раскрывать сущность советского образа жизни, достижения развитого социалистического общества, пути его постепенного перерастания в коммунистическое.
Во многих школах накоплен богатый опыт воспитания учащихся на примере жизни и революционной деятельности В. И. Ленина. Создавая музеи, залы, комнаты Ильича, учащиеся глубже осмысливают революционные идеи, изучаемые на уроках. Усиление идеологической работы предусматривает широкое применение активных форм воспитания, когда учащиеся становятся участниками обсуждения острых вопросов, спорят, учатся доказывать, анализировать, убеждать.
Формирование нравственного поведения также осуществляется в процессе учебной работы. Предлагая, например, учащимся задания для самостоятельной работы, учитель ставит перед ними определенные цели, формирует мотивы, показывает перспективы: быть настоящим человеком, достичь важных в жизни целей может только человек с твердой волей, крепким характером, который не боится трудностей, умеет их преодолевать, доводить начатое дело до конца. Перспектива выработки твердого характера и стойких волевых качеств может увлечь учащихся, особенно подростков. На эти стремления учитель может опираться, создавая соответствующие ситуации, постепенно усложняя задания, одновременно увеличивая сложность и трудность работы.
В процессе беседы, взаимного рецензирования работ учитель ставит требование: быть объективными, доброжелательными, требовательными друг к другу, но справедливыми, показать готовность помочь друг другу, проявить взаимоуважение. При организации поведения учащихся требования ставить ко всем: работать самостоятельно, быть активными, проявлять инициативу. Понятно, что ярким образцом в поведении должен быть учитель.
В процессе обучения учащиеся усваивают знания о коммунистической морали и ее нормах, нравственные представления, понятия, взгляды, убеждения и оценки. Уже в начальных классах изучают правила для учащихся, в соответствии с которыми учатся оценивать поведение своих товарищей и собственные поступки. При чтении рассказов дети оценивают поступки литературных персонажей. В средних и старших классах на основе усвоения нрав-
ственных понятий и норм развивается оценочная деятельность, в процессе которой учащиеся дают оценку историческим государственным деятелям, политической и экономической деятельности правительств капиталистических стран, поступкам литературных персонажей с позиций марксизма-ленинизма.
В русской педагогике идеи развивающего обучения связаны с именами революционеров-демократов В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, а также с трудами К. Д. Ушинского и его последователей. В советской педагогике и психологии идеям развивающего обучения посвятили свои исследования Н. К. Крупская, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Ю. К. Бабанский, Г. И. Щукина и др.
Развивающие функции процесса обучения направлены на всестороннее, гармоничное развитие личности учащихся. Развитие человека, становление его личности — целостный процесс, в котором взаимосвязаны разные его стороны: физические, умственные, трудовые, эстетические, нравственные.
Физическое развитие личности характеризуется крепостью его организма, совершенным функционированием нервной, мускульной и других систем, силой, скоростью, точностью, ловкостью, ритмичностью, грациозностью движений. Оно проявляется в хорошем здоровье, устойчивости организма, способности к физическому напряжению, в управлении человека своим телом, стремлении поддерживать статус физической культурой, гимнастикой, спортом, а также в удовлетворении от мускульной активности.
Умственное развитие человека проявляется в его высокой общей и специальной образованности, широком круге и системности его знаний о природе и обществе, культуре речи, умении пользоваться своими знаниями, применять их в своей практической деятельности. Оно выступает в общих и специальных способностях личности, любознательности, стремлении к приобретению и обогащению знаний, умении самостоятельно решать новые познавательные задачи, удовлетворять свои познавательные интересы, систематизировать приобретенные знания, критически относиться ко всяким предрассудкам, следить за культурной жизнью страны.
Неотъемлемым компонентом всестороннего развития исследователи считают готовность к активному участию в современном производстве, в свободно избранной профессии, отвечающей интересам, склонностям, способностям, уровню подготовки личности. Ей свойственно стремление трудиться на общую пользу, любовь к труду, творческое отношение к нему, инициатива, новаторство, поиски путей рационализации трудового процесса на основе достижений современной науки и техники, организованность, дисциплинированность, воля к преодолению трудностей, радость труда и трудовой энтузиазм.
Для всесторонне развитой личности характерным является ее эстетическое отношение к действительности, выражающееся в восприятий и переживании красоты в природе, труде, произведениях
искусства и жизни, в стремлении к красоте в быту и в отношениях людей. Нравственная сторона развития личности завершает ее характеристику.
По мнению психолога Н. А. Менчинской, понятие «умственное развитие» характеризуется двумя показателями: наличием знаний и владением методами умственной деятельности. Второй показатель с большей степенью надежности, чем первый, характеризует умственное развитие, поскольку знания могут быть приобретены и путем механического заучивания, почти -без участия мышления, а владение приемами умственной деятельности предполагает активность мышления, способность выполнять умственные операции при решении новых задач, требующих переноса усвоенного способа деятельности в новые условия.
Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новыми знаниями, навыками, умениями. Его эффективность зависит от содержания, методов, средств и способов организации процесса обучения и воспитания. Уровень развития зависит от внутренней структуры методов обучения, от приемов активизации познавательной деятельности учащихся, от содержания и характера заданий и способов их выполнения. Репродуктивные задания менее способствуют умственному развитию, чем эвристические, творческие.
Образовательные задачи на уроке решаются в единстве с развивающими, на одном и том же содержании, одними и теми же методами. Нет специальной развивающей деятельности, поэтому невозможно сформулировать развивающие цели урока; они включаются в содержание образовательных целей. В наиболее общем виде формулируются задачи развития к каждому учебному предмету и крупным разделам.
Таким образом, наиболее общим целям развития личности учащихся соответствуют основы общего образования. В учебных программах по отдельным предметам определены цели формирования знаний и умений. Отдельные разделы программ, организация учебного процесса позволяют достигать такие цели как, например, развитие логического мышления, формирование творческой самостоятельности учащихся, овладение умением применять полученные знания и навыки в новых ситуациях и т. д. При составлении плана урока намечается, какими методами и приемами обучения будет пользоваться учитель для формирования тех или иных качеств личности, как будут достигаться те или иные цели развития школьников на конкретном уроке.
Все цели обучения тесно взаимосвязаны. А их реализация специфическими средствами учебных предметов позволяет закладывать основы всестороннего развития личности.
2. МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Мотивами учебной деятельности могут выступать потребности, интересы, установки, идеалы, влечения и эмоции, вызывающие, ак-
тивную учебную деятельность школьников, их внимательное отношение к учебным обязанностям, старательность, прилежание, аккуратность в выполнении заданий. Например, доброжелательная, строгая и справедливая требовательность к учащимся формирует такие мотивы учения, как чувства ответственности, долга. Стремление школьников порадовать близких хорошими успехами в учении постепенно превращается в чувство интеллектуального удовлетворения учебным трудом и становится внутренним мотивом учения.
В современной школе все большее значение имеет самостоятельная работа учащихся по приобретению новых знаний, навыков, умений и их применению на практике. Чем старше школьники, тем больше роль самостоятельной работы, тем более сложные задания они выполняют.
Мотивы учения влияют на отношение школьников к учебному труду. Известно, что наиболее успешно учение осуществляется при условии положительного отношения к учебной деятельности.В этих условиях школьники внимательны на уроках, прилагают все усилия, чтобы хорошо усвоить знания, овладеть навыками и умениями, как можно лучше выполнить учебные и трудовые задания. В учении такие школьники прилежны, в поведении примерны. Учителям с такими школьниками работать легко и интересно. При наличии положительного отношения к учению даже учащиеся с незначительными способностями при определенных усилиях могут добиться заметных успехов в учебе.
Но, к сожалению, не все школьники отличаются положительным отношением к учебной деятельности. Есть немало равнодушных к учению и даже отрицательно относящихся к школе. Одним из важнейших путей формирования положительного отношения к учению является создание у детей положительных мотивов учения. Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности мы называем мотивацией.
Советские дидакты много внимания уделяют вопросам мотивов учебной деятельности. Учителя могут познакомиться с работами Ю, К. Бабанского, М. Л. Данилова, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной и др. Много внимания этой проблеме уделяют психологи М. И. Алексеева, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др.
Учитывая различные подходы к классификации мотивов, мы выделяем следующие их группы:
1. Социальные мотивы, связанные с различными взаимоотношениями учащихся между собой, с учителями, воспитателями, родителями и другими людьми. К ним относятся: а) общественно-политические (чувство долга перед советским обществом, подготовка к общественной и трудовой деятельности на благо социалистического общества); б) мотивы ответственности перед близкими, стремление принести радость родителям, заслужить их одобрение, опасение неудовольствия или наказаний со стороны родителей и т. д.;
в) профессионально-ценностные —стремление к будущей профессии, овладению ею и к участию в будущей трудовой деятельности;
г) коммуникативные мотивы (или мотивы общения в коллективе), связанные со стремлением личности к самоусовершенствованию, самовоспитанию, к утверждению в коллективе. К мотивам этой группы можно отнести чувство долга перед коллективом, чувство ответственности за выполнение заданий, за успешность в обучении, активное участие в борьбе за честь коллектива (пионерского звена, отряда, дружины, комсомольской организации, класса, школы).
2. Познавательные мотивы, среди которых ведущим является интерес к знаниям и к процессу их добывания, желание узнать как можно больше, расширить свой кругозор, интерес к отдельным отраслям знаний и соответствующим учебным предметам.
Появление интереса И. П. Павлов связывал с безусловным ориентировочным, или исследовательским, рефлексом, которому он придавал исключительное значение. На базе ориентировочного рефлекса происходит разнообразное знакомство человека с внешним миром — от примитивной ориентировки, любопытства к активному поиску предмета или явления. В связи с этим в психологии и дидактике различают несколько ступеней, или стадий, интереса: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес.
Под любопытством принято понимать самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь для учащихся особого значения. На этой стадии учащиеся могут заинтересоваться тем или иным предметом, объектом, но у них еще не заметны стремления к познанию их сущности. Это ситуативный интерес, быстро возникающий и так же стремительно исчезающий при определенных ситуациях. Например, учитель рассказал интересный эпизод из жизни ученого или из истории того или иного открытия, показал новый прибор, продемонстрировал кинофильм, выставил красочную картину — и это вызвало у школьников любопытство. Но изменилась ситуация, вызвавшая любопытство,— учитель закончил рассказывать эпизод, учащиеся ознакомились с назначением и устройством прибора,—и интерес к занятиям заметно упал. Любопытство вызывает у детей психическое состояние занимательности.
Стадия любознательности характеризуется стремлением глубже ознакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии интерес выражается в виде проявления эмоции удивления, стремления узнать новое, интеллектуального чувства радости познания. Учащиеся много спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы.
Стадия познавательного интереса характеризуется тем, что у школьников не только возникают проблемные вопросы или познавательные ситуации, но и стремление самостоятельно их решить. В центре внимания учащихся на этой стадии интереса не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе