Характер и структура нарушений усвоения морфологической системы языка
Процесс формирования морфологических элементов языка и их использование в речи моторными алаликами также проходит длительный и сложный путь развития. Овладев минимальным словарем, необходимым для общения, дети с моторной алалией пытаются с помощью этого словаря строить элементарные высказывания. Как уже указывалось, в процессе развития речи нормальных детей отмечается период, когда, объединяя слова в предложения, ребенок не оформляет их грамматически. Такие предложения появляются, согласно данным А.Н. Гвоздева, в 1 год 8-9 месяцев. С 1 года 10 месяцев начинается грамматическое оформление предложения. Однако не все грамматические формы усваиваются сразу. Сначала усваиваются грамматические категории, выражающие наиболее простые, наглядно воспринимаемые значения (категория числа существительных, глаголов, суффиксы уменьшительности и т.д.); затем категории, обозначающие отношение между словами (падежные формы).
Отличительной чертой этого периода, по А.Н. Гвоздеву (особенно до 2—2,5 лет), являются колебания в выражении синтаксических и семантических взаимоотношений слов: то они не имеют внешнего оформления (начало этого периода), то эти внешние выражения налицо. Одни синтаксические отношения имеют грамматические выражения, другие нет. Однако к 3 годам нормальный ребенок овладевает флективной системой языка. Процесс овладения морфологической системой языка у детей с тяжелой формой моторной алалии растягивается на многие годы. Нам пришлось наблюдать ребенка, обучающегося в 8 классе речевой школы, в речи которого отмечались множественные ошибки в использовании морфем. Это подтверждается также данными Л.Р Давидович, исследовавшей особенности речевого развития подростков с остаточными явлениями моторной алалии. При этом наблюдаются (особенно у детей с III уровнем речевого недоразвития) ошибки, характерные и для всех других форм речевого недоразвития: ошибки в оформлении атипичных форм множественного числа существительных («стулы» вместо стулья, «пальты» вместо пальто), смещение падежных окончаний по типам склонения, а также родовых окончаний прилагательных, смешение падежных окончаний, выражающих родственные отношения, неравномерное усвоение форм выражения падежных окончаний (более позднее формирование творительного падежа, замена его именительным; длительный период формирования преименного родительного падежа, замена его именительным), например «букет цветы; набрал полную корзину грибы» и т.д. Но при этом у моторных алаликов процент указанных ошибок значительно выше, чем у других детей.
Однако наше исследование свидетельствует, что названные ошибки у моторных алаликов носят иной характер, чем у умственно отсталых детей или у детей с задержками психического развития, о чем пойдет речь далее. В данном же случае важно показать, что именно специфический механизм нарушения усвоения грамматической морфологической системы языка у детей с моторной алалией вызывает у них и специфические, присущие только им, морфологические ошибки.
На наиболее низких уровнях речевого развития у моторных алаликов наблюдается морфологическая неоформленность слов в предложении (отсутствие не только косвенных, но даже и нулевых окончаний слов): «маси куси» (мальчик кушает), «ути паэ» (утка плавает), «мама си» (мама шьет), «мачи ча» (мальчик пьет чай) и т.д.
В дальнейшем под влиянием специального обучения появляются слова в нулевой начальной форме. У одних детей этот период в условиях их обучения и воспитания в специальных учреждениях продолжался около 2 лет, у других — более длительный период.
Например:
Использование падежных форм(Вова М., 7 лет)
Вопрос экспериментатора Ответ ребенка
(ребенку демонстрируют соответствующие картинки)
Родительный падеж
У кого цыплята? курочка
У кого медвежонок? мишка
У кого ежата? езич (ежик)
У кого утята? утка
, У кого пушистый хвост? белка
У кого длинные уши? заяц
У кого котята? киця
Из чего дети лепят снежную бабу? син (снег) и т.д.
Винительный падеж
Назови, что ты видишь на картинке? Ябуко (яблоко), заяц,
кица (кошку), лелька (елку), собака
слон, белка, тир (тигра) лес селы (в школу) кавичка (в шкаф) и т.д. |
Кого дети видели в зоопарке?
Куда идут дети за грибами?
Куда идут дети с цветами и портфелями?
Куда мальчик вешает пальто?
кица (кошке) курику (курам) зайка корова и т.д. |
Дательный падеж Кому нужно молоко? Кому девочка дает зерно? Кому нужна морковка? Кому нужна травка?
падеж фертка (сеткой) моток удка краска нож... ножичка (ножницами) и т.д. |
■ Творительны й
Чем девочка ловит бабочку? Чем мальчик забивает гвозди? Чем мальчик ловит рыбу? Чем мальчик раскрашивает ракету? Чем мальчику подстригают волосы?
Предложный падеж
посуда (в тарелке) мое (на мосту) каталка не называет (на льду) качелка кафтика (в шкафу) |
В чем суп?
На чем стоит мальчик?
В чем девочка катает маленькую сестру?
На чем стоит собака?
На чем катается девочка?
В чем лежат книги?