Темы для дискуссии и проблемно- ситуационные задачи.
Блок самоконтроля
По итогам данной темы вы должны знать:
· роль образования в современном обществе;
· государственную политику в области образования и основы ее правовой регламентации;
· обеспечение государственных гарантий по реализации принципов государственной образовательной политики.
По итогам данной темы вы должны уметь:
· анализировать понятие «образование»;
· выделять основные функции образования как социального института (экономическую, социальную, культурную, правовую);
· анализировать реализацию принципов государственной политики в сфере образования
· выделять новые социальные требования к системе российского образования и понимать необходимость ее модернизации.
Семинарские занятия
Семинар №1
План семинара
Тема для докладов и сообщений.
1. Конституционное право на образование.
2. Содержание права на образование.
3. Государственные гарантии по обеспечению права на образование.
Подготовка к семинарскому занятию
_________________________________________________________
Задание | Рекомендации по выполнению |
1. Законспектируйте и дайте расширенное толкование «образования». | Используя дисциплины общепедагогического цикла, отразите в термине «образование» признаки социальности явления, ценности, процесса и результата деятельности. |
2.Проанализируйте, попытайтесь выявить и укажите графически противоречия и пробелы существующим принципам государственной политики в сфере образования | Используйте в работе нормативно- правовую и периодическую литературу. |
Темы для дискуссии и проблемно- ситуационные задачи.
1.Используя знания дисциплин общепедагогического цикла, Конституции РФ, ФЗ РФ «Об образовании», сформулируйте основные положения термина и понятия «образование».
Напомним, что термином «образование» обозначается целый ряд одноименных понятий, содержание которых отражает образование как:
• социальное явление, выступающее атрибутом (т.е. неотъемлемым, сущностным признаком) и неизменным спутником человечества на всем его поступательном пути эволюционного развития;
• социальная ценность для каждого индивида и для социума в целом;
• особая функция общества и его важнейшего института — государства по отношению к своим гражданам (формирование и развитие социально значимых качеств каждого индивида как членов общества и гражданина государства), с одной стороны, и в то же время как функция сознательного саморазвития граждан, с другой стороны;
• процесс и как результат социализации членов общества, т.е. включения (включенности) людей в сложные и осмысленные социальные связи, без которых человек не может рассматриваться как член общества — «человек — животное общественное» (Аристотель);
• сложная иерархическая система, включающая в себя различные уровни образования, содержательно и логически последовательно связанные между собой. В Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством, выделяются девять таких уровней: дошкольное, начальное общее, основное общее, общее (полное), начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное и дополнительное профессиональное образование;
• сектор области нематериальной (точнее сказать, непроизводственной, в узком смысле этого слова) жизнедеятельности общества, органически взаимосвязанный с другими ее «родственными» секторами — культурой, наукой, здравоохранением, искусством и др.;
• особого рода интеллектуальная, физическая и управленческая деятельность — педагогическая деятельность, основное содержание которой составляет взаимодействие педагогов и тех, кто является субъектом образовательного воздействия;
• процесс усвоения знаний в целом;
• результат образовательной деятельности (образованность).
2. Какие социально-экономические и политические условия обеспечения права на образование со стороны государства вам известны?
3.Что такое принцип организации образовательной деятельности в РФ?
- способ деятельности образовательных учреждений;
- упорядоченная и систематическая деятельность, направленная на достижение цели обучения;
- основные положения организации образовательной деятельности;
- руководящее начало, обуславливающее стратегию и тактику образовательной политики.
4. На основании ст. 2 Конституции РФ представьте содержание понятия «доступность образования» как правовое противоречие существующего права на образование.
Доступность образования.Важнейшей гарантией права на образование является его доступность. Ее реализацию в современном мире тормозят несколько обстоятельств. Одно из них состоит в увеличении количества учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Другое связано с провозглашением формального равенства прав на образование, но сопровождающимся усилением неравенства в плане доступа к образованию. Третье обстоятельство - усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений: запросы системы образования на свое развитие не получают должной финансовой поддержки от государства.
В целом доступность образования мы рассматриваем в контексте определенной идеологии, в которой главной задачей общества является обеспечение устойчивого развития человечества, где экономический рост подчинен социальному развитию и обеспечивает экологическую устойчивость6.
В п. "в" ст. 2 Закона РФ "Об образовании"7 этот принцип получил юридическое закрепление: он сформулирован как общедоступность образования. В ст. 5 Закона понятие общедоступности определено вне зависимости от факторов, различающих людей: расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Ограничение прав граждан на образование возможно в интересах защиты их здоровья, например по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. Речь идет в данном случае о профессиональном образовании, и ограничения могутбыть установлены только законом (п. 1 ст. 5 Закона РФ "Об образовании").
Доступность образования определяется двумя факторами: политикой государства в этой сфере и уровнем материального благосостояния его граждан. При низком благосостоянии, отсутствии возможностей у большинства граждан оплачивать образовательные услуги, как, например, в нашей стране, выход остается один: установить бесплатное образование на всех его уровнях, допуская платность как дополнительный способ обеспечения права на образование.
В п. 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" государство гарантирует гражданам России общедоступность и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, на конкурсной основе - бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если также образование гражданин получает впервые.
Однако в политике государства по данному вопросу существуют противоречия. Во-первых, в ст. 43 Конституции РФ установлена бесплатность дошкольного образования, и в то же время государство устанавливает размеры платы за образование в дошкольных учреждениях. Во-вторых, Конституция закрепила бесплатность лишь основного общего образования. Президент РФ своим Указом установил бесплатность общего (полного) образования, после чего был изменен Закон РФ "Об образовании". В-третьих, Конституция предусмотрела бесплатность среднего профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального образования. В Законе же РФ "Об образовании" установлена бесплатность профессионального образования всех видов, начиная со среднего, на конкурсной основе.
Из вышесказанного необходимо сделать вывод: устранить названные противоречия, установив в Конституции и Законе "Об образовании" бесплатность и общедоступность дошкольного, общего (школьного) и профессионального образования, используя конкурс лишь с уровня высшего профессионального образования. Видимо, такая политика в большей мере выразит права людей, интересы экономического и социального развития страны.
5. Поясните на основе, каких положений государственной образовательной политики сфера образования рассматривается приоритетной?
Статья определяет основные смыслы, основные измерения современного образования. Это главное в государственной концепции образования.
Государственная политика в области образования предполагает обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, соответствующей запросам современной жизни и потребностям развития страны, обращенной к интересам личности, общества, государства.
Надо отчетливо осознавать еще одну фундаментальную задачу политики образования, диктуемую вхождением образования в принципиально новую стадию своего развития. На современном этапе общественной жизни и своей собственной истории образование становится не только важнейшей экономической отраслью. Оно играет решающую роль в накоплении и развитии человеческого капитала, который в развитых странах составляет более 75% национального богатства, оставляя на долю физического (воспроизводимого) капитала 10-20 и на долю природного фактора — до 5%.
Благосостояние России держится вполовину (50%) на человеческом капитале, 10% дает воспроизводимый капитал и 40% обеспечивает природа. Перспективы роста благосостояния страны — на пути увеличения значимости человеческого капитала в России, а следовательно, значимости российского образования.
Государственная политика в сфере образования предполагает нацеленность государственных и общественных институтов на всемирное развитие образования как всеобщей формы человеческой жизни.
Государственная политика определяет задачи по оздоровлению и развитию общеобразовательной сферы, требующие напряженных усилий государства, общества и самой системы образования, интенсивной и динамичной мобилизации ее внешних и внутренних ресурсов.
Государство, решая определенные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку проводимым в стране преобразованиям.
Государственная политика в сфере образования является составной частью политики по обеспечению государственной безопасности. В этом плане задачи образования приобретают максимальную общенациональную значимость. Ибо мы проходим развилку, где определяется, будет ли образование стимулом стагнации общества или фактором его экономического роста и благосостояния, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны.
Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Программа развития образования на определенный период, утверждаемая Федеральным Собранием РФ.
6. Перечислите совокупность педагогических мер, которые относятся к конституционному принципу гуманизма в образовании?
Гуманистический характер образования предполагает совокупность мер, направленных на стимулирование и развитие личностного подхода к учению. В гуманистической парадигме (К. Роджерс, Р. Берне, Ш.Амонашвили) данный подход опирается на следующие принципы:
1. основываться на личностном интересе и стремлении ученика;
2. поощрять учебные успехи, а не только указывать на недостатки;
3. сделать учение эмоциональным, а не только умственным процессом;
4. помочь каждому учащемуся в ходе учения открывать и понимать осваиваемые знания, а также понимать самого себя и свои возможности;
5. воспитывать творческую смелость в постановке и решении познавательных и личностных задач;
Гуманистический характер образования опирается на принцип гуманизма — совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.
Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность процесса обучения, но и его личностную централизованность на обучающемся. Представление личности, как высшей ценности жизни, соответствующее этому приоритету рассмотрение самоценностей сознания, его самореализация как осуществление человеком своего предназначения, составляют основу гуманистического характера образования.
Гуманистическая парадигма альтернативно противостоит парадигме преобразующей (формирующей) на всех этапах своего развития. Обращение к личностно-смысловой основе человека, к внутренним источникам деятельности сознания, к его определяющему бытие значению на этапе философского обоснования выступает как оппозиция идеалистической традиции (от Фихте и Шопенгауэра до Дильтея и Гуссерля), традиции материалистической (от Фейербаха и Маркса до Дюринга и Геккеля).
Гуманистическая педагогика выводит на первое место человека, его ценности, его личную свободу, умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. В центре внимания гуманистической педагогики стоит уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики.
Наиболее существенные черты гуманистической парадигмы образования состоят в следующем: во-первых, особо ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека; во-вторых, признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка — ее главным результатом.
9. «…право на образование в РФ имеют не только граждане, но и любые другие лица, которые законно находятся на ее территории, даже если они не имеют гражданства либо являются иностранцами. Таким правом люди, проживающие в РФ, обладают независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и других обстоятельств. Значит, право на образование принадлежит каждому независимо также и от его возраста». Действие, какого конституционного принципа организации образовательной деятельности отражено в тексте?
10. Поясните, почему светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования, обеспечивает действие ст. 14 Конституции РФ?
11. Проанализируйте основные принципы образовательной деятельности в РФ (ст. 2 Конституции РФ) подберите аргументы противоречий и пробелов существующих в действительности.
12. По официальному признанию Министерства образования, чтобы изучить все, что требуют школьные программы, учащимся необходимо 167 часов в неделю, тогда как в неделе всего 168 часов; министерство также констатирует, что более половины школьников не усваивают свыше 60% программного материала по математике, физике, химии, биологии.
Неэффективно профессиональное образование, несостыкованное как с реальными и перспективными потребностями страны в кадрах, так и с современными требованиями к их квалификации, в результате чего выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней в значительной своей части (до 60%) оказываются неконкурентоспособными и невостребованными на рынке труда.
На основе анализа представленных данных обоснуйте, какой принцип государственной политики в области образования не получил своего широкого действия?
Неэффективность управление образованием, предельно бюрократизированное, неспособное реализовать как внесистемные, так и внутрисистемные факторы и ресурсы развития образования. Отсутствует прогноз в подготовке кадров и соотнесение его с потребностями рынка труда, отсутствуют социально-экономические и качественные показатели работы отрасли, отсутствует текущий мониторинг образования.
Таким образом, центральной задачей в преобразовании системы образования становится обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, соответствующей запросам современной жизни и потребностям развития страны.