II. Вступительное слово учителя. - Когда с деревьев опадают все листья, от слякоти и сырости мы ежимся, а наш город становится похожим на бедную Золушку

- Когда с деревьев опадают все листья, от слякоти и сырости мы ежимся, а наш город становится похожим на бедную Золушку, появляется добрая фея. Она дотрагивается до всего своей волшебной палочкой-сосулькой, и город сразу становится похожим на Золушку в белом бальном платье. Хоть сейчас на новогодний бал! О какой волшебной фее мы сегодня будем говорить на уроке внеклассного чтения? (О зиме.)

- Чем особенна эта пора года?

- Реки скованы льдом, земля укрыта пушистым снегом. Спят сбросившие листву деревья. Зимнее солнце светит ярко, но мало греет. День недолог. А ночь длинна. 22 декабря — самый короткий день в году. Сверкает снег, мороз рисует узоры на окнах. Люди кутаются в теплую одежду, звери еще осенью сменили летний мех на зимний. Трудно животным и птицам прокормиться зимой. 1 января начинается новый год. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое новый год? «Новый» — это понятно: закончился один год, наступил другой. А что означает слово «год»? Год — это время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Год — это навечно запомнившаяся страничка человеческого бытия, которое подвижно и переменчиво. Каждый год наполнен радостями, которые повторяются из года в год. Весеннее тепло и солнце, первые цветы и бабочки. Весенние радости сменяются летними, затем осенними, зимними. Снова и снова мы радуемся весне, лету, осени, зиме. Какое время года лучшее? Трудно, невозможно ответить:

Хороша зима снегами. Весна — цветами. Лето — грибами, А осень — пирогами!

Ш. Игра «Волшебный микрофон».

- Времена года, как и люди, разные лицом и душой. Красавица-зима порой
шаловлива, порой тиха, словно сон. А. С. Пушкин, П. Вяземский, С. Есенин, Ф.
Тютчев описывали зиму по-разному. Давайте послушаем стихи о зиме, которые
вы подготовили дома.

А сейчас мы совершим путешествие в волшебство. Оно затаилось и ждет нас в зимнем пейзаже Ивана Шишкина «Иней».

— Понравилась ли вам картина?

— Какая пора года изображена на картине?

— Какими художник изобразил деревья?

— Можно ли назвать этот лес волшебным? Почему? Как по-другому можно назвать картину?

— Волшебство спряталось за ближайшим деревом. Может, оно играет с нами в
прятки? Закройте глаза. Даже ветер замер — боится спугнуть волшебство. А
сейчас — откройте глаза, и вы уже в лесу...

Пахнет холодными красками, свежестью, тайной. Тишина застыла в морозном воздухе. А какой снег на картине? На первый взгляд он кажется просто белым. Посмотрите внимательно: снег переливается зелеными, синими, розовыми оттенками. Перед нами молча расступаются деревья, приглашая в лесную чашу. Уходя вдаль, они постепенно уменьшаются, словно тают вдали. Вот оно — волшебство! Скользит, убегает, манит. А может оно здесь, прыгает в белых солнечных бликах? Или здесь, под корягой, спряталось и застыло?

Внимательно посмотрите вокруг. На каждом сучке, на каждой веточке вы найдете снежные изваяния. Возможно, завтра от дуновения студеного ветра эти хрупкие сказочные образы начнут рассыпаться, оставляя после себя только шлейфы снежной пыли. Но сегодня они целехоньки, живут и доставляют радость всем, кто пожелает побыть в их окружении. А где же истинные обитатели леса? Куда они подевались?

VI. Работа с текстом.

1. Чтение «цепочкой» рассказа Г. Скребицкого «Зима».

2. Обсуждение прочитанного.

— Какое настроение вызывает этот рассказ?

— Какие признаки зимы встретились в рассказе?

— Как зима нарядила зайчишку?

— Что подарила зима Лисе Патрикеевне?

— Как Зимушка-зима позаботилась о Мишеньке?

— Как зима нарядила сосенки и елочки?

— Какой автор изобразил зиму?

VII. Работа в группах.
Задание для 1 группы.

1. Прочитайте стихотворение, Валентина Лукши «Карнавал» (приложение 3)

2. Ответьте на вопрос «Как встречают Новый год люди всех земных широт?». Задание для 2 группы.

Найдите в энциклопедиях и справочной литературе ответы на следующие вопросы:

1. Зачем зимой снег? (Он укрывает землю от холода, посевы — от вымерзания.)

2. Когда начинается астрономическая зима? (23 декабря)

3. Почему снег скрипит под ногами? (Это потрескивают и поскрипывают маленькие лучики снежинок.)

4. Где был построен самый большой дворец из снега? (Жители города Кеми в Финляндии в 1997 г. построили самый большой в мире дворец из снега.)

5. Где ежегодно проходит фестиваль скульптур изо льда? (В китайском городе Харбин ежегодно 31 декабря проходит фестиваль (Праздник ледяных фонарей.)

6. Где строятся жилища из снега? (Эскимосы на Крайнем Севере строят свои жилища — иглу — из снежных кирпичей с окнами из кусков речного льда.)

7. Закончите приметы:

Если ночью был иней, то днем... (снег не выпадет).

Иней на деревьях — на... (мороз), туман — на... (оттепель).

Задание для 3 группы.

- Что только ни рисует мороз на окнах. А этот, вообще, грамотным оказался

зимние слова написал. Попробуй отыщи!

Закрасьте нужные буквы (прил. 4). (Рождество, коньки, мороз, синица, пурга, метель,

снегурочка, сани, зима, вьюга, снег, иней, холод, лед.)

Задание для 4 группы.

1. Сконструируйте из различных материалов, имеющихся в группе, кормушку для птиц.

2. Напишите такую инструкцию по изготовлению кормушки, которой другие дети смогли бы воспользоваться дома.

УШ. Проверка выполненных заданий.

IX. Подведение итогов урока.

— Наше занятие подошло к концу. Мы узнали, что зима является заботливой
хозяйкой: одела деревья в белые пушистые шубки, чтобы они не замерзли,
подарила зверям зимние наряды, укрыла хлеб теплым снежным одеялом. А ночью
для бедных замерзших птичек метелица поет колыбельные песни.

Величава Зима —

Называть ее хочется

Не по имени просто

А по имени-отчеству.

Ой, Зима, ты — Морозовна!

Ой, Зима, ты - Метелевна! Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер в ветках березовых Сьшлет хлопья на головы...

Ой, Зима, ты — Морозовна!

Ой, Зима, ты — Метелевна!

К. Ибряев

X. Домашнее задание.

Прочитайте две сказки X. К. Андерсена (на выбор).

Рекомендательный список: «Огниво», «Дикие лебеди», «Гадкий утенок», «Оле-

Лукойе», «Снежная королева», «Русалочка», «Девочка со спичками».

Литература

Новогодняя викторина (для учителя) // Познайка. 2005. № 1.

приложение 3

Карнавал

В декабре

От снежных вьюг

Чисто и светло вокруг.

Елка

Первой гостьей в зал

К нам пришла

На карнавал.

Новый год
Встречать пришли
К нам друзья
Со всей земли.

— Добрый вечер !

— Добрый вечер!

Как мы рады этой встрече.

В хороводе дружном,

Вместе,

Новый год

Мы встретим песней.

Потанцуем

И споем,

И послушаем о том, —

Как встречают Новый год

Люди Всех земных широт.

Дед Мороз

Сейчас у нас.

Обошел он мир не раз

И пришел

К нам в гости снова.

Предоставим Деду слово!

— О Японских островах
Расскажу я в двух словах;
Там поверье есть такое —
Если кто своей рукою
Нарисует то.

Что ждет, —

Все исполнит Новый год.

А в Гвинее, Где с утра

Каждый день

Стоит жара, —

Праздник там открыть должны

Важным шествием

Слоны...

Например,

В далекой Бирме,

Где сейчас не снег,

А ливни,

Новый год там

Так встречают:

Всех водою обливают.

Об пол бьют посуду шведы.

Чтобы дом

Минули беды.

И они

Не просто бьют.

Но осколкам счет ведут:

И чем больше этот счет.

Тем счастливей

Будет год.

В Индии

Стремится каждый Запустить свой Змей

бумажный — Пусть над джунглями летает. Первым Новый год встречает.

И в Италии

Был я.

Там считают так, друзья:

Раз уходит

Старый год,

Пусть с собой

Старье

Берет,

И летит

Старье

В окно...

Вот как там

Заведено.

Наши рекомендации