Правописание слов с сочетаниями
Чк, чн, чу, щу, ча, ща, жи, ши
Ц е л ь: развивать умение правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, чу, щу, ча, ща, чн, чк.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
шипы барабанщик борщик
II. Закрепление. Постановка проблемы и ее анализ.
1. Самостоятельно составить слова из слогов.
Запись н а д о с к е:
лы вель ка на ма пру ча кры
жи ши чай ша ник встре ро ша
– Какие орфограммы встретились в словах?
2. Формулировка правил.
В сочетании жи-ши
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву А.
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву У.
Дети проговаривают правило своими словами.
Физкультминутка |
III. Выполнение упражнений на применение знаний.
1. Сравнение произношения гласного звука в сочетаниях жи, ши с его обозначением на письме. (Упр. 89.)
2. Выделение из слов мягких согласных звуков [ч’] и [щ’], сравнение произношения сочетаний и обозначения их на письме. (Упр. 93.)
3. Самостоятельная работа. (Упр. 92.)
4. Словарная работа.
– Назовите одним словом стелющееся травянистое огородное растение с продолговатым зеленым плодом.
Огурец – от древнерусского угур – незрелый.
– О ком так говорят: «...как огурчик»? (О здоровом, румяном человеке.)
– Огородное растение, овощ томат. (Помидор.)
– Произошло от итальянского слова «помодоро», что значит «золотое яблоко». Томатом это растение назвали перуанские индейцы.
– Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. (Медведь.)
– «Медведь» означало «медоед». Когда так говорят: «Медведь на ухо наступил»? (Когда у человека отсутствует музыкальный слух.)
– «Медвежья услуга». (Неумелая услуга, причиняющая только неприятности.)
– Запишите эти слова в словарь. Образуйте однокоренные слова.
IV. Итоги урока.
– Сформируйте правила, над которыми сегодня работали.
Домашнее задание.Упражнение 94.
Урок 16
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Ц е л ь: развивать умения находить в предложении слова, требующие проверки, учить приемам проверки.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
почта пятница понедельник
Пушистая белочка живет в лесу.
– Найдите подлежащее и сказуемое. Объясните встретившиеся орфограммы.
Физкультминутка |
II.Объяснительный диктант.
– Прокомментируйте написание встретившихся орфограмм.
Многие растения и ж..вотные могут ра..казать о п..годе.
Перед д..ждем вып..лзают на бер.. раки, м..рские крабы. Мухи и осы перед д..ждем зал..тают в окна д..мов. Перестают л..тать пчелы. С..дят в улье и гудят.
Перед проливным д..ждем не видно бабочек-крапивниц.
О х..рошей п..годе на другой день сообщают сильным стр..котанием кузнечики.
Из журнала «А почему?»
III. Итоги урока.
– Сформулируйте правила, над которыми сегодня работали на уроке.
Домашнее задание.Повторить словарные слова.
Урок 17
ДИКТАНТ
Ц е л ь: выявить умение оформлять предложение; обозначать мягкие и твердые согласные, звонкие и глухие согласные; разделительный ь; безударные гласные в словах.
Летом
Борис Грибов и его друг Глеб Чайкин часто ходили в лес. Там большой пруд. На берегу рос густой камыш. В камышах плавал белый лебедь. На красивую гордую птицу любили смотреть мальчики. В жаркие дни они садились на плот и переправлялись на другой берег. Там хороший пляж. (45 слов.)
Слова для с п р а в о к: камыш, переправлялись.
З а д а н и е:
1. Разделите для переноса слова: мальчики, большой.
2. В четвертом предложении расставьте знаки ударения в словах. Подчеркните существительные одной линией, глагол – двумя линиями, прилагательное – волнистой линией.
3. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков; укажите их количество.
Урок 18
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.