Для тестового контроля по одарённым детям

Задания

Материалы рубежного контроля для студентов,

обучающихся по направлению 050700 (540600) Психолого-педагогическое образование

Курск 2014

1. Дайте определение понятий «одаренность»:

а) Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

б) одарённость – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

в) одарённость – собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

2. Дайте определение понятий «одаренный ребенок»:
а) одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

б) одаренный ребенок – это ребенок, имеющий определённый уровень качественного своеобразия развития одаренности

в) одарённый ребенок – это ребёнок спотенциальными предпосылками к достижениям в разных видах деятельности, присущими многим детям

г) одаренный ребенка – это ученик, имеющий высокие показатели по его школьным или внешкольным делам

3. Специфика проявления одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека) заключается в том, что:

а) детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития

б) каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей

в) высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой – обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

г) под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности

д) своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития

е) проявления детской одаренности может быть в виде обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

4. Выделите признаки проявления одаренности у детей, характеризующие инструментальный аспекта их поведения:

а)быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

б) использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

в) выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений

г) новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности

д) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции

е) наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи

ж) рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

5. Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

а) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.)

б) повышенная избирательная чувствительность к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия

в) повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности

г) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, поразительное упорство и трудолюбие

д) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов

е) высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству

ж) повышенная тревожность

6. Выделите наиболее характерные типологические особенности организации знаний одаренного ребенка:

а) высокая структурированность знаний

б) способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей

в) свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени

г) категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности)

д) легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации

е) отсутствие логики интуитивного мыления

7. Своеобразие обучаемости одарённого ребёнка проявляется:

а) в высокой скорости и легкости обучения

б) в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений

в) в высоком уровне способности к самообучению (поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды)

г) медленное забывание учебного материала

8. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

а) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики

б) степень сформированности

в) форма проявлений

г) широта проявлений в различных видах деятельности

д) особенности возрастного развития

е) избирательность внимания

9. В практической деятельности могут быть выделены следующие виды одаренности:

а) в познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)

б) в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность

в) в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность

г) в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям

д) в творческой деятельности
10. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
а) актуальную одаренность

б) потенциальную одаренность

в) гиперактивную одарённость

11. Актуальная одаренность ребёнка – это:

а) психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности

б) психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

12. Потенциальная одаренность – это:

а) психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

б) психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности

13. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

а) общую одаренность

б) специальную одаренность

в) узкую одарённость

г) широкую одарённость

14. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:
а) раннюю одаренность

б) позднюю одаренность

в) возрастную одарённость

г) зрелую одарённость

15. В детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является:

а) психометрические тесты

б) тесты интеллекта

в) тесты креативности

г) психолого-педагогический мониторинг

16. Найдите верные ответы: психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать следующим требованиям:

а) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка

б) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях)

в) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.)

г) экспертная оценка продуктов деятельности детей с привлечением экспертов – специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.)

д) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка)

е) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
ж) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.)

ж) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
и) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.

з) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации

17. При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
в) потенциальные возможности ребенка к развитию.

г) мотивы участия в деятельности

Наши рекомендации