Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку образовательные законы не содержат самостоятельных статей, посвященных вопросам организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.
Комментируемая статья декларирует общее правило о том, что в Российской Федерации осуществляется поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности (часть 1), устанавливает формы и способы выявления таких лиц, подчёркивает бесплатность этих действий (часть 2), возлагает на Министерство образования и науки, а также на его территориальные органы формирование и управление этим процессом, причём первое место в этом процессе занимают школьники (часть 3), то есть лица, способности которых нуждаются в особой поддержке и развитии. Более того, Правительство России в соответствии с данной нормой обязано устанавливать денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц (часть 4).
Завершающая статью часть 5 предусматривает возможность создания нетиповых образовательные организации (в ст. 2 Закона это понятие не раскрывается) имеющие право дальнейшего обучения лиц, проявивших выдающиеся способности в учебной, научной, творческой, физкультурно-спортивной и иных видах деятельности. Как следует из смысла этой части статьи, организации такого типа могут создаваться учредителями всех форм собственности и организационного подчинения.
Комментируемую норму можно отнести к одному из частных способов реализации ч. 1 ст. 44 Конституции России.
Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку ранее образовательные законы лишь содержали упоминание об обучении иностранных граждан в российских образовательных организациях, и эти вопросы регламентировались, в основном, на уровне подзаконных нормативных актов. Однако в рамках самостоятельной статьи соответствующие положения нашли отражение впервые.
Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(121) наделяет иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации, правами наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 4) Таким образом, комментируемая статья и является частью того федерального закона, который устанавливает, в какой мере иностранные граждане и лица без гражданства, традиционно приравненные в нашей стране по объёму прав и свобод к иностранцам, обладают правом на образование. К содержанию последующих частей комментируемой статьи и отсылает читателя комментируемая норма.
Часть 2 комментируемой статьи более подробно, но воспроизводит ч. 2 ст. 43 Конституции России, гарантирующую каждому (в том числе - иностранцу) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Хотя попутно необходимо отметить такой факт. Московские и другие общеобразовательные средние школы крупных городов вынуждены дополнительно обучать несовершеннолетних иностранных граждан русскому языку, в противном случае, те лишаются возможности успешно осваивать учебную программу средней школы. Естественно, это делается за счёт регионального и иных государственных и муниципальных бюджетов, поскольку брать за это плату с родителей не позволяет Конституция страны, а с работодателей родителей этих детей - юридически нереально.
Такая же проблема (обучения русскому языку) остро стоит и перед ВУЗами страны, обучающими иностранных студентов, например, перед РУДН, но этот вопрос решается за счёт направляющей стороны или самого обучаемого (подробнее см. комментарий к части 3 настоящей статьи).
Что касается остальных уровней образования: среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, то в соответствии с частью 3 комментируемой статьи для его финансирования используются следующие источники:
а) бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами (подробнее см. комментарий к ч. 4 настоящей статьи) или установленной Правительством квотой на образование иностранцев в России. Таким образом, в любом случае эти расходы подлежат компенсации в прямом виде в соответствии с международными договорами или в косвенной, - через квоту, устанавливающую взаимный обмен обучаемыми между российскими и иностранными образовательными учреждениями, или путём компенсации расходов в иной форме;
б) за счёт средств физических и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.
Из части 4 комментируемой статьи следует, что особое внимание среди обучаемых иностранцев в нашей стране уделяется соотечественникам, проживающим за рубежом. Так, ст. 17 Федерального закона от 24.05.1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом",*(122) на которую прямо ссылается комментируемая норма, предусматривает ряд неконкретных, с юридической точки зрения, положений о поддержке, сотрудничестве, помощи, учёте интересов соотечественников в квоте и т.п. Однако обсуждаемые на весенней сессии 2013 г. в Думе поправки в Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", касающиеся определения статуса соотечественников, могут привести к позитивному изменению комментируемой нормы ещё до вступления настоящего Закона в силу.
Часть 5 комментируемой статьи устанавливает ряд дополнительных прав и социальных гарантий для иностранцев, обучающихся в пределах квоты: обучение за счёт ассигнований федерального бюджета, выплату академических стипендий, в течении всего периода обучения вне зависимости от успехов в учёбе, предоставление мест в общежитии.
Порядок отбора иностранцев для обучения в пределах квоты в соответствии с часть 6 комментируемой статьи определяется Министерством образования и науки России. В настоящий момент проект такого Приказа опубликован на официальном сайте Министерства. В нём помимо всего прочего определён перечень документов, предоставляемых каждым кандидатом на поступление в ВУЗ Российской Федерации. Этим же проектом определено, что Россия ежегодно предоставляет преимущественное право на приём для обучения проживающих за рубежом иностранных граждан в пределах квоты, выделяемой Правительством России*(123).
Часть 7 комментируемой статьи особое внимание уделяет (подробнее см. комментарий к ч. 2 настоящей статьи) материальной и языковой поддержке иностранцев, обучаемых в нашей стране в пределах квоты. Более подробно прокомментировать эту норму можно будет после вступления в силу проекта Приказа Министерства образования и науки России, опубликованного на его официальном сайте *(124). Проект предполагает проведение открытого конкурсного отбора среди федеральных государственных образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Условиями конкурса является наличие у образовательного учреждения опыта работы с иностранными студентами (наличие не менее 60 человек на дату проведения конкурса), необходимого количества преподавателей русского языка как иностранного, инфраструктуры для работы с иностранными студентами.
Что касается требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ иностранцами, то их в соответствии с комментируемой нормой определяет Министерство образования и науки России своим подзаконным актом (часть 8 комментируемой статьи).
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку до настоящего времени положения образовательных законов не содержали самостоятельных норм, посвященных организации получения образования лиц с ограниченными возможностями. Как известно, речь в данном случае идет о лицах, имеющих различную степень инвалидности.
Появление подобных норм в образовательном законодательстве не является случайным, поскольку обеспечение лицам с ограниченными возможностями доступа к образованию является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Так, в соответствии утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. N 2181-р государственной программой "Доступная среда" на 2011-2015 годы предусматривается создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В целях практической реализации государственной политики содержание образования инвалидов определяется адаптированной образовательной программой применяемой на различных образовательных уровнях с учетом использования специальных условий обучения. При этом допускается вариативность организации обучения - как в специально создаваемых учебных группах, так и совместно с другими обучающимися.
В рамках получения лицами с ограниченными возможностями образования соответствующего уровня государством обеспечиваются различные меры социальной поддержки, в том числе связанные с непосредственной организацией обучения инвалидов.
В институциональном плане государство обеспечивает создание адаптированных образовательных организаций, в которых могут проходить обучение лица, с ограниченными возможностями, имеющими отдельные группы заболеваний, а также подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения инвалидов.
Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку образовательные законы не содержали самостоятельных статей, посвященных реализации права на образование лицами осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (спецконтингент).
Получение основного общего и среднего профессионального образования гарантировано ч. 2 ст. 43 Конституции России. В этой связи, в соответствии со ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации*(125) получение осуждёнными этих видов образования рассматривается как одно из средств их исправления.
В развитие этих общих положений Кодекса применяются нормы Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы",*(126) прямо упомянутого в комментируемой норме. Согласно ст. 13 названного Закона учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, обязаны организовать общее и профессиональное образование и профессиональное обучение осуждённых. Однако какие-либо более конкретные нормы, регламентирующие особенности правового положения образовательных организаций этой системы, в названном Законе отсутствуют.
Особое внимание комментируемая статья Закона уделяет обучению несовершеннолетних лиц. В отличие от контингента, упомянутого в ч. 1 ст. 80, они имеют право также на получение и начального образования. Очевидно, что возраст наступления уголовной ответственности в нашей стране (14 лет) значительно превышает возраст получения обучаемыми начального образования. Однако его отсутствие у осуждённых может объясняться предшествующим периодом беспризорности или безнадзорности. Также необходимо подчеркнуть, что комментируемая норма распространяет своё действие как на обвиняемых, так и подозреваемых, содержащихся под стражей. Порядок обучения, определённый частями 1 и 2 комментируемой статьи, согласуется с Министерством образования и науки России.
Отдельная норма касается лиц, осуждённых к наказанию в виде ареста. Их образование не осуществляется. Это вызвано не с жестокостью наказания, а тем, что арест, в соответствии со ст. 54 УК РФ, назначается на срок от одного до 6 месяцев. Удивительно, что авторы комментируемого Закона никак не высказали своего мнения в отношении обучения лиц, мерой пресечения для которых избран домашний арест. Ведь эта мера применяется как форма ограничения свободы к лицу, преступление которого не доказано, а сам домашний арест может продолжаться и более продолжительное время, чем арест.
Часть 4 комментируемой статьи вводит своеобразный возрастной ценз для получения образования лицами, осуждёнными к лишению свободы. В ней говорится, что лица, осуждённые к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в образовательных учреждениях, созданных в местах лишения свободы. Однако продолжение этой нормы гласит, что лица, достигшие 30 лет, а также инвалиды I или II группы получают названное образование по их желанию.
Вызывает сомнение конституционность изложенного. Получается, что до 30 лет физически здоровые осуждённые к лишению свободы лица получают образование принудительно. Но в России существует право на образование, но нет обязанности его получения. Даже труд в местах лишения свободы осуществляется осуждёнными по их желанию. Почему к образованию отношение иное?
Любопытно, что по отношению к осуждённым к пожизненному лишению свободы комментируемым Закон более гуманен. Он допускает их обучения в виде самообразования (то есть по их желанию) в формах, не противоречащих порядку и условиям отбывания наказания (часть 5 комментируемой статьи).
Часть 6 комментируемой статьи носит декларативный характер и смысл её сводится к тому, что порядок обучения в местах лишения свободы определяется Министерством образования и науки, о чём в той или иной форме сказано выше.
Согласно части 7 комментируемой статьи Закон ориентирован на цели адаптации осуждённых к нормальной дальнейшей жизни на свободе после освобождения от отбытия ими наказания. Поэтому особое внимание комментируемая норма уделяет получению осужденными профессии рабочего или служащего, разумеется в рамках требований УИК России.
Часть 8 комментируемого Закона гласит, что профессиональное обучение осуществляется в соответствии с правилами, устанавливаемыми Министерством образования и науки России. Как будто может быть иначе?
Завершающая часть 9 комментируемой статьи посвящена порядку получению осуждёнными среднего профессионального и высшего образования. Эти виды обучения осуществляются в формах, не нарушающих требования УИК России.
Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку вопросы особенностей реализации образовательных программ и деятельности образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, нашли отражение впервые на уровне самостоятельной статьи.
Часть 1 комментируемой статьи построена своеобразным способом. Она не только в назывном порядке указывает отдельные органы исполнительной власти, осуществляющие функции, обозначенные в названии статьи, но и в виде закрытого перечня выделяет основные направления их деятельности, за которыми легко угадываются прямо не названные ведомства. Очевидно, это связано с тем, что выборы очередного Президента страны или на очередной срок кардинально меняют не только персональный состав руководителей, но и структуру органов исполнительной власти страны. Причём речь идёт не только о банальном переименовании государственных органов этой ветви власти, но и о передаче функций от одного органа другому или даже институтам гражданского общества и наоборот. Это серьёзная правовая, политическая, психологическая и любая другая проблема организации исполнительной власти в нашей стране. Однако она не относится к теме настоящего комментария. Поэтому его авторы понимают свою задачу иначе: угадать за названными в комментируемой норме функциями и назвать эти органы исполнительной власти в соответствии с наименованиями, данными им в Указе Президента России от 21.05.2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".*(127)
Итак, речь идёт о Министерстве обороны Российской Федерации; Министерстве внутренних дел России и Федеральной миграционной службе; Федеральной службе исполнения наказания и Службе судебных приставов; Федеральной службе охраны; Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; а также Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации; Службе внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Но и в этом случае перечень органов исполнительной власти, имеющих свои ведомственные образовательные учреждения, будет неполным, поскольку в нём не названы МИД России, МЧС России и некоторые другие органы исполнительной власти, что приведёт к неизбежным коллизиям в процессе исполнения предписаний комментируемого Закона.
Так или иначе, все перечисленные и не перечисленные ведомства осуществляют подготовку кадров, как следует из комментируемой части ст. 81 Закона, путём реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, находящихся в их ведении. Причём по форме организации это могут быть самые разнообразные образовательные организации от кадетских и суворовских училищ до высших и поствузовских организаций, например МГИМО(У) МИД России, Академии Генерального штабы и т.п. В любом случае, их объединяет ведомственное подчинение, отраслевое финансирование, специальные программы подготовки кадров, особые средства обучения и воспитания (подробнее см. комментарий к п. 26 ст. 2 Закона), а также общий порядок лицензирования и аккредитации, установленный комментируемым Законом (подробнее см. комментарий к ст. 91, 92).
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает одну принципиальную особенность рассматриваемого типа образовательных учреждений: их двойное подчинение в методической области. Иными словами, основные образовательные программы, реализуемые в названных организациях, разрабатываются на основании требований, предусмотренных настоящим Законом, с учётом ведомственных квалификационных требований к профессиональной подготовке выпускников. В настоящий момент на официальном сайте Министерства образования и науки опубликован проект Приказа "Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования по подготовке специалист в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоёмкого производства в федеральных государственных профессиональных образовательных организациях.*(128) Очевидно, такой же приказ со временем будет подготовлен и в отношении образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Согласно части 3 комментируемой статьи примерные программы профессионального обучения, а также дополнительные программы разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, "в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование". Очевидно, Министерство образования и науки России не допускается к утверждению этих программ из тех соображений, что они содержат вопросы государственной тайны (подробнее см. комментарий к ч. 4 настоящей статьи). Однако, на наш взгляд, отсутствие предварительного согласования с названным Министерством должно создавать неизбежные трудности при государственном лицензировании и аккредитации названных образовательных организаций.
Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что определение порядка защиты вопросов государственной тайны, использования секретных образцов вооружения, техники, материалов и веществ при освоении обучаемыми образовательных программ возлагается на соответствующее ведомство, которому это учреждение подчинено. Проект приказа Постановления Правительства России "Об установлении Требований к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, реализующих образовательные программы, содержание сведения составляющие государственную тайну" опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки России*(129).
Также ведомство, в чьём подчинении находится образовательное учреждение, осуществляет управление им в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными правовыми актами (часть комментируемой статьи).
Часть 6 комментируемой статьи устанавливает специальные наименования обучаемых в ведомственных учебных заведений: "адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты".
Последующие части 7-8 комментируемой статьи разъясняют отдельные наименования, перечисленные в части 6 статьи.
Слушатели - это офицеры, проходящие переподготовку и послевузовское обучение в ведомственных учебных заведениях.
Курсанты - военнослужащие (лица, принёсшие присягу) не имеющие воинских званий офицеров.
Часть 9 комментируемой статьи позволяет перечисленным в части 1 настоящей статьи ведомствам принимать локальные нормативные правовые акты, регламентирующие особенности взаимоотношений между обучаемыми, педагогическими работниками и ведомственной образовательной организацией.
Завершающая часть 10 комментируемой статьи устанавливает ряд полномочий, перечисленных в части 1 настоящей статьи организаций по отношению к ведомственным образовательным организациям и обучаемым в них лицам: установление правил и условий приёма в них;
определение порядка отчисления, перевода и восстановления обучаемых;
определение перечня открытой информации. Норма прямо противоречит Федеральному закону от 21.07.1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" и вытекающим из него Указам Президента Российской Федерации;
установление порядка осуществления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности, в части, не противоречащей комментируемому Закону.
Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку правовые нормы об особенностях реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования самостоятельное значение приобрели только в рамках рассматриваемой статьи.
Реализация профессиональных программ названных видов образования обладает значительной спецификой, чему и посвящена одна из самых объёмных статей комментируемого Закона. Открывается она нормой, устанавливающей виды этих программ:
программа среднего профессионального образования;
программа высшего образования;
дополнительные профессиональные программы.
Эти виды образования, как никакие другие, требуют постоянного совершенствования знаний и накопления практического опыта "в течении всей жизни" врача, фармацевта, на что и указывает комментируемая норма.
Образовательные программы данного типа разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения России. Как следует из содержания части 3 комментируемой статьи, - без участия Министерства образования и науки России.
Далее в части 4 комментируемой статьи Закон уделяет внимание практической подготовке медиков и фармацевтов, получающих все виды перечисленных в части 1 настоящей статьи форм образования (подробнее см. комментарий), которое осуществляется в следующих учреждениях и организациях:
клиниках, осуществляющих практическую медицинскую или фармацевтическую деятельность;
в научных организациях соответствующего профиля, именуемых клинической базой;
в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств.
Организация практической подготовки врачей и фармацевтов в организациях, названных в п. 2 и 3 ч. 4 настоящей статьи, осуществляется на основании договора, содержание которого подробно определено в части 5 комментируемой статьи.
В бюджетных организациях всех уровней практическая подготовка обучающихся производится на безвозмездной основе. Из смысла комментируемой нормы следует, что практика врачей и фармацевтов в платных клиниках производится на возмездной основе или не проводится вовсе.
Участие обучающихся по названным специальностям в практической помощи гражданам производится в порядке, определённом Министерством здравоохранения России.
Обучение в ординатуре (аналог магистратуры обычного ВУЗа) осуществляется в рамках государственного образовательного стандарта и предполагает подготовку специалиста, обладающего навыками самостоятельной профессиональной деятельности.
В то же время программа ординатуры может предусматривать возможность поэтапного (дискретного) обучения, а также итоговую государственную аттестацию.
Порядок приёма в ординатуру имеет свою специфику, определяемую Министерством здравоохранения России. Иными словами, речь идёт о том, что в отличие от других специальностей (подробнее см. комментарий к ч. 3 ст. 69 Закона) в магистратуру медицинского и фармацевтического профиля не может быть принято лицо, не имеющее базового профильного образования.
Подбор педагогических работников для обучения по программам высшего образования по названным специальностям также имеет свою специфику: он производится из числа лиц, прошедших обучение в ординатуре или интернатуре (программа последипломной стажировки) по правилам, утверждённым Министерством здравоохранения России.
Для педагогических работников, осуществляющих обучение в рамках среднего медицинского или фармацевтического образования, требования к профессиональной их подготовке в соответствии с комментируемой статьёй Закона могут быть несколько снижены.
Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку до настоящего времени особенности реализации образовательных программ в области искусств не находили закрепление на законодательном уровне.
Открывается комментируемая статья Закона частью, устанавливающей некоторые специфические понятия и принципы обучения, свойственные данному типу образования. Прежде всего, она определяет образование в области искусств как художественное и эстетическое воспитание граждан. Автор настоящего комментария как педагог не вполне согласен с таким определением, однако вынужден с ним считаться как юридически определённым.
Следующим важным с точки рения авторов Закона моментом является реализация в процессе обучения в области искусств принципа непрерывности и преемственности. Этот процесс начинается с выявления одарённых детей и молодёжи в раннем возрасте, затем следует профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, завершающееся последовательным прохождением взаимосвязанных этапов профессионального становления личности. Иными словами, авторы Закона утверждают, что образование в области искусств возможно только с раннего детства, путём поэтапного эволюционного развития. Как будто история отечественного киноискусства, изобразительного и иных творческих видов деятельности не знает примеров прихода в них лиц зрелого и даже пожилого возраста, что не только не исключает достижения ими больших творческих успехов, но и получения дальнейшего образования! По логике авторов комментируемой нормы таким лицам обучение в области искусств не доступно и юридически не возможно. Трудно согласиться с таким подходом.
Часть 2 комментируемой статьи определяет типы образовательных программ в области искусств:
1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Очевидно, именно эти программы и направлены на выявление талантливых детей в раннем возрасте;
2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего образования. В переводе на понятный язык это означает, что даже талантливая молодёжь должна уметь читать, писать, считать и быть знакома с основными знаниями об устройстве природы, общества и человека;
3) образовательные программы среднего профессионального образования (в приведённом соотношении речь идёт о подготовке специалиста среднего звена);
4) образовательные программы высшего образования (сравнимые с типовыми программами бакалавриата, специалиста, магистратуры и аспирантуры).
В части 3 комментируемой статьи авторы Закона вновь возвращаются к дополнительным профессиональным программам в области искусства, реализация которых позволяет выявлять одарённых детей в раннем возрасте и подробно описывают их содержание и требования к ним.
Перечень программ, названных в ч. 3 ст. 83 Закона, определяется Министерством культуры Российской Федерации.
Этим же государственным органом определяются требования к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по этим программам, в совокупности образующим федеральные государственные требования.
Приём на обучение по этим дополнительным предпрофессиональным программам производится на основании результатов индивидуального отбора по правилам, утверждённым названным Министерством, по согласованию с Министерством образования и науки России.
Итоговая аттестация обучаемых по названным программам проводится по правилам, утверждённым согласованным решением названных ведомств.
Интегрированные образовательные программы (подробнее см. комментарий к п. 2 ч. 2 настоящей статьи) направлены на выявление обучаемых, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.
Причём названные в части 8 и п. 2 части 2 настоящей статьи Закона образовательные программы реализуются исключительно по очной форме обучения, дабы обучаемые смогли при этом получить не только специальные, но и общеобразовательные знания и навыки.
На обучаемых по этим программам распространяются права и обязанности учащихся, установленные ст. 34 и 43 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).
Обучение по интегрированным программам в области искусств не освобождает обучаемых от обязанности получения ими начального общего образования. Эта норма находится в противоречии с ч. 2 ст. 43 Конституции России, гарантирующей получение всеми бесплатного основного общего и среднего профессионального образования.
Для углублённого усвоения обучаемыми в области искусства необходимых знаний создаются интернаты для их проживания.
Правила приёма на обучение по интегрированным программам утверждаются также (ср. с части 6 настоящей статьи) совместным решением названных государственных органов власти.
Обучение по названным программам завершается итоговой аттестацией, включающую оценку знаний обучаемого по соответствующей образовательной программе среднего профессионального образования.
В случае отчисления обучаемого по рассматриваемой образовательной программе в области искусств, образовательное учреждение, из которого он отчислен, обязано обеспечить продолжение его обучения в соответствующем образовательном учреждении общего профиля.
Программа ассистентуры-стажировки направлена на подготовку педагогических кадров для учреждений высшего образования в области искусства по очной форме обучения.
Подготовка названных в части 16 комментируемой статьи специалистов осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и завершается подготовкой соответствующей квалификационной работы.
Порядок организации такой стажировки утверждается совместным решением названных федеральных органов государственной власти.
Учебная и производственная практика в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением.
Завершается комментируемая статья Закона указанием на то, что обучение в области искусств может предусматривать и иные специальные формы образования, утверждаемые Министерствами культуры и образования и науки России и не противоречащими настоящему Закону.
Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку ранее особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта нормативного закрепления не находили.
Статья называет цели реализации, виды и содержательную нагрузку образовательных программ. Кроме того, закреплены условия приема граждан на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, а также основы обеспечения реализации интегрированных образовательных программ, т.е. сочетающих получение образования соответствующего уровня наряду с профессиональной программой в области физкультуры и спорта. Попутно называются формы такой интеграции, включая интернаты, физкультурно-спортивные лагеря и т.п.
Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку самостоятельных норм об особенностях реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, в законодательстве не содержалось.
Единственное, что объединяет столь разные профессии, обозначенные в заглавии комментируемой статьи - это повышенный риск при осуществлении их обладателями трудовой функции в мирное время. Очевидно, именно этим и объясняется объединение столь разных образовательных программ в единой статье комментируемого Закона, тем более, что сами виды программ ничего принципиально отличного от стандартного образования, по сравнению с программами в области искусств и физической культуры и спорта, не содержат (подробнее см. комментарий к ст. 83, 84 Закона). Подготовка специалистов по названным специальностям осуществляется в рамках следующих образовательных программ:
основные программы профессионального обучения;
образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования;
дополнительные профессиональные программы.
Перечисленные в части 1 комментируемой статьи образовательные программы утверждаются совместным решением Министерств образования и науки и транспорта Российской Федерации.
Что касается типовых основных программ профессионального образования и типовых дополнительных программ для подготовки обучаемых по названным специальностям, то их единолично утверждает Министерство транспорта России.
Подготовка специалистов по названным специальностям связано с большим объёмом практической деятельности, поэтому реализация образовательных программы в рассматриваемой области происходит с участием Федеральных агентств воздушного, железнодорожного, морского и речного видов транспорта.
Все перечисленные виды транспорта объединяет и ещё одно обстоятельство: все они имеют выход за пределы Российской Федерации и в силу этого подготовка обучаемых по названным специальностям должна включать в себя объём практической подготовки (налёт часов, стаж работы и др. качественные показатели), требуемый международными договорами Российской Федерации.
Обязательным условием выбора образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в рассматриваемой области, является наличие у них необходимого по международным требованиям и соответствующим федеральными государственными стандартам количества транспортных средств и тренажёров для подготовки обучаемых.
Так же как и в случае реализации образовательных программ в области искусств, а также физической культуры и спорта, настоящий Закон допускает установление дополнительные условия и требования к подготовке специалистов в данной области, не противоречащие содержанию настоящего Закона (подробнее см. комментарий к ст. 83, 84 Закона).
Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку до настоящего времени образовательные законы самостоятельных положений об обучении по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях не содержали.
Комментируемая статья Закона пытается восполнить дефицит называемой ранее допризывной подготовки учащейся молодёжи к службе в Вооружённых Силах. Однако если ранее эту функцию выполняла общественная организация ДОСААФ, то после её распада такую функцию приняло на себя государство, возложив её выполнение на специализированные учреждения школьного типа, перечисленные в части 2 настоящей статьи. Остаётся вопрос: при чем здесь казачество и государственная служба? Пока вопрос о совмещении этих двух понятий законодательно не решён. Попытки отдельных субъектов Федерации "приспособить" казаков к правоохранительной службе являются незаконным юридическим произволом. Искусственное "подталкивание" законодателя к таким решениям, в условиях отсутствия Федерального закона о государственной правоохранительной службе, выглядит по меньшей мере поспешным, а по сути - провокационным.
Часть 2 комментируемой статьи говорит об "интеграции" основного общего и среднего общего образования с дополнительными программами, "имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной и иной государственной службе", никак не определяя степень, глубину и основные направления этой интеграции. Содержательная характеристика этих дополнительных программ заменена перечислением уже существующих, созданных до вступления в силу настоящего Закона, специализированных образовательных организаций типа "кадетское училище", "суворовское училище" и им подобных. Такая подмена содержания формой чревата двумя негативными последствиями. Во-первых, не вполне ясны лицензионные и аккредитационные показатели подобного рода учебных заведений и их соответствие общим стандартам обучения. Во-вторых, такой назывной принцип не позволяет расширить, в случае необходимости, типы этих образовательных учреждений, включив в него лётные, космические и т.п.
Часть 3 комментируемой статьи дополняет сказанное выше указанием на то, что образовательные организации перечисленных типов создаются Российской Федерацией и субъектами Федерации, от чего, видимо, зависит источник их финансирования, стыдливо скрытый в комментируемой статье.
Из многословной части 4 комментируемой статьи следует, что образовательные программы для перечисленных учреждений утверждает всё-таки единолично Министерство образования и науки России. Остаётся вопрос: а кто же обеспечивает их ориентацию на государственную, в том числе военную, службу?
Отдельная часть 5 комментируемой статьи делегирует образовательным учреждениям данного типа право вводить форму одежды обучающихся.
Завершающая часть 6 комментируемой статьи посвящена детям сиротам и детям военнослужащих, обладающим преимущественным правом на поступление в перечисленные училища. Данная норма, на наш взгляд, противоречит смыслу Международной конвенции ООН 1989 г. "О правах ребёнка"*(130), ст. 19 и 43 Конституции России о равноправии и свободе выбора формы образования, ст. 3 и 5 настоящего Закона и вообще здравому смыслу.
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, так как самостоятельных норм, посвященных особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ, а также получения теологического и религиозного образования, образовательное законодательство не содержало.
Автору комментария к настоящей статье представляется, что данная статья - это очевидный предмет жалобы в Конституционный Суд России на предмет её соответствия конституционным принципам светского государства и права граждан на свободу совести.
Также не вполне ясно такое внимание к "семейным и общественным духовно-нравственным и социокультурным ценностям" которые могут быть включены в образовательные программы. Не меньший спор вызывает, например, включение в образовательные программы вопросов полового воспитания, обеспечения жизнедеятельности и др. Нельзя же все эти вопросы закреплять в нормах Федерального закона! На самом деле, проблема состоит в выборе родителями (законными представителями) обучающихся одной из программ (модулей), посвящённых изучению традиций одной из мировых религий.
Названные программы проходят экспертизу в одной из централизованных религиозных организаций на предмет их содержания вероучению и утверждаются Министерством образования и науки России как федеральный государственный стандарт (подробнее см. комментарий к ст. 11 Закона) или как образовательная программа (подробнее см. комментарий к ст. 12 Закона). На наш взгляд, такая норма противоречит смыслу ст. 18 Федерального закона от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях",*(131) поскольку даже "централизованная религиозная организация", на основании конституционного принципа об отделении её от государства (ч. 2 ст. 14 Основного закона), не обладает правом давать экспертные заключения на государственные образовательные стандарты.
Часть 4 комментируемой статьи посвящена теологии (досл. наука о боге). Образовательные учреждения высшего образования, в которых этот предмет преподаётся, обязаны включить её в государственный образовательный стандарт или образовательную программу в соответствии со ст. 11 и 12 настоящего Закона.
Часть 5 комментируемой статьи пошла ещё дальше, наделив централизованную религиозную организацию незаконным правом "рекомендовать" учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии для преподавания обучаемым педагогическим работникам.
А часть 6 комментируемой статьи вообще предлагает привлекать религиозных деятелей для преподавания дисциплин в области теологии в образовательных организациях. Удивительно, что авторы прямо не предложили преподавать в школе "Закон божий" и совершать там религиозные обряды и церемонии. Поскольку следующая часть комментируемой статьи закона посвящена частным учебным заведениям, можно предположить, что в данной норме речь идёт о государственных образовательных организациях.
В части 7 комментируемой статьи речь идёт о возможности включения в образовательные программы частных образовательных организаций курсов и дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование. Вот эта норма вполне соответствует Закону и Конституции России.
В свою очередь, в соответствии с частями 8-9 комментируемой статьи, частные образовательные организации, учреждённые религиозными организациями, делятся на религиозные и духовные. В первых проходят обучение невоцерковлённые граждане, а во вторых - служители и религиозный персонал религиозных организаций. Существование первых, на наш взгляд, носит факультативный характер, поскольку они не проходят аттестацию на предмет соответствия государственному образовательному стандарту (например, воскресные школы), а вторые - проходят обязательную аттестацию по этим стандартам.
А вот примерные образовательные программы в таких духовных образовательных организациях, согласно частей 10-12 комментируемой статьи, утверждаются исключительно соответствующей религиозной организацией без участия Министерства образования и науки России. Причём первые вправе вводить собственные правила приёма, права и обязанности обучаемых, а также проводить общественную аккредитацию таких образовательных организаций и их педагогических работников за свой счёт.
Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку самостоятельных статьей, и даже отдельных норм о реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях МИД РФ, образовательное законодательство не содержало.
Процессы глобализации, расширения межгосударственных контактов Российской Федерации, интеграции её в международное правовое и образовательное пространство привели к тому, что содержание первой части комментируемой статьи Закона оказалось закономерно шире наименования всей комментируемой статьи. Смысл в том, что практически любой федеральный государственный орган, уполномоченный направлять своих работников для работы в иностранные государства, вправе создавать через загранучреждения МИД России образовательные подразделения, действующие в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Причём даже не все эти учреждения находятся на балансе МИД, а следовательно, могут считаться учреждениями его системы. Конечно, речь идёт о больших колониях российских граждан за рубежом, способных обеспечивать наполняемость классов, равномерное распределение учебной нагрузки на педагогических работников, наличие необходимого количества детей и др. В этой части можно было бы подумать об обучении в российских образовательных учреждениях несовершеннолетних граждан, постоянно проживающих за рубежом, чем подменять это общими словами про заботу о соотечественниках, но эту задачу комментируемый Закон не решает (подробнее см. комментарий к ч. 4 ст. 78).
Часть 2 комментируемой статьи исходит из гуманного принципа о том, что нормативные затраты на оказание образовательных услуг в сфере образования в учреждениях, названных в ч. 1 комментируемой статьи Закона, не зависят от количества обучающихся в этих образовательных учреждениях.
Согласно части 3 комментируемой статьи обучающиеся в загранучреждениях МИД России делятся на две группы: первая по решению, согласованному с МИД России, обучается бесплатно, а вторая - за счёт родителей (лиц, их замещающих) или иных физических либо юридических лиц. На наш взгляд, спорная с точки зрения Конституции норма.
Указанные образовательные учреждения создаются, приостанавливают и прекращают свою деятельность по единоличному решению МИД России без участия Министерства образования и науки России.
Часть 5 комментируемой статьи устанавливает ряд полномочий МИД России в отношении его образовательных загранучреждений:
определяет структуру управления и штатное расписание;
осуществляет кадровое, информационное и методическое обеспечение образовательной деятельности;
осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение необходимыми ресурсами в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
обеспечивает бланками документов об образовании и организует внесение необходимых сведений в федеральный реестр документов об образовании и/или квалификации;
осуществляет контроль за названными учреждениями.
Вся деятельность образовательных загранучреждений МИД России осуществляется по согласованию с Министерством образования и науки России.
Трудовые договоры с педагогическими работниками, работающими в этих учреждениях, заключает МИД России.
Права и обязанности педагогических работников этих учреждений определяются с учётом особенностей их работы в данных учреждениях, но в соответствии с трудовым законодательством России. Странно, что комментируемая норма ни слова не говорит о правах и обязанностях обучаемых в этих учреждениях.