Вопрос. Принципы обучения в школе глухих.

Принципы воспитания и обучения — это исходные положения, определяющие характер деятельности педагога и детей. В воспитании и обучении дошкольников с нарушенным слухом используется система дидактических принципов, характерных для воспитания детей дошкольного возраста: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. ПРИНЦИПЫ: 1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. Он позволяет построить модель коррекционно-развиваю-щего обучения.

2. Принцип развивающего обучения. Ориентирван на здоровые силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития. Поэтому принцип связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.

3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения Коррекционная направленность воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей. Осн. разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению.

Коррекционная направленность отражена и в формах работы с детьми: использовании фронтальных, подгрупповых, занятий малыми группами (по 2—3 ребенка), индивидуальных. Формы организации зависят от состава группы, структуры нарушений и личностных особенностей каждого ребенка. Важным условием реализации данного принципа является раннее начало коррекционной работы.

4. Деятельностный принцип. Психическое развитие дошкольника осуществляется в деятельности. Через разные ее виды ребенок познает окружающий мир, расширяет и углубляет способы ориентирования в нем, постигая социальную сферу жизни человека, определяя взаимоотношения с другими людьми. Процесс развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста связан с предметной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, элементарной трудовой. 5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения. При воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей используются разные программы, в которых определены различные требования по развитию речи, слухового восприятия и обучению произношению. Дифференцированный принцип реализуется и применительно к формам обучения: в составе группы для слабослышащих или глухих могут быть выделены две подгруппы детей с разным состоянием речи, что позволяет в большей степени учитывать их возможности и темпы речевого развития. 6. Принцип формирования речевого общения. Он связан с необходимостью формирования у детей потребности в речевом общении, овладением необходимыми речевыми средствами. Принцип коммуникативной направленности реализуется прежде всего в программе по развитию речи, а также во всех видах детской деятельности. Он полностью пронизывает коррекционно-воспитательную работу.

7. Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное развитие остаточного слуха в процессе использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного использования. Важнейшим условием ее четкой организации является правильное использование ЗУА коллективного назначения и индивидуальных слуховых аппаратов. Аппаратура коллективного назначения используется на фронтальных и подгрупповых занятиях, индивидуальные аппараты — на некоторых фронтальных занятиях (музыкальных, физкультурных), во время свободной деятельности.

Наши рекомендации