И умений детей пяти с половиной лет
1.Ходьба, бег:
·ходить на носках (руки за голову) на пятках — перекатом с пятки на носок, на наружных сторонах стопы, приставным шагом (с хлопками);
·бегать на носках, высоко поднимая колени, с преодолением препятствий — обегать, перепрыгивать, пролезать;
·бегать непрерывно в течение 1,5—2 минут;
·пробегать со средней скоростью 60-100м— 2—Зраза, чередуя бег с ходьбой;
· подвижные игры «Ловишки», «Перебежки»:на расстоянии 4-5 м друг от друга ставят два предмета или две игрушки. Один из играющих — водящий — находится между предметами (в «коридоре»), в руках у него может быть мяч. По сигналу взрослого малыш перебегает от одного предмета к другому, водящий старается попасть в него мячом. При попадании водящий меняется.
2.Прыжки:
·подпрыгивать на месте — одна нога вперед, другая назад;
·выполнять прыжки с ноги на ногу на месте и продвигаясь вперед (3-4 м);
·выполнять серии прыжков — 2-3 серии по 30 прыжков;
·перепрыгивать на двух ногах через предмет (5-6 предметов h =15-20 см).
· подвижные игры «Кто лучше прыгнет», «Классы».
3.Метание:
·забрасывать кольца на палку, бросать в кольцо мяч (с расстояния 1-1,5 м);
·бросать мяч вверх, а после удара об землю ловить двумя руками — не менее 10 раз подряд, одной рукой — не менее 4—6 раз подряд;
· перебрасывать малый мяч из одной руки в другую, подбрасывать и ловить с хлопками;
· подвижные игры: «Сбей кегли», «Брось за флажок», «Попади в обруч».
4.Ползание, лазание:
· влезать на гимнастическую стенку (до верха) и слезать с нее ритмично, не пропуская реек (высота 2 м);
· ползать на четвереньках 3-4 м, толкая головой мяч, на четвереньках назад, на животе, пролезая под скамейкой;
· подвижная игра «Медведь и пчелы».
5.Упражнения на равновесие:
· вбегать на наклонную доску на носках и сбегать с нее;
· пройти по доске шириной 10-15 см приставными шагами, с мешочком на голове;
· передвигаться приставными шагами по наклонной доске прямо и боком;
· ходить по скамейке, перешагивая через набивные мячи, приседая на середине, прокатывая перед собой двумя руками мяч.
Приложение 6
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ
1.Ходьба, бег:
· убегать от ловящего, догонять убегающего, стоять на одной ноге;
· пройти 3-4 м с закрытыми глазами;
· пробегать медленно до 320 м по пересеченной местности;
· пробегать быстро 10м (3-4 раза) с перерывами, челночный бег 3-10 м;
· пробегать как можно быстрее 20 м (примерно за 5,5—5 сек) и 30 м (примерно за 8,5-7,5 сек).
2.Прыжки:
· прыгать в длину с места не менее чем на 80 см, с разбега — не менее чем на 100см;
· прыгать в высоту с места до 20 см, в высоту с разбега — не менее чем на 30-40 см;
· прыгать через длинную качающуюся скакалку, через короткую вращающуюся скакалку;
· подвижные игры: «Кто дальше прыгнет», «Кто быстрее добежит до флажка».
3. Метание, катание, бросание, ловля:
· ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд, на
месте и продвигаясь вперед шагом (не менее 5—6 м);
· перебрасывать мяч друг другу (со сверстниками или со взрослыми) и ловить его стоя, сидя и разными способами (снизу, из-за головы, от груди, отскоком от земли);
· прокатывать набивные мячи (вес 1 кг);
· метание мяча в горизонтальные и вертикальные цели (центр мишени на высоте 2 м) с расстояния 3-4 м;
· метать мяч вдаль на 5-9 м.
4.Лазание, ползание:
· перебираться с одного пролета гимнастической стенки на другой,
пролезать между рейками вышки, перелезать через верх стремянки;
· чередовать ползание с другими видами упражнений (ходьбой, бегом,перешагиванием и др.).
5.Упражнения на равновесие:
· стоя на гимнастической скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю ступню, поворачиваться кругом;
· стоять на одной ноге, делать «ласточку»;
· после бега, прыжков приседать на носках (руки в стороны), останавливаться и стоять на одной ноге (руки на поясе);
· проходить по узкой рейке гимнастической скамейки.
ЛФК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ
ТЕМА №4.1.
ЛФК ПРИ НАРУШЕНИЯХ
ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
В процессе развития позвоночного столба различают три стадии: перепончатую, хрящевую и костную. Формирование перепончатой части начинается в раннем периоде эмбриональной жизни. На втором месяце развития перепончатый скелет превращается в хрящевой. Процесс окостенения начинается в начале третьего месяца в направлении от шейного отдела позвоночника к копчику.
Рост позвоночника в различные периоды происходит с неодинаковой быстротой. Он особенно интенсивен на первом году жизни, в дальнейшем отмечается некоторое замедление. После семи лет девочки растут медленнее мальчиков, но к моменту наступления половой зрелости (11-13лет) обгоняют их. После 14-15 лет юноши растут быстрее девушек. Рост у девушек прекращается к 18 годам, а у юношей - к 20-21 году.
В процессе формирования позвоночника образуются четыре физиологических изгиба: два впереди — шейный и поясничный лордозы и два сзади — грудной и крестцово-копчиковый кифозы. К двум месяцам жизни, когда ребенок начинает удерживать голову, появляется шейный лордоз, к 6-7 месяцам, когда он сидит, — грудной кифоз и к году, когда он ходит, — поясничный лордоз.
Организм ребенка постоянно перестраивается как в морфологическом, так и в функциональном отношении. В связи с этим неумеренная и нерациональная нагрузка, гиподинамия, слабость мышечного корсета, травмы, различные заболевания (например, рахит, частые простудные заболевания) вызывают патологические изменения и искривления позвоночника в разных плоскостях.
Если искривление позвоночника происходит в грудном отделе, оно принимает фиксированную форму, так как грудной отдел сочленен с ребрами, которые в свою очередь соединены с грудиной, поэтому при развитии деформации позвоночника в этот процесс вовлекается вся грудная клетка.
Крестцовый отдел— фундамент позвоночника, он совершает движения вместе с тазом, поэтому положение таза играет большую роль в образовании поясничного лордоза. Таз, так же как и позвоночник, может искривляться во фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостях.
При деформации таза во фронтальной плоскости («косой» таз) образуется изгиб в поясничном отделе позвоночника вправо или влево (формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости). При деформации таза в сагиттальной плоскости появляется увеличенный или уменьшенный угол наклона таза (формируется кругловогнутая, плосковогнутая или плоская спина). При деформации таза в горизонтальной плоскости («скрученный» таз) происходит вращение таза по часовой или против часовой стрелки, с образованием сколиотической дуги в поясничном отделе позвоночника вправо или влево.
С биомеханической точки зрения необходимо следующее расположение различных звеньев тела в вертикальном положении:
• голова должна располагаться прямо (лоб и подбородок в одной плоскости), центр равновесия проходит через слуховое отверстие;
• грудная клетка должна быть развернута (плечи назад), чтобы центр равновесия проходил впереди позвоночного столба, при этом важна сбалансированная работа грудных мышц и разгибателей спины;
• поясничная часть позвоночника должна находиться в умеренном лордозе, живот подтянут, центр равновесия проходит сзади тел поясничных позвонков, при этом важна сбалансированная работа мышц передней брюшной стенки, поясничных и ягодичных мышц;
• тазобедренный сустав должен быть разогнут, центр равновесия проходит через ось тазобедренного сустава, правильное положение таза удерживают сбалансированные сгибатели и разгибатели бедра;
• коленный сустав также должен быть разогнут, центр равновесия проходит впереди коленного сустава, при этом важна сбалансированная работа сгибателей бедра и трехглавой мышцы голени;
• голеностопный сустав поддерживается работой трехглавой мышцы голени, а также группой большеберцовых и малоберцовых мышц, центр равновесия проходит через ладьевидную кость предплюсны.
Виды нарушений осанки
Осанка - это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.
Осанка ребенка является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения, как линейные размеры, объем и соотношение длины и массы тела. Однако осанка представляет собой не только антропометрический показатель физического развития ребенка, но и биомеханическую, энергетическую составляющую физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятием гармонии тела, а также педагогическую, обеспечивающую формирование поведения и самоконтроля.
На формировании осанки сказываются как эндогенные факторы (внутренние), так и экзогенные (внешние). К эндогенным факторам можно отнести наследственность, тип конституции, состояние скелета, связок, мышц, уровень развития физических качеств, темпы роста. К экзогенным факторам относятся характер питания, перенесенные заболевания, физическое воспитание, гигиена труда и учебы, нерациональные занятия спортом, гиподинамия.
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка особенно легко поддается различным воздействиям внешней среды, поэтому особенно важно обращать внимание на формирование правильной осанки именно в этом возрасте.
Большое значение имеет образование условных рефлексов, обеспечивающих правильное положение головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния и ходьбы. При этом главную роль играет не столько сила мышц, сколько согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп, сбалансированная работа мышц-агонистов, синергистов, антагонистов, стабилизаторов и нейтрализаторов (сильно, но односторонне развитая мускулатура также весьма часто приводит к различным отклонениям).
Основное значение в вертикализации, сохранении физиологических изгибов и защите позвоночника от повреждений имеет так называемый мышечный корсет и две мощные гидродинамические опоры — грудная клетка и брюшной пресс.
Классификация видов нарушения осанки:
Нарушения осанки во фронтальной плоскости - отклонение позвоночной оси, дугой направленной вправо или влево.
Нарушения осанки в сагиттальной плоскости:
• сутулая спина — увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного отдела позвоночника при одновременном сглаживании поясничного лордоза;
• круглая спина — увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника, плечи сведены, сглажен поясничный лордоз;
• кругловогнутая спина— увеличены все физиологические изгибы позвоночника, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер, увеличен угол наклона таза;
• плоская спина — сглажены все физиологические изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, спина ребенка производит впечатление доски;
• плосковогнутая спина — грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, мышцы живота ослаблены, увеличен угол наклона таза.
Нарушений в горизонтальной плоскости не выделяют, так как при деформации позвоночника в горизонтальной плоскости, то есть при скручивании, вращении его по часовой или против часовой стрелки, выявляется не нарушение осанки, а сколиотическая деформация.