Организация режимных моментов.
Режим требует от вожатого очень чёткой организации жизнедеятельности отряда. Он предусматривает разумное, рациональное распределение бюджета времени отдыхающих детей при условии оптимального сочетания их интересов и нормативно установленных требований к организации работы лагеря.
Режим дня – это определённый порядок чередования различных видов деятельности детей и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определённый уклад жизни детского оздоровительного центра.
Режим дня лежит в основе планирования жизни детского оздоровительного центра в целом и каждого отряда в отдельности. Поэтому он несёт в себе важное организующее начало и одновременно в нём заложен большой воспитательный эффект.
Но, излишняя заорганизованность приводит к тому, что отдых для детей становится тяжким трудом. Именно из-за «режима» дети зачастую не хотят ехать в лагерь.
Независимо от того, в каком конкретном оздоровительном центре вы будете работать, важно знать, что принятый режим дня должен быть дифференцирован в зависимости от:
-возраста детей;
-метеорологических условий;
-физиологического состояния детей.
С учётом этих факторов в утверждённый распорядок дня могут быть внесены соответствующие изменения.
Подъём
Ни для кого не секрет, что часть детей легко просыпается и без затруднений встаёт. Но есть такие дети, которые могут проспать до обеда, если вы их не разбудите. Таких «лежебок» начинайте будить первыми. Пока все ребята встанут, у них ещё есть время немного подремать.
Не забывайте о том, что настроение, с которым человек поднимается, создаёт ему настрой на весь последующий день. Поэтому вожатый должен быть требовательным, но в то же время весёлым, приветливым, терпеливым, внимательным.
Не забывайте также о том, что причиной «сонливости» зачастую бывает плохое самочувствие, переутомление, плохое настроение. В отдельных случаях необходимо посоветоваться с медработниками, в других – пересмотреть формы отрядных мероприятий. Но при этом мы с вами знаем о том, что если нас ждут интересные, увлекательные дела, то сон как рукой снимает.
Юмор, доброта, внимание в сочетании с разумной требовательностью, настойчивостью и находчивостью помогут вам сделать подъём в отряде желанным и бодрым.
Зарядка
В самом термине «зарядка» заложен особый энергетический смысл. Именно зарядка помогает окончательно проснуться, сбросить с себя остатки сна, размять мышцы, получить необходимый заряд бодрости на весь день.
Успешность организации утренней зарядки определяется несколькими компонентами. Главные из них:
-хорошо подобранный комплекс упражнений;
-музыкальное оформление;
-чёткая организация процедуры начала и окончания зарядки;
-творческая сторона. Например:
Начало: По порядку стройся в ряд!
На зарядку все подряд!
Левая!
Правая!
Бегая!
Плавая!
Мы растём смелыми!
На солнце загорелыми!
Затем каждому выполняемому упражнению предшествует своё объяснение.
(вставка)
Для ребят постарше можно предложить обыграть комплекс упражнений по-другому. Например: как будут делать эти упражнения лесорубы, космонавты и так далее. Смелее импровизируйте! Для более старших ребят проводите зарядку в форме аэробики, ритмики, желательно с использованием специального музыкального сопровождения.
При организации зарядки важно помнить о том, что некоторые дети отличаются от других по своим физическим данным (более полные, худые и т.д.) Они часто комплексуют из-за этого. И по этой причине отказываются выходить на зарядку. Возможно, вам в таких случаях целесообразнее проводить зарядку раздельно для девочек и мальчиков или поговорить с ребёнком, помочь ему преодолеть свою излишнюю и в значительной мере надуманную стеснительность.
Окончание зарядки: «Здоровье в порядке,
Спасибо зарядке».
К организации зарядки предъявляются обязательные требования:
- время проведения зарядки составляет 10-15 минут;
- зарядка проводится на открытом воздухе;
- во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении.
Организация питания
Следите за тем, чтобы ребята мыли руки перед приёмом пищи. Уточняйте меню. Если в отряде есть дети, у которых есть противопоказания к приёму отдельных продуктов, обязательно проверяйте, чтобы им была предоставлена полноценная замена. Обращайте внимание на качество пищи. Следите за дисциплиной в столовой. Не забудьте поблагодарить дежурных и работников пищеблока за хорошую работу. Например:
«Спасибо нашим поварам
За то, что вкусно варят нам» и т.п.