Катастрофы на чернобыльской аэс 5 страница
65. Основной формой организации социально-психологической работы являются:
индивидуальное и групповое консультирование детей;
семейное консультирование;
индивидуальные и групповые развивающие и психокоррекционные занятия с детьми;
деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогическими работниками, законными представителями, детьми.
66. Социально-психологическая работа обеспечивает сотрудничество законных представителей с центром по вопросам социализации, профориентации и подготовки к самостоятельной жизни ребенка с особенностями психофизического развития.
Глава 10
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
67. Информационно-аналитическая работа направлена на решение следующих задач:
создание банка данных о детях, нуждающихся в специальном образовании и коррекционной помощи;
разработку предложений по оптимизации сети учреждений, обеспечивающих получение специального образования;
анализ динамики развития ребенка с особенностями психофизического развития и эффективности коррекционного воздействия в условиях специально организованного обучения и воспитания;
создание информационно-методического банка по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии; отбор и применение новых адаптированных педагогических и психологических технологий, направленных на осуществление коррекционной работы и работы по социальной реабилитации;
координацию деятельности центра и учреждений образования, обеспечивающих получение специального образования.
68. Информационно-аналитическая работа обеспечивает информационное обслуживание педагогических работников и законных представителей по актуальным проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии, анализ и систематизацию статистических данных о детях с особенностями психофизического развития, анализ и прогноз их потребностей в специальном образовании и коррекционной помощи.
69. Областной центр (города Минска) вносит в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предложения по созданию рациональной сети районных (городских), районных в городах центров, анализирует эффективность и качество их деятельности.
Глава 11
КАДРЫ. РУКОВОДСТВО ЦЕНТРОМ
70. Управление центром осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, уставом центра и настоящим Положением.
71. Руководство центром осуществляет руководитель, назначаемый и освобождаемый учредителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
72. Руководитель центра:
действует от имени центра и представляет его во всех организациях;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников центра;
утверждает структуру и штатное расписание центра в пределах средств, выделенных на оплату труда;
в соответствии с законодательством Республики Беларусь применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к работникам центра;
в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь, уставом центра, распоряжается имуществом и несет персональную ответственность за сохранность имущества и его эффективное использование;
выступает стороной от лица нанимателя в коллективных договорах с работниками центра;
несет ответственность за результаты деятельности центра;
осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
73. Оплата труда работников центра и их материальное стимулирование осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Глава 12
ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ЦЕНТРА
74. Центр обеспечивается учредителем необходимыми помещениями (кабинеты, классы, комнаты для отдыха, игровые, сенсорные комнаты, актовый, спортивный и музыкальный залы, медицинские кабинеты, комнаты гигиены, бытовые комнаты, сушилки, бассейн и другие), мебелью, оборудованием, инженерными коммуникациями, а также автотранспортом, инвентарем и другими материальными ценностями, обеспечивающими жизнедеятельность, современную организацию учебно-воспитательной, коррекционной и реабилитационной работы, труда и отдыха детей с особенностями психофизического развития.
75. Имущество центра составляют основные средства, нематериальные активы, другие материальные ценности и финансовые ресурсы.
76. Учредитель (уполномоченный им орган) закрепляет имущество за центром на праве оперативного управления и осуществляет финансирование его деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Центр несет ответственность за сохранность, эффективное использование закрепленного за ним имущества и поступающих финансовых средств.
77. Источниками формирования имущества центра являются:
бюджетные средства;
собственные средства учредителя;
безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан;
иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
78. Кабинеты, мастерские центра, где осуществляется элементарная трудовая подготовка, обеспечиваются оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и учитывающими сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у учащихся.
79. Центр не вправе без согласия учредителя (уполномоченного им органа) отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
80. Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности центра проводится государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.
Приложение 1
к Положению о центре
коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
ПРОТОКОЛ
обследования ребенка первого года жизни
психолого-медико-педагогической комиссией
Название учреждения образования ____________________________________
Дата обследования __________________________________________________
Регистрационный N _____________ (переносится из журнала учета детей,
обследованных комиссией)
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________
Домашний адрес ____________________________ тел. ___________________
Краткие сведения о родителях, семье ребенка, об условиях его
воспитания _________________________________________________________
____
Цель обращения, кем направлен ______________________________________
____
Какая помощь была оказана ребенку ранее ____________________________
____
Анамнестические сведения о ребенке (раздел протокола заполняется на
основании беседы с матерью, подробной выписки из истории развития
ребенка с заключением узких специалистов: отоларинголога,
офтальмолога, невролога и др.) _____________________________________
____
____
Результаты комплексного обследования
Сенсорное развитие:
зрительные ориентировочные реакции (фиксация взгляда,
сосредоточение, рассматривание предмета, поисковые движения,
узнавание знакомого предмета, лица) ________________________________
____
____
слуховые ориентировочные реакции (реакции на слуховой раздражитель:
погремушку, голос, мелодию; длительное слуховое сосредоточение;
поисковые реакции; различение голосов близких, интонации, мелодии;
узнавание своего имени) ____________________________________________
____
____
Общие движения
Движения руки и действия с предметами:
____
Формирование дифференцированных захватов и противопоставлений
пальцев рук (ладонный захват, захват двумя, тремя пальцами и т.д.) _
____
перекладывание _____________________________________________________
манипуляции ________________________________________________________
перенос и усвоение игровых или бытовых действий ____________________
проявление интереса к новым предметам ______________________________
согласованность действий (зрительно-двигательная координация) ______
использование предмета с учетом основных свойств ___________________
____
Предречевое и речевое развитие
Время появления и особенности голосовых и речевых реакций (крик,
вокализация, гуление, смех, лепет, аутоэхолалии, первые слова) _____
____
Понимание речи (прислушивание к голосу, адекватность реакции на
интонацию, узнавание знакомых голосов, понимание названий отдельных
предметов, знание своего имени, понимание отдельных инструкций в
конкретной ситуации) _______________________________________________
Артикуляционный аппарат (строение и моторика) ______________________
Дыхательно-голосовые функции (тип и ритм дыхания, наличие голосовых
модуляций) _________________________________________________________
____
Адаптационное и социальное поведение
Активность, настроение _____________________________________________
Контакт (с матерью, близкими, посторонними, детьми) ________________
____
Эмоции и социальное поведение (характер преобладающих реакций в
ответ на обращение взрослого - "оральное внимание", "комплекс
оживления" и т.д.; полноценность комплекса оживления; использование
паралингвистических форм коммуникации; тактильно-эмоциональное,
эмоционально-речевое, предметно-действенное общение ребенка со
взрослыми и т.д.) __________________________________________________
____
Умения и навыки во время кормления, навыки опрятности ______________
____
Отдельные привычки (автоматизмы, стереотипы) _______________________
Другие индивидуальные особенности: _________________________________
____
Заключение _________________________________________________________
____
Рекомендации: ______________________________________________________
____
Председатель ПМПК ___________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
Члены ПМПК:
врач-психиатр _______________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
психолог ____________________ _________________
учитель-дефектолог __________ _________________
учитель-логопед _____________ _________________
Приложение 2
к Положению о центре
коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
ПРОТОКОЛ
обследования ребенка раннего возраста (1 - 3 года)
психолого-медико-педагогической комиссией
Название учреждения образования ____________________________________
Дата обследования __________________________________________________
Регистрационный N _____________ (переносится из журнала учета детей,
обследованных комиссией)
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________
Домашний адрес ___________________________________ тел. ____________
Краткие сведения о родителях, семье ребенка, об условиях его
воспитания _________________________________________________________
____
Цель обращения, кем направлен ______________________________________
Какая помощь была оказана ребенку ранее ____________________________
____
Анамнестические сведения о ребенке (раздел протокола заполняется на
основании беседы с матерью, подробной выписки из истории развития
ребенка с заключением узких специалистов: отоларинголога,
офтальмолога, невролога и др.) _____________________________________
____
Результаты психолого-педагогического обследования
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы:
контактность _______________________________________________________
настроение _________________________________________________________
реакции на поощрение и порицание ___________________________________
____
поведение __________________________________________________________
____
Особенности общей и ручной моторики
Сенсорное развитие:
тактильное восприятие ______________________________________________
зрительное восприятие:
восприятие реальных предметов (формы, цвета, величины) _____________
____
зрительно-пространственный гнозис и праксис ________________________
перцептивные действия ______________________________________________
Особенности мыслительной деятельности (операции идентификации,
соотнесение с сенсорными эталонами, синтез целого из частей и др.) _
____
Принятие задания ___________________________________________________
Способы выполнения задания _________________________________________
Обучаемость, использование помощи __________________________________
Отношение к результату своей деятельности __________________________
Память (выполнение по памяти серии инструкций, воспроизведение
прежнего порядка) __________________________________________________
____
Особенности развития предпосылок игровой и продуктивной деятельности
Характер действий с предметами (манипуляции, предметные,
процессуальные) ____________________________________________________
____
Проявление интереса к игрушкам, стойкость интереса _________________
Адекватность употребления игрушек __________________________________
____
Использование предметов-заместителей _______________________________
Особенности речевого развития
Понимание речи (понимание названий окружающих предметов, действий и
признаков, инструкций, предлогов и предложно-падежных категорий,
грамматических форм, короткого рассказа) ___________________________
Фонематический слух ________________________________________________
Активная речь:
словарь ____________________________________________________________
фразовая речь ______________________________________________________
слоговая структура слова ___________________________________________
звукопроизношение __________________________________________________
Артикуляционный аппарат (строение и моторика) ______________________
____
Дыхательно-голосовые функции (тип и ритм дыхания, наличие голосовых
модуляций) _________________________________________________________
____
Просодическая сторона речи _________________________________________
Адаптационное и социальное поведение
Запас общих представлений __________________________________________
____
Умение вступать во взаимоотношения со взрослыми, формы общения со
взрослыми __________________________________________________________
____
Навыки личной гигиены, самообслуживание в одевании / раздевании, при
приеме пищи ________________________________________________________
____
Другие индивидуальные особенности: _________________________________
____
Заключение _________________________________________________________
____
Рекомендации: ______________________________________________________
____
Председатель ПМПК ___________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
Члены ПМПК:
врач-психиатр _______________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
психолог ____________________ _________________
учитель-дефектолог __________ _________________
учитель-логопед _____________ _________________
Приложение 3
к Положению о центре
коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
ПРОТОКОЛ
обследования ребенка дошкольного возраста
психолого-медико-педагогической комиссией
Название учреждения образования ____________________________________
Дата обследования __________________________________________________
Регистрационный N _____________ (переносится из журнала учета детей,
обследованных комиссией) ___________________________________________
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________
Домашний адрес ___________________________________ тел. ____________
Образовательное учреждение _________________________________________
Краткие сведения о родителях, семье ребенка, об условиях его
воспитания _________________________________________________________
____
Цель обращения, кем направлен ______________________________________
Какая помощь была оказана ребенку ранее ____________________________
Анамнестические сведения о ребенке (раздел протокола заполняется на
основании беседы с матерью, подробной выписки из истории развития
ребенка с заключением узких специалистов: отоларинголога,
офтальмолога, невролога и др.) _____________________________________
____
Результаты психолого-педагогического обследования
Особенности развития личности и эмоционально-личностной сферы:
контактность _______________________________________________________
эмоции (яркость, лабильность, адекватность) ________________________
реакции на поощрение и порицание ___________________________________
самооценка и уровень притязаний ____________________________________
характерологические особенности ____________________________________
Состояние двигательной сферы (статическая и динамическая
координация, скорость, сила, точность движений) ____________________
Общая моторика _____________________________________________________
Мелкая моторика ____________________________________________________
____
Ведущая рука _______________________________________________________
Мимическая моторика ________________________________________________
Особенности развития познавательной деятельности
Внимание (произвольность, устойчивость, объем, переключаемость) ____
____
Восприятие (целостность, точность, дифференцированность, способность
соотносить свойства предметов с заданным эталоном):
зрительное _________________________________________________________
слуховое ___________________________________________________________
тактильное _________________________________________________________
Пространственные представления _____________________________________
Временные представления ____________________________________________
____
Конструктивный праксис _____________________________________________
____
Память (объем, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и
способность использовать приемы логического запоминания) ___________
____
Воображение ________________________________________________________
Мышление:
принятие задачи ____________________________________________________
способы действия ___________________________________________________
преобладающая форма мышления _______________________________________
операционная сторона (анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение,
упорядочивание, результативность выполнения задания и возможность
коррекции ошибок) __________________________________________________
____
использование различных видов дозированной помощи __________________
характер деятельности (мотивация, целенаправленность,
сосредоточенность) _________________________________________________
темп деятельности и работоспособность ______________________________
Особенности речевого развития
Предречевой и речевой анамнез ______________________________________
____
Импрессивная речь __________________________________________________
Экспрессивная речь:
словарь (количественная и качественная характеристика) _____________
слоговая структура слова ___________________________________________
грамматический строй _______________________________________________
звукопроизношение __________________________________________________
связная речь _______________________________________________________
Артикуляционный аппарат (строение, моторика) _______________________
Голосообразование и дыхание ________________________________________
Фонематический слух ________________________________________________
Фонематический анализ и синтез _____________________________________
Особенности развития игровой деятельности __________________________
Характер действий с предметами-игрушками (манипуляции, предметные,
процессуальные действия, игра с элементами сюжета, сюжетно-ролевая
игра) ______________________________________________________________
Проявление интереса к игрушкам, стойкость интереса _________________
Адекватность употребления игрушек __________________________________
____
Использование предметов-заместителей _______________________________
Адаптивное поведение
Самообслуживание ___________________________________________________
Навыки общения _____________________________________________________
Предпочитаемые занятия _____________________________________________
Уровень специальной подготовленности
Общая осведомленность ______________________________________________
____
Элементы математических представлений ______________________________
____
Знание букв, чтение ________________________________________________
Изобразительная деятельность, навыки рисования, аппликации, лепки и
конструирования ____________________________________________________
____
Заключение _________________________________________________________
____
Рекомендации: ______________________________________________________
____
Председатель ПМПК ___________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
Члены ПМПК:
врач-психиатр _______________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
психолог ____________________ _________________
учитель-дефектолог __________ _________________
учитель-логопед _____________ _________________
Приложение 4
к Положению о центре
коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
ПРОТОКОЛ
обследования ребенка в возрасте от 6 до 18 лет
психолого-медико-педагогической комиссией
Название учреждения образования
Дата обследования __________________________________________________
Регистрационный N _____________ (переносится из журнала учета детей,
обследованных комиссией) ___________________________________________
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________
Домашний адрес _____________________________________ тел. __________
Образовательное учреждение _________________________________________
Краткие сведения о родителях, семье ребенка, об условиях его
воспитания _________________________________________________________
____
Цель обращения, кем направлен ______________________________________
Какая помощь была оказана ребенку ранее ____________________________
Родной язык ________________________________________________________
Анамнестические сведения о ребенке (раздел протокола заполняется на
основании беседы с матерью, подробной выписки из истории развития
ребенка с заключением узких специалистов: отоларинголога,
офтальмолога, невролога и др.) _____________________________________
____
Результаты психолого-педагогического обследования
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы:
контактность _______________________________________________________
эмоциональное состояние ____________________________________________
мотивация __________________________________________________________
самооценка и уровень притязаний ____________________________________
особенности поведения ______________________________________________
характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия) _______
отношение к школе, учебе ___________________________________________
характерологические особенности ____________________________________
____
Состояние двигательной сферы
Общая моторика _____________________________________________________
Мелкая моторика ____________________________________________________
Ведущая рука _______________________________________________________
Особенности развития познавательной деятельности
Внимание (произвольность, устойчивость, объем, распределение,