Протоиерей Павел Калинкин, настоятель Свято-Троицкой церкви в Ивангороде. Фотография 1910-x гг. Из фондов Нарвского музея
Приведём здесь его письмо к архиепископу Нарвскому Павлу (Дмитровскому) в Таллинн, ярко иллюстрирующее весь драматизм послевоенных дней. Письмо не датировано, но из текста ясно, что написано оно до 26 декабря 1944 г.
«Простите дорогой владыка, что я так долго не писал Вам. Воспользовался приездом в Нарву Архангельского и вот пишу вам несколько строк. Очень и очень опечален Вашей болезнью, но Господь милостив, пошлёт Вам сил перенесть свой сердечный недуг63. Вы, дорогой владыка, так нужны в настоящее тяжёлое время для церкви и для верующих людей. Например, у нас в Нарве очень часто спрашивают о Вас и ждут Вашего служения и послушать назидательное слово, говоришь им, что сейчас зима, холодно, да и приезд в Нарву сопряжён с большими трудностями, а вот будет лето, тогда владыка приедет.
Храм у нас не в порядке: все окна забили досками, стёкла поставить не пришлось; есть немного стекла, да нет алмаза, чем обрезать стекло, да и стекольной замазки нет; служить приходится в холодном и тёмном храме, народу приходит мало, человек 25 в среднем. Есть и требы — панихиды и молебны; было пять погребений, 2 заочных, а 3 с усопшими; намечаются крестины двоих. 26 декабря, в воскресенье, будем убирать иконы с других церквей, а то они там в мусоре, и привезём всё в Штиглицкую церковь, здесь [они] будут под крышей и в безопасности. Дьякон А. Сидоров и псаломщик В. Сидоров побыли одну неделю и уехали за своими семьями... Служить приходится одному — и петь, и читать, и звонить, и храм убирать. Слава Богу, поправляюсь, и здоровье пока хорошее, но работы очень много. Сейчас оборудовал станок, где свечи делать, а то у нас нет свечей. Достал немного воска и парафина, и вот будем свечи сами изготавливать. Масла лампадного тоже нет, но и лампад у нас нет; пока справляемся свечами. После праздников Рождества Христова соберусь как-нибудь в Таллинн, буду и у Вас, владыка.
Привет Вам, владыка, от моего помощника в работе Градцкого. Намечаю его церковным старостой.
Простите, владыка, что я на такой бумаге и карандашом пишу Вам. У меня нет ни ручки, ни пера, ни бумаги, ни конверта, и взять неоткуда, а из Таллинна не захватил, вот жду дьякона А. Сидорова, он обещал привезти.
Кланяюсь Вам и прошу Ваших святых молитв и благословения. Прошу у Господа милости, чтобы Он даровал Вам скорее быть здоровым.
Преданный Вам священник города Нарвы
Я. Тимофеев» 64.
О. Иаков Тимофеев приехал в Ивангород, видимо, вскоре после освобождения города — летом или осенью 1944 г.
Службы в Свято-Троицкой церкви продолжались недолго. Воскресенская церковь, сравнительно неплохо сохранившаяся, расположенная фактически в центре города, после некоторого ремонта более подходила в качестве очага тогдашней духовной жизни. Поэтому, с благословения высокопреосвященного Павла, архиепископа Таллиннского и Эстонского, о. Иаков Тимофеев с прихожанами 16 мая 1945 г. - перевезли всё имущество из Свято-Троицкой церкви в Воскресенскую церковь, где 19 мая состоялась первая служба65.
Из имущества Свято-Троицкой церкви в Воскресенскую церковь (ныне собор) перешли несколько икон (в частности, иконы целителя Пантелеймона и Георгия Победоносца), деревянное Распятие-Голгофа работы К.М. Коровайкова и мраморное Распятие из усыпальницы. Заботясь об имуществе родного храма, о. Ростислав Лозинский отмечал, что «особенную тревогу вызывает судьба мраморного изображения Распятого Христа. При снятии фигуры Христа с чёрного мраморного креста (судьба его неизвестна, возможно, он остался на стене в склепе) кисть руки Спасителя была отбита. Вот уже много лет это изумительное творение итальянского скульптора находится в полутёмном подвале Воскресенского собора среди строительного материала (доски с острыми гвоздями, листы железа, бочки с цементом и др.). Священнослужители собора к этому подвалу отношения не имеют, а миряне полагали, что оно чугунное, и не оказали Распятию ни уважения, ни забот» 66.
О. Иаков Тимофеев,