Не возражал против наказаний.
Цель обучения— формирование самостоятельного мышления. Образование для Гегеля имеет глубокое социально-философское значение. Большое место в образовании должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логику; философию природы и философию духа.
Выделялсущественные пед. особенности сократического метода обучения и воспитания — от известного — через осознание недостаточности имеющегося знания — к научному достоверному пониманию сути дела.
Обязанность воспитания детей— обязанность семьи и государства.Все начинается с семьи. Она должна создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность должна быть укоренена в ребенке как чувство. В семье ребенок ценится как непосредственная «единичность», индивидуальность. В школе ребенка оценивают в соответствии с общим идеалом.
Предлагал участие церкви в образованиии воспитании детей. Религия дает в форме чувственных и сверхчувственных образов целостное миросозерцание. Одновременно подвергал церковь резкой критике как политический и воспитательный институт. Считал необходимым отделение церкви от школы, светское воспитание и свободу совести, но не ставил под сомнение религиозности как таковой и религиозного воспитания.
Все государственные учреждениявместе с обычаями, традициями и нравами имеют образовательную функцию.
Важнейшимвоспитательным учреждением Гегель считал гимназию.
Учительдолжен выполнять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием.
ИОГАНН ФРИДРИХ ГЕРБАРТ (1776-1841)
Труды | Понятия, введенные в науку | Философские и психологические основы педагогики | Цели воспитания | Задачи | |
Обучения | Управления | ||||
Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806); Учебник психологии (1816); ' ' Письма о приложении психологии к педагоги-ке(1831); Очерк лекций по педагоги-ке(1835). | Ассоциация. Апперцепция. Воспитывающее обучение. | Из философии выводил цели воспитания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Разработал эстетическую теорию. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Педагогику понимал как науку об искусстве вос-питания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. | Цель воспитания— формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цели делятся на: — возможные, нужные для будущей профессии; — необходимые, нужные в любой сфере. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. | Развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков и математики. | Дисциплини-рование детей, упорядочение их поступков и желаний, «подавление дикой резвости ребенка». Управление понимал только как установление дисциплины, как одно из условий воспитания, не рассматривая ее как средство и результат воспитания. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
1. Перед тем как перейти к объяснению нового, надо вызвать в умах учеников
те представления, которые нужны для усвоения нового материала.
2. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью.
3. В изложении учителя должно быть связано одно с другим.
4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его
легкость только вредит делу.
5. Необходимо делать все, чтобы не забывался изученный материал.
Типы | Виды | Методы | Виды | Виды обуче- | Задачи нрав- |
школ | интересов | управле- | внима- | ния | ственного |
ния | ния | воспитания | |||
1. | Основа | 1. Основ- | Непро- | Описатель- | 1. Удерживать |
Эле- | обучения — | ные: | изволь- | ное:выявить | воспитанника. |
мен- | интерес. | угроза, | ное: | опыт ребенка | 2. Определять |
тар- | 1 группа: | надзор, | прими- | и дополнить | воспитанника. |
ная. | приказа- | тивное, | его. | ||
эмпиричес- | ние, | аппер- | 3.Устанавливать | ||
2. Го- | кий, умоз- | запреты, | цептив- | Аналитичес- | четкие правила |
родс- | рительный, | наказа- | ное. | кое:испра- | поведения. |
кая. | эстетичес- | вить и усо- | |||
о | кий. | ния, телесные | Произ- | вершенство- | 4. Не давать |
о. | воль- | вать мысли | основания для | ||
Гимназия. | 2 группа: симпати- | наказания. | ное. | ученика. | того, «чтобы воспитанник |
ческий, | 2. Вспо- | Синтетичес- | усомнился в | ||
социальный, | мога- | кое:построе- | истине». | ||
религиозный. | тельные: | ние стройной системы | 5. Волновать | ||
авторитет, | мысли. | душу ребенка | |||
любовь. | одобрением и | ||||
порицанием. | |||||
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ | 6. Увещевать | ||||
воспитанника, | |||||
Психология | Дидактика | указывать на его | |||
промахи, исправ- | |||||
1. Ясность — углубле- | => мобилизован- => | введение | лять их. | ||
ние в состоянии | ное внимание | нового | *** | ||
покоя | материала. | ||||
II. Ассоциация — | =» ожидание | установление | Отсутствует | ||
углубление в состоя- | связи между | трудовое воспи- | |||
ние движения | старым и | тание — стре- | |||
новым. | мился воспитать | ||||
III.Система — поиск | = искание | обобщение, | мыслителя, а не | ||
выводов, определе- | выводы, | деятеля. | |||
ний, законов на ос- | определения. | Уделял большое | |||
нове новых знаний, | внимание ре- | ||||
связанных со стары- | лигиозному | ||||
ми представлениями | воспитанию. | ||||
IV. Метод — осозна- | => действие | применение | Религиозный | ||
ние в состоянии дви- | знаний, | интерес у детей | |||
жения, применение | умений. | надо возбуждать | |||
полученных знаний к | как можно | ||||
новым фактам, | раньше и посто- | ||||
явлениям, событиям | янно развивать. | ||||
Религия требует | |||||
Педагогическая работа проводится успешнее, если ей ] | «чувства смире- | ||||
предшествует овладение педагогической теорией. Не- | ния» и необходи- | ||||
кусство воспитания | я приобретается в повседневной пе- | ма как сдержива- | |||
дагогической деятельности. | ющее начало. |
ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРЕБЕЛЬ (1782-1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания | ||||
Краткая биография и основные работы | Педагогические идеи и общие недостатки системы | Теория развития ребенка | ||
Родился в семье приходского пастора. Первоначальное воспитание получил дома, затем у брата матери в Ильме. В 15 лет— ученик лесничего, изучает естествознание и математику, посещает лекции в Йенском университете. 1805—1810 гг.— работал у Песталоцци в княжестве Шварцбург-Рудолыитадт. Уехал в Швейцарию. В 1816г. открыл свое первое воспитательное учреждение — Универсальный Германский воспитательный институт. Обучал детей, следуя принципам Песталоцци. На их основе разрабатывал теорию своей воспитательной системы. Он также ориентировался на постулаты классической немецкой философии. Стал выпускать свои труды. В 1827 г.в Германии усилилась реакция, и он был обвинен в распространении «вредных» идей. Пришлось закрыть институт. В1833г. ему предложили руководить приютом в Швейцарии, где он проводил эксперименте дошкольниками. 1837г. — открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста». | Находился под большим влиянием педагогических идей Песталоцци. Считал необходимым сочетание образования с сельскохозяйственным и ремесленным трудом. Нужно исходить из природных особенностей ребенка (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию). Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении с др. детьми необходимо организовать занятия в обществе сверстников. Впервые ввел понятие «детский сад» (1840). Основная цель детских садов— содействовать развитию природных особенностей ребенка. Разработал свою методику работы воспитателей с детьми. Подчеркивал огромное воспитательное и образовательное значение игры в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Для развития ребенка в раннем возрасте (начиная с нескольких | Считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии, которой, по его мнению, недоставало Песталоцци. Решил преодолеть эмпиризм Песталоцци и построить свою систему, основанную на философии. По его мнению, мир состоит из двух единых и противоположных начал: материи и духа, имеющих общее божественное происхождение. На основе «закона единства в многообразии» он построил свою систему воспитания детей в д/с. На ребенка смотрел как на носителя Божественной сущности,как на существо, развивающее в себе Божественное начало. Утверждал, что деятельность и поведение ребенка обусловлены врожденными инстинктами. Ребенок (по Фребелю) наделен 4 инстинктами: | ||
Краткая биография и основные работы | Педагогические идеи и общие недостатки системы | Теория развития ребенка |
1838—1840 гг.— издавал газету «Воскресный листок». 1849г. в Либенштейне организовал курсы по подготовке воспитательниц. 1851г. — прусское правительство запретило детские сады, работающие по системе Фребеля. Основные работы: К нашему немецкому народу; Воспитание человека — главный труд Фребеля, где он изложил свои пед. воззрения; Материнские и ласкательные песни; Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в д/с в Бланкенбурге; журнал — изложение попыток реализации идеи развивающе-воспиты-вающего образования. После его смерти была составлена книга Педагогика детского сада. | месяцев) предложил свой дидактический материал — так называемые «дары Фребеля». Ввел занятия — игры с рисованием, вышиванием и т.д. Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребенка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребенка. | 1) деятельности (проявление единого творческого Божественного начала); 2)познания(стремление познать внутреннюю сущность вещей); 3) художественным, 4) религиозным. Дал реалистическое и вместе с тем мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребенка. |
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Цель воспитания— развитие природных способностей ребенка. Воспитание должно руководствоваться идеей самораскрытия, для этого необходимы разнообразные средства, вызывающее развитие внутренних тенденций.
В д/с следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивая тело, внешние чувства, знакомя с людьми, природой и т. д. Предоставлять детям свободу движений, подходящую одежду и питание, с/х работы, игры, прогулки и пр.
Ядром педагогикисчитал игру.Игры содействуют развитию воображения, фантазии, необходимы для детского творчества.
Для развития ребенка предложил «6 даров»:
1) мяч, шар как символ движения и бесконечности, утверждение и отри
цание (мягкие, цветные);
2) шар, кубик и цилиндр из дерева — знакомство с разными формами
Вселенной, предметов;
3) куб, разделенный на 8 кубиков, — дает представление о целом и со
ставляющих частях;
4) куб, разделенный на 8 плиток, — широкая возможность строительных
комбинаций;
5) куб, состоящий из 27 кубиков, 9 из которых разделены на более мел
кие;
6) куб делится на еще более мелкие плитки ит.д.
Фребель много внимания уделял развитию речи детей.