Образование и его основные функции
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру:
В качестве ее основных элементов можно выделить:
1. учебно-воспитательные учреждения как социальные организации,
2. социальные общности (педагоги и учащиеся),
3. учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности, социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей, механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового и духовного производства.
Образование как ценность.Рассмотрение образования с данной точки зрения предполагает учет следующих взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.
Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Устремления государства и общества в развитии образования далеко не всегда совпадают. Часто государство провозглашает образовательные приоритеты, а общество подталкивает его к выполнению собственных обещаний. Общество лоббирует образовательные приоритеты не только через создание представительных общественных организаций, ориентированных на решение определенных для общества образовательных проблем, но и через прямое вхождение во власть наиболее компетентных представителей сферы образования.
Личностная ценность образования заключается в индивидуальном мотивированном отношении человека к собственному образованию, его уровню и качеству.
Образование как результат.Образование – это целенаправленный результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
В конечном счете образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, подготовки к тому или иному уровню практической деятельности.
Образование как процесс.Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней .
Образование как система.Образование – специально организованная система внешних условий (образовательная система), создаваемых в обществе для развития человека. В нее входят образовательные учреждения разного типа и уровня, удовлетворяющие различные образовательные потребности человека. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, – это система дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. Образовательнымназывается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
• дошкольные;
• общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования);
• профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);
• дополнительного образования (детей, взрослых);
• специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;
• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.