С чего начинается прогулка?
Для меня прогулка начинается с трех вещей. Во-первых, с понимания того, что детям для нормального развития необходимо гулять, дышать свежим воздухом. Во-вторых, с осознания тех поистине бескрайних возможностей, которые предоставляет ребенку улица. В-третьих, с моей любви к Природе.
Для меня самого прогулка в лесу, в парке или хотя бы по зеленым дворам – лучший отдых, сущностная потребность души. Другие люди, как я вижу, часто устроены иначе. Но для меня общение с Природой – один из важнейших источников душевных сил, творческого воодушевления и психологической устойчивости.
Гуляя со своими детьми, я следовал все тому же простому алгоритму, что и занимаясь с ними дома: помогать им исследовать окружающий мир, открывать его возможности, знакомиться с его тайнами. Я старался не мешать, а следовать естественной динамике интереса детишек. Я обычно спрашивал: «Куда пойдем гулять?» Но часто и сам что-то предлагал.
Если дети нуждались в моем участии, то я включался в их игры в песочнице, на горке, среди детских паровозиков и домиков… А если они хорошо играли сами, то бродил поблизости, любуясь небом и деревьями или размышляя о своих педагогических концепциях и о том, как нарисовать очередную картину. При этом, разумеется, внимательно приглядывал за чадами.
Я старался чутко использовать те простые, но весьма важные условия, которые есть на детских площадках, в лесопарке, по дороге… Одни лужи чего стоят! Некоторые из них лучше обойти. А через другие можно осторожно шагать (в резиновых сапогах), «измеряя глубину». А бывает, лужу можно перепрыгнуть – одним махом или в несколько последовательных прыжков, используя в качестве опоры небольшие островки.
Я, как и все родители, не люблю, когда дети падают в лужи, измазываются в грязи. Поэтому с самого начала учил их осторожности, собранности, внимательности. Бывали изредка и неудачи. Но что ж поделаешь?!
Надо сказать, что я по натуре человек достаточно предусмотрительный. Поэтому много лет ходил на прогулки с рюкзаком (особенно если мы уходили далеко от дома). Небольшая аптечка, зонтики (в Питере почти всегда необходимые), «подпопники» (из пенополиэтилена), теплые курточки (на случай похолодания), немного воды и еды, бумага и карандаши (на случай, если захочется поиграть в «крестики-нолики на бесконечном поле» или просто порисовать), складные ножи (чтобы строгать палки), уличные игрушки…
Однажды я даже взял запасные кеды – сам не знаю почему. И представьте, в тот же день они пригодились! Коля и Тима в парке обнаружили очень интересный ручей и затеялись около него играть. И в конце концов, кто-то из них, оступившись, влез в воду ногами. И как же мне было приятно утешить сынишку, спокойно достав сухие носки и запасные кеды! Ведь игра могла продолжаться!
Довольно часто я подсказывал детям на улице всякие интересные вещи – вспоминая свой детский опыт. Я сам когда-то был мальчишкой, а потому обычно мог хорошо понимать интересы маленьких Тимы и Коли. И вносить в процесс долю своей взрослой предусмотрительности, осторожности и организованности.
Например, идем мы гулять в расположенный недалеко поселок Мурино (мы живем на северном краю Петербурга). Там есть небольшой пруд, в который очень интересно кидать камушки. Но около пруда камушков мало. Значит, надо их запасти, собрав по дороге в небольшие полиэтиленовые мешки. От меня, стало быть, требуется взять из дома мешки и вовремя напомнить детишкам о предстоящем мероприятии у пруда – когда будем проходить место со множеством подходящих камушков.
И так – в каждой мелочи. Это, опять же, вопрос внутренней позиции взрослого. Насколько серьезно мы относимся к потребностям развития детей? Насколько важными считаем все их игры и занятия? Я относился ко всему этому как к своей работе – внимательно, ответственно, вдумчиво. Помогая детям, подстраховывая их, обучая их премудростям устройства окружающей среды, я и сам учился новому, сам открывал для себя новые горизонты.