Глава 6. личность учащегося в педагогическом
Бордовская Н. В., Реан А. А.
Б82Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004.— 300с. ил. — (Серия«Учебник длявузов»).
ISBN 5-8046-0174-1
Учебник представляет собойкомпактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии. Читатель узнает об основных папах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности.
Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогических ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.
ББК 74я7
УДК 37.01(075)
ISBN 5-8046-0174-1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................... 6
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА?................................................................ 10
Истоки происхождения «педагогики» и этапы ее развития........................................ 10
Педагогическая практика............................................................................................. 15
Педагогика как наука................................................................................................... 20
Основные категории педагогики........................................................................... 24
Общекультурное значение педагогики....................................................................... 29
Глава 2. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ......................................................32
Человек как предмет воспитания................................................................................. 32
Цели воспитания и самовоспитания...................................................................... 32
Воспитание как процесс...................................................................................... 33
Способы воспитательного воздействия на человека................................................... 40
Типы воспитания ...................................................................................................... 45
Модели и стили воспитания........................................................................................ 49
Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный
и отечественный опыт............................................................................................... 57
Глава 3. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА............................................................... 62
Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры................... 62
Образование как система и процесс ......................................................................... 68
Модели образования........................................................................................... 69
Возрастная динамика развития человека в процессе образования ................... 78
Характеристика процесса обучения ........................................................................ 86
Закономерности обучения.................................................................................. 88
Виды и стили обучения....................................................................................... 91
Образовательные технологии............................................................................. 98
Типы организации социальных отношений в процессе обучения..................... 98
Формы организации обучения в школе и вузе....................................................... 100
ТГидактические теории и концепции ...................................................................... 105
Глина 4. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ:
История и современность 109
Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект …………….109
Инновационные образовательные системы ХХ века………………………………………..123
Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» ХХ столетия…………………125
Инновации в высшей школе………………………………………………………………127
Современное мировое образовательное пространство………………………………………130
Глава 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ............................................................................................................... 141
Сущность и структура педагогической деятельности............................................ 141
Педагогическое общение......................................................................................... 151
Стили педагогического руководства...................................................................... 158
Познание педагогом учащихся............................................................................... 162
Глава 6. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ПРОЦЕССЕ ....................................................................................................................170
Образовательные системы и развитие личности.................................................... 170
Социальная зрелость личности ............................................................................. 174
Мотивация учения, поведения и выбора профессии.............................................. 183
Что такое мотивация?....................................................................................... 183
Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности......................... 185
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи ........................................... 187
Профессиональная мотивация.......................................................................... 190
Развитие и социализация личности в семье....................... ................................... 201
Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ................................................208
Педагогические задачи и варианты их решения ..................................................... 208
Задачи по проектированию содержания и отбора
способов деятельности учеников................................................................... 208
Задачи по изменению отношения к учебе......................................................... 210
Задачи по педагогической диагностике............................................................ 211
Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия . 214
Задачи на применение метода «пример» .......................................................... 215
Задачи на выбор способа поведения.................................................................. 216
Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения................................... 217
Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»............................. 219
Задача на выбор варианта ответа .................................................................... 221
Задачи на переориентацию............................................................................... 221
Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта .................................. 223
Задача на усиление внимательности и самоконтроля ...................................... 225
Задача на рост самостоятельности.................................................................... 225
Задачи на проявление и развитие творчества.................................................... 226
Проблемные задачи............................................................................................ 228
Задача на педагогическое стимулирование...................................................... 228
Задачи самовоспитания ............................................................................ ……. 229
Задача на стимулирование к самовоспитанию ................................................. 231
Педагогические ситуации........................................................................................ 232
Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений.......................... 232
Ситуации самооценки........................................................................................ 236
Ситуации самокритики и самосозерцания......................................................... 237
Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении........................... 238
Ситуации пренебрежения и неуважения других ............................................. 239
Ситуация выбора профессии.............................................................................. 240
Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам............. 241
Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов .... 242
Ситуации стимулирования к самостоятельности
принятия решений и действий........................................................................... 242
Ситуация стимулирования к самовоспитанию................................................. 245
Ситуация стимулирования ко лжи................................................................... 246
Ситуация молчаливого одобрения ................................................................. 247
Ситуация соперничества .................................................................................. 248
Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий......................... 248
Ситуация выбора, приводящего к неудаче........................................................ 249
Ситуация выбора критериев оценки труда педагога.......................... 249
Ситуации предъявления требований ................................................. 250
Ситуации предъявления требования-унижения............................... 252
Ситуация приведения примера........................................................... 253
Ситуации обвинения — ощущения несчастья .................................. 254
Ситуации доверия—лжи .................................................................... 255
Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины..................... 256
Ситуации подчинения и влияния среды............................................. 257
Ситуация проявления ответственности.............................................. 258
Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки . . 259
Ситуации убеждения .......................................................................... 259
Ситуации риска................................................................................... 260
Ситуации оказания помощи................................................................ 262
Ситуация взаимопомощи.................................................................... 264
Ситуация критики................................................................................ 265
Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас»
(проявления чувства самообладания) ............................................... 266
Ситуация самовыражения...................... ,............................................ 266
Ситуации выражения своего отношения к человеку........................ 266
Ситуация расхолаживания и дезорганизации.................................................... 268
Тренинговая ситуация — правильно вести диалог и понимать партнера....... 269
Методики психолого-педагогической диагностики.............................................. 270
Диагностика направленности личности......................................................... ,. 270
Диагностика профессиональной направленности личности........................... 275
Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир
в модификации А. Реана).............................................................................. 280
Изучение самооценки личности ................................................................ ■... 283
Диагностика и тренинг педагогической проницательности ......................... 285
Тест «Транзактный анализ общения»................................................................. 286
Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас).............. 288
Методика диагностики социально-психологического климата коллектива .... 290
Тест «Восприятие индивидом группы».......................................................... ' 295.
Рекомендуемая литература.........................................................................298
Глава I
ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА?