Глава 6. личность учащегося в педагогическом

Бордовская Н. В., Реан А. А.

Б82Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004.— 300с. ил. — (Серия«Учебник длявузов»).

ISBN 5-8046-0174-1

Учебник представляет собойкомпактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии. Читатель узнает об основных папах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности.

Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогических ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.

ББК 74я7

УДК 37.01(075)

ISBN 5-8046-0174-1

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................... 6

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА?................................................................ 10

Истоки происхождения «педагогики» и этапы ее развития........................................ 10

Педагогическая практика............................................................................................. 15

Педагогика как наука................................................................................................... 20

Основные категории педагогики........................................................................... 24

Общекультурное значение педагогики....................................................................... 29

Глава 2. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ......................................................32

Человек как предмет воспитания................................................................................. 32

Цели воспитания и самовоспитания...................................................................... 32

Воспитание как процесс...................................................................................... 33

Способы воспитательного воздействия на человека................................................... 40

Типы воспитания ...................................................................................................... 45

Модели и стили воспитания........................................................................................ 49

Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный

и отечественный опыт............................................................................................... 57

Глава 3. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА............................................................... 62

Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры................... 62

Образование как система и процесс ......................................................................... 68

Модели образования........................................................................................... 69

Возрастная динамика развития человека в процессе образования ................... 78

Характеристика процесса обучения ........................................................................ 86

Закономерности обучения.................................................................................. 88

Виды и стили обучения....................................................................................... 91

Образовательные технологии............................................................................. 98

Типы организации социальных отношений в процессе обучения..................... 98

Формы организации обучения в школе и вузе....................................................... 100

ТГидактические теории и концепции ...................................................................... 105

Глина 4. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ:

История и современность 109

Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект …………….109

Инновационные образовательные системы ХХ века………………………………………..123

Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» ХХ столетия…………………125

Инновации в высшей школе………………………………………………………………127

Современное мировое образовательное пространство………………………………………130

Глава 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ............................................................................................................... 141

Сущность и структура педагогической деятельности............................................ 141

Педагогическое общение......................................................................................... 151

Стили педагогического руководства...................................................................... 158

Познание педагогом учащихся............................................................................... 162

Глава 6. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ПРОЦЕССЕ ....................................................................................................................170

Образовательные системы и развитие личности.................................................... 170

Социальная зрелость личности ............................................................................. 174

Мотивация учения, поведения и выбора профессии.............................................. 183

Что такое мотивация?....................................................................................... 183

Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности......................... 185

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи ........................................... 187

Профессиональная мотивация.......................................................................... 190

Развитие и социализация личности в семье....................... ................................... 201

Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ................................................208

Педагогические задачи и варианты их решения ..................................................... 208

Задачи по проектированию содержания и отбора

способов деятельности учеников................................................................... 208

Задачи по изменению отношения к учебе......................................................... 210

Задачи по педагогической диагностике............................................................ 211

Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия . 214

Задачи на применение метода «пример» .......................................................... 215

Задачи на выбор способа поведения.................................................................. 216

Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения................................... 217

Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»............................. 219

Задача на выбор варианта ответа .................................................................... 221

Задачи на переориентацию............................................................................... 221

Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта .................................. 223

Задача на усиление внимательности и самоконтроля ...................................... 225

Задача на рост самостоятельности.................................................................... 225

Задачи на проявление и развитие творчества.................................................... 226

Проблемные задачи............................................................................................ 228

Задача на педагогическое стимулирование...................................................... 228

Задачи самовоспитания ............................................................................ ……. 229

Задача на стимулирование к самовоспитанию ................................................. 231

Педагогические ситуации........................................................................................ 232

Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений.......................... 232

Ситуации самооценки........................................................................................ 236

Ситуации самокритики и самосозерцания......................................................... 237

Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении........................... 238

Ситуации пренебрежения и неуважения других ............................................. 239

Ситуация выбора профессии.............................................................................. 240

Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам............. 241

Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов .... 242
Ситуации стимулирования к самостоятельности

принятия решений и действий........................................................................... 242

Ситуация стимулирования к самовоспитанию................................................. 245

Ситуация стимулирования ко лжи................................................................... 246

Ситуация молчаливого одобрения ................................................................. 247

Ситуация соперничества .................................................................................. 248

Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий......................... 248

Ситуация выбора, приводящего к неудаче........................................................ 249

Ситуация выбора критериев оценки труда педагога.......................... 249

Ситуации предъявления требований ................................................. 250

Ситуации предъявления требования-унижения............................... 252

Ситуация приведения примера........................................................... 253

Ситуации обвинения — ощущения несчастья .................................. 254

Ситуации доверия—лжи .................................................................... 255

Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины..................... 256

Ситуации подчинения и влияния среды............................................. 257

Ситуация проявления ответственности.............................................. 258

Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки . . 259

Ситуации убеждения .......................................................................... 259

Ситуации риска................................................................................... 260

Ситуации оказания помощи................................................................ 262

Ситуация взаимопомощи.................................................................... 264

Ситуация критики................................................................................ 265

Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас»

(проявления чувства самообладания) ............................................... 266

Ситуация самовыражения...................... ,............................................ 266

Ситуации выражения своего отношения к человеку........................ 266

Ситуация расхолаживания и дезорганизации.................................................... 268

Тренинговая ситуация — правильно вести диалог и понимать партнера....... 269

Методики психолого-педагогической диагностики.............................................. 270

Диагностика направленности личности......................................................... ,. 270

Диагностика профессиональной направленности личности........................... 275

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир

в модификации А. Реана).............................................................................. 280

Изучение самооценки личности ................................................................ ■... 283

Диагностика и тренинг педагогической проницательности ......................... 285

Тест «Транзактный анализ общения»................................................................. 286

Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас).............. 288

Методика диагностики социально-психологического климата коллектива .... 290

Тест «Восприятие индивидом группы».......................................................... ' 295.

Рекомендуемая литература.........................................................................298

Глава I

ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА?

Наши рекомендации