Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)
Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опо-
рой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бу-
маге, с реальными предметами.
Оборудование. Строительный набор «Построй поселок»,
элементы настольного строителя, письма — полоски бумаги с изобра-
жением ориентиров, ведущих к домику зайки, мишки, белки и др.,
фигурки зверей (пластмассовые или картонные).
Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами,
вначале желательно проводить индивидуально). 1-й в а р и а н т. На
столе педагога выложена большая дорога, разветвляющаяся на
две или три маленькие дорожки. Рядом с дорогой стоят ориентиры,
а в конце каждой дорожки —домики. Ориентиры могут быть рас-
I 17
положены в следующем порядке: у начала большой дороги, откуда
начинается путь, стоит машина или трактор (из набора «Построй
поселок»). Затем на каждой из дорожек еще по три ориентира:
на левой—дерево, еще один трактор, около самого дома елка;
на средней — елка, дерево, около дома трактор; на правой — ежик,
елка, около дома дерево. Педагог показывает постройку на столе
и говорит, что в одном из домов живет зайка. Он зовет к себе в
гости и прислал письмо с адресом, подает ребенку полоску бу-
маги, на ней нарисованы в ряд (слева направо) машина, дерево,
трактор и елка, и предлагает вместе почитать письмо. Педагог по-
казывает, откуда они пойдут искать домик зайки, учит ребенка после-
довательно двигаться по ориентирам. Когда ребенок приходит к до-
мику, зайка выходит к нему навстречу (педагог выдвигает фи-
гурку зайца из домика). Затем ребенок самостоятельно находит
дорогу к другому домику — мишки или ежика. В дальнейшем
порядок расположения ориентиров и сами ориентиры меняются,
можно изменить и направление движения.
2-й вариант. Игра проводится на полу с крупным строите-
лем и большими игрушками. Дети распределяются на 2—3 под-
группы, каждая из которых читает свое письмо и приходит в гости
к своим зверюшкам или к кукле.
РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Всестороннее представление об окружающем предметном мире
у человека не может сложиться без тактильно-двигательного
восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складыва-
ются первые впечатления о форме, величине предметов, их располо-
жении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с
предметами является хватание, во время которого форма, вели-
чина, масса, пространственное расположение предмета познаются
на ощупь, а рука учит глаз.
На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное
восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объем-
ная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу
изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы
выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, ко-
торая становится основной в рисовании.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при опре-
делении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-
двигательного восприятия велика и в выполнении различных тру-
довых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками
ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении
привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком
опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и до-
школьного возраста должна проводиться серьезная работа по фор-
мированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно
I Ih
это для умственно отсталых детей, которые порой не проявляют по-
пыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая
инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не
овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не
могут определить на ощупь форму и величину предметов. В ре-
зультате они не способны в нужный момент перераспределить
пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто прома-
хиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним
какое-либо действие, что также является следствием недоразвития
тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней
зрительно-двигательной координации.
Предлагаемые в данном разделе игры направлены на коррек-
цию и компенсацию указанных дефектов развития. Здесь также
будут игры на различение и узнавание, восприятие и представ-
ление предметов. Кроме того, большое значение отводится соче-
танию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной,
двигательной). Так, опознание и различение предметов и их свойств
идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зри-
тельно, тактильно, двигательно или комплексно.
Своеобразный характер носят и способы ориентировки —
пробы сохраняют свое значение, но перцептивная ориентировка
происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводя-
щих движений.
Узнавание предметов на ощупь
Найди свою игрушку в мешочке
Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто
держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и
пальцы по предмету.
Оборудование. Игрушки резко различной формы, вели-
чины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек —
«чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предме-
ты-игрушки.
Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает
им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время
показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спря-
тать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не
более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок,
трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не загля-
дывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощу-
пывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога
и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог
кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает
и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу,
показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внима-
ние на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою
игрушку ищет другой ребенок.
Платочек для куклы
Цель. Узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на
один признак — фактуру материала.
Оборудование. Три куклы в разных платочках: одна —
в шелковом, другая — в шерстяном, третья — в вязаном (крупная
вязка), «чудесный мешочек».
Ход игры (проводится небольшими подгруппами сначала по
два, а затем по три ребенка). Педагог показывает детям трех
кукол в платочках: на одной — шелковый. платок,' на другой —
тканевый шерстяной, на третьей — вязаный. Куклы здороваются с
детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает поса-
дить их за стол и угостить, но прежде надо снять платочки. Каж-
дый ребенок получает куклу, снимает с нее платок, усаживает за
стол. Все платочки поочередно рассматриваются и ощупываются
детьми. Педагог предлагает сложить их в мешочек. Потом дети
угощают кукол. Куклы благодарят, собираются уйти и просят де-
тей надеть им свои платочки. Те на ощупь отыскивают платочки
в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на
своих кукол. Куклы прощаются и уходят.