Понятие о методах, приемах и методической системе

Лекция по теме 5. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Образовательные задачи:

– Сформировать представления о методах, приемах обучения и методической системе.

– Понять сущность и специфику активных методов обучения и сформировать умение применять современные методы обучения на практике.

– Осознать критерии выбора эффективных и оптимальных методов обучения.

Содержание

1. Понятие о методах, приемах и методической системе.

2. Активные методы обучения.

3. Методы проблемного обучения.

4. Интерактивные методы обучения: дискуссия, анализ конкретных ситуаций, игра, тренинг, метод проектов.

5. Факторы выбора методов обучения.

 
Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru

Понятие о методах, приемах и методической системе

Основные понятия в аспекте данной темы Вы уже освоили в прошлом семестре. Поэтому лишь напомним, что термин “метод” (от греческого methodos) означает путь, способ действия. Методы обучения Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru – это способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения.

Прием Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru – элемент (часть) метода, характеризующий конкретный способ организации деятельности или учебных действий обучающихся.

Как отмечает В.И. Загвязинский [2], специалисты-исследователи насчитывают около 50 различных методов обучения, что закономерно требует их определенной систематизации и классификации. Рассмотрим наиболее известные.

Самой простой и старой является так называемая традиционная классификация методов обучения, составленная по источнику знания. По данному основанию выделяют следующие группы методов:

– словесные, которые подразделяются на устные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут) и методы работы с книгой (чтение, изучение, рецензирование, цитирование, составление плана и аннотации, конспектирование);

– наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся);

– практические (опыт, упражнение, учебно-производительный труд).

Известны и другие классификации методов по разным основаниям: по их назначению (М.Л. Данилов, Б.П. Есипов); по дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников); бинарная классификация методов обучения (М.И. Махмутов); наиболее полная и емкая классификация методов обучения, составленная Ю.К. Бабанским, включает три группы методов (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля в обучении). ( Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru )

В современной образовательной практике наибольшую актуальность приобрела классификация методов обучения по типу познавательной деятельности учителя и учащихся, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным [10, с. 273–274] (см. табл. 2): информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Таблица 2

Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности
учителя и учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

Метод обучения Деятельность Деятельность
учителя учащегося
Информационно-рецептивный Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное)
Репродуктивный Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания)
Метод проблемного изложения Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное)
Эвристический (частично поисковый) Постановка проблемы. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций) Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка
Исследовательский Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения Восприятие или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов

Способ конструирования методики обучения заключается не в изолированном выборе методов обучения как таковых, а в выборе доминирующего типа (методической системы Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru ) обучения в целом, под которым понимается единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения [2, с. 74].

Если, например, целью обучения является усвоение фактов или описание явлений, то ведущим психологическим механизмом обучения будет ассоциация, а основными видами деятельности – восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение. Соответствующими методами обучения выступают объяснение, рассказ, инструктаж, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается система объяснительно-иллюстративного (сообщающего и воспроизводящего) обучения.

Если ведущей целью обучения определено развитие инициативы, творчества, самостоятельности, то основными психологическими механизмами становятся методы и приёмы творческой деятельности (предвидение, прогнозирование, выдвижение и проверка гипотез, перебор альтернатив, мысленное моделирование, интуитивное обоснование и др.). Средствами такого обучения служат выдвижение и анализ проблем, анализ нестандартных задач и ситуаций, творческая дискуссия и т. п. Возникает совершенно иная методическая система – проблемно-поискового обучения. В данной методической системе методы выступают способами реализации целей и содержания, воплощением психологических механизмов обучения и учения.

Таким образом, в настоящее время широко используются следующие основные типы обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемно-поисковое и алгоритмическо-программированное [2, c. 74–76].

Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru
Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru

Активные методы обучения

История педагогики свидетельствует о том, что уже в 60-е и особенно в 70-е годы XX столетия и в отечественных, и зарубежных исследованиях была теоретически и экспериментально обоснована эффективность и целесообразность применения методов, повышающих активность обучающихся в условиях учебной группы. Традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает эту активность ученика. Активные методы обучения Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru – это методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковыйхарактер. Само понятие “активные методы обучения” предполагает активность личности в качестве главного фактора успешного обучения [4; 5; 11; 13].

Именно поэтому активные методы ассоциируют с инновационной образовательной парадигмой, нацеленной на развитие потенциала личности, в противовес традиционной образовательной парадигме, направленной на усвоение обучающимися опыта человечества.

Активные методы обучения ориентированы на «обучение через деятельность» (внутренне мотивированную, осознанную и целенаправленную активность субъектов), в то время как объяснительно-иллюстративные – на «обучение через информацию» (трансляцию обучающими и восприятие обучающимися основ научного знания). Соответственно, активные методы обучения опираются на разнообразные способы интеллектуальной деятельности, в то время как объяснительно-иллюстративные – на такие психические функции как восприятие, память. Естественно, что в активных методах обучения иначе определяются роли преподавателя и обучающихся, характер взаимодействия между ними и взаимоотношения внутри группы.

В теории педагогики предложены различные классификации активных методов обучения (см.: [4; 5; 11; 13] и раздел «Дополнительные материалы» Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru ). При этом все авторы выделяют следующие активные методы обучения (рис. 2):

– методы проблемного обучения (проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический); исследовательский);

– методы программированного обучения;

– методы интерактивного обучения (игра, тренинг, анализ конкретных ситуаций, проектный метод, дискуссия).

Понятие о методах, приемах и методической системе - student2.ru

Рис. 2. Активные методы обучения

Как видно из рис. 2, особые группы активных методов обучения составляют методы проблемного обучения (при воплощении в педагогической практике они образуют проблемно-поисковую методическую систему и методы интерактивного обучения). Охарактеризуем их подробнее. (Заметим, что сущность программированного обучения будет рассмотрена в лекции по теме 8.)

Наши рекомендации