Указания к пользованию дактильной речью
Многого лишается человек, никогда не слышавший голоса матери, музыки, шума деревьев, скрипа снега под ногами. И все-таки потеря слуха не была бы таким бедствием для человека, если бы она не приводила к немоте, и если бы в результате этих двух взаимосвязанных дефектов не нарушалось полноценное общение глухого человека с окружающими.
Вместе с тем история сурдопедагогики (науки об обучении и воспитании глухих) знает немало примеров, когда глухие от рождения люди достигали очень высокого уровня развития, свободно общались со слышащими и даже овладевали иностранными языками. И это не было чудом. Ежедневный, ежечасный труд, воля, вера в успех плюс терпение, ласка, многократно увеличенные чувством ответственности и любви, которые проявляли родители, педагоги, помогли этим глухим добиться столь многого. Имеется большое количество примеров того, как без специального обучения глухие от рождения люди, будучи даже неграмотными или малограмотными, овладевают различными видами труда. Многие из них успешно трудятся на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, отмечены высокими правительственными наградами, носят звание Героев Социалистического Труда. Есть глухие, получившие среднее и высшее образование, зубные техники, инженеры, учителя, художники, скульпторы. Анализ случаев высокого уровня умственного развития глухих людей показывает, что почти всегда это результат раннего начала обучения.
Значение раннего обучения глухих очень велико. Дошкольный период – важный, можно сказать, решающий в жизни человека. В это время формируются основные привычки, навыки, определяется характер человека, т.е. закладываются основы всей последующей жизни, а ведь вы знаете, что значит фундамент в любом возводимом здании.
Об огромном значении раннего воспитания говорили многие философы и ученые. Значимость раннего воспитания подтверждается исследованиями ученых-психологов, доказавших, что направленное, т. е. специально организованное, воспитание с первых дней жизни имеет огромное значение для развития человека.
Вот почему дошкольное воспитание является первым звеном в общей системе народного образования для всех детей, в том числе и для детей с недостатками слуха. В нашей стране введена единая система общественного дошкольного воспитания (ясли - сад) – от рождения ребенка до поступления в школу, а для детей глухих и слабослышащих имеются специальные дошкольные учреждения. Для глухого или слабослышащего ребенка дошкольное воспитание имеет особенное значение, потому что в раннем возрасте, приблизительно до года, когда дети еще не говорят, различие между слышащими и глухими очень незначительно. Постепенно, по мере того как слышащий ребенок овладевает речью, это различие увеличивается. Глухой ребенок не начинает говорить, и развитие его, если оно протекает без слов, ограничено. Ребенку нельзя ничего ни сказать, ни объяснить. Его необходимо специально научить говорить и понимать речь. Поэтому чем раньше вы начнете обучение ребенка речи, тем меньше будет разницы в его общем развитии по сравнению со слышащими, тем больше будет возможностей для дальнейшего обучения. Не откладывайте начала обучения. На основании диагноза и заключения врача и сурдопедагога ребенка примут в дошкольное учреждение для глухих. В детском саду сурдопедагоги и воспитатели будут учить его всему, чему учат слышащих детей такого же возраста: рисовать и лепить, строить, считать и даже танцевать. Как и всех детей, его будут приучать к труду, аккуратности, вежливости. Здесь начинается формирование таких важных на всю жизнь понятий, как мое – наше, можно – нельзя, правда – неправда, и многих-многих понятий и навыков, которые формируются в раннем возрасте и непременно являются результатом воспитания.
Дети не рождаются послушными или упрямыми, трудолюбивыми или ленивыми, ласковыми или грубыми. Такими их делает воспитание. Это относится к глухим, так же как и к слышащим. В детском саду неслышащие дети получают то же воспитание, что и слышащие. Но, кроме этого, перед воспитателем глухих детей стоят и специфические задачи. В детском саду детей учат говорить, понимать речь, развивают сохранившиеся у них остатки слуха.
Учить говорить глухого ребенка – это значит не только учить произносить звуки, хотя это и является специфическим в обучении неслышащего и требует особого умения, но главное – научить понимать смысл речи и пользоваться разговорной речью в общении, понимать по губам говорящего и самому внятно говорить.
Знайте, глухой ребенок от двух до семи лет, не имеющий дополнительных дефектов, кроме глухоты, при успешном обучении может усвоить речь в пределах до двух тысяч слов, и вам предстоит содействовать этому. Мало того, ваш ребенок к моменту поступления в школу должен научиться самостоятельно читать большие тексты, состоящие из знакомых ему слов, пересказывать их. Это то, что не обязательно слышащему ребенку, но что необходимо глухому для того, чтобы возместить ущерб, нанесенный ему потерей слуха. Это большая и сложная программа.
Наряду с общественным, т. е. воспитанием в детском саду, сохраняет свое огромное значение и семейное дошкольное воспитание в нашей стране. Это относится и к неслышащим детям в тех случаях, когда в семье имеются условия, обеспечивающие ребенку необходимый уход и внимание. Воспитание в домашних условиях детей с недостатками слуха хотя и возможно, но требует дополнительного участия в этом специалиста и обязывает родителей знать основные особенности развития и воспитания неслышащего или плохослышащего ребенка даже в том случае, если ребенок помещен в специальный детский сад.
Чем же могут помочь родители? Читая эту книгу, помните, что, хотя программу обучения глухих дошкольников в детском саду выполняют специалисты-сурдопедагоги, это не освобождает вас от обязанности заниматься обучением своего ребенка. Трудно переоценить значение вашей помощи ребенку в познании окружающего мира. Обучая ребенка вполне доступными вам средствами, вы тем самым даете возможность специалистам формировать у ребенка специфические умения, например произношение, что требует квалификации, которой родителям нелегко овладеть. Наряду с этим, зная основы специального обучения глухих, усвоив некоторые приемы, вы сможете закрепить полученные ребенком в детском саду навыки устной речи, т. е. навыки произношения и чтения с губ. Родители, которые поддерживают тесную связь с педагогами-воспитателями, выполняют их советы, читают общую литературу по воспитанию слышащих дошкольников и специальную литературу, которая касается формирования речи у неслышащих, поистине дают вторую жизнь своему ребенку.
Родителям глухого ребенка необходимо овладеть элементарными знаниями, касающимися обучения и воспитания для того, чтобы суметь подготовить ребенка в специальный детский сад. Например: диагноз поставлен, а до приема в детский сад пять месяцев. А если ребенок заболел? А если вы оказались в отдаленном месте, где нет детского сада для глухих?