Индивидуально-психологические свойства личности.
Индивидуально-психологические свойства личности: Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься в овладении одним или несколькими видами деятельности.
И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа высшей нервной деятельности (ВНД) и в соответствии с этим четыре типа темперамента. Инертный тип ВНД обладает сильным, уравновешенным, но малоподвижным процессом возбуждения и торможения. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент. Флегматик: спокойный, медлительный, уравновешенный. У слабого типа ВНД процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует меланхолический темперамент. Сильному типу ВНД свойственно сильное возбуждение и торможение. Между ними существует равновесие. Этому типу соответствует сангвинический тип темперамента. Сангвиник: энергичный, общительный, жизнерадостный. Безудержный тип ВНД характеризуется очень сильным и подвижным возбуждением и торможением. Однако у данного типа нервные процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент. Холерик: раздражительный, вспыльчивый, подвижный.
Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Специальные способности связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения. Учебные способности влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность. Она обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности, называется гениальностью.
Психология общения.
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Тактика общения – это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе знания правил и владения техниками общения. Это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
Коммуникативная сторонаобщения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
По количеству участников общение делят на межличностное – общение между индивидами; групповое – общение между группами. По способу общения оно может быть вербальным – общение с помощью языка; невербальным – общение с помощью других средств получения и передачи информации. По положению общающихся выделяют контактное – общение с помощью личных контактов людей; дистантное (дисконтактное) – общение с помощью, например, средств массовой информации. По условиям общения оно бывает официальным – общение в рамках социально-организованных встреч; неофициальным – общение по личной инициативе.
Примитивное общение заключается в том, что другого человека оценивают как нужный или мешающий объект. Если он нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, то оттолкнут или последуют агрессивные грубые реакции. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности. Формально-ролевое общение отличается регламентированным содержанием, средствами общения, когда вместо узнавания личности ограничиваются знанием социальной роли.
Невербальные средства общения: К визуальным относятся движения рук, головы, ног, туловища, походка; выражение лица и глаз; позы, кожные реакции и т.д. Акустические включают паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность и т.д.) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье) средства общения. Тактильные средства общения связаны с использованием прикосновения, пожатия руки, объятия и поцелуев.
Зона публичного общения – более 3 м. Публичное общение наблюдается в ситуации чтения лекции. При публичном общении преобладает односторонняя коммуникация в форме монолога. Зона интимного общения (0,5 м) – непосредственный телесный контакт. На таком расстоянии общаются родители и дети, влюбленные, супруги, близкие друзья. Зона формального общения – 1,5–3 м. На такой дистанции ведут деловые переговоры. Формальное общение всегда носит ролевой характер, так как при нем важно «соблюдать» дистанцию и исключить личностный компонент из взаимодействия.