Сущность педагогической работы
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу студента
Денисовой Александры Дмитриевны
Группа ФКиС - 280
1 Дисциплина: Педагогика
2 Тема работы: Особенности педагогической работы с детьми с задержкой развития
3 Срок сдачи студентом законченной работы 30.12.2012г
4 Изучить Особенности педагогической работы с детьми с задержкой развития
5 Календарный план
Наименование разделов курсовой работы | Срок выполнения разделов работы | Отметка о выполнении руководителя |
Получение тем курсовых работ. | 23 ноября | Выполнено |
Определение темы курсовой работы. | 24 ноября | Выполнено |
Подбор литературы к курсовой работе. | 29 ноября – 1 декабря | Выполнено |
Сдача первой главы курсовой работы. | 4 декабря | Выполнено |
Сдача второй главы курсовой работы. | 7 декабря | Выполнено |
Оформление курсовой работы. Заключение. | 11 декабря | Выполнено |
Защита курсовой работы | 15 декабря |
Руководитель работы ______________/ Л.В.Смирнова/
Студентка _________________________/ А.Д. Денисова/
АННОТАЦИЯ
Денисова А.Д. Особенности педагогической работы с детьми с задержкой развития – Челябинск: ЮУрГУ, ФКиС - 280, 31с., Список литературы 10 наим.
Данная курсовая работа выполнена с целью изучения особенностей педагогической работы с детьми с задержкой развития.
Данная работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии, не только предполагает применение определенной педагогической системы воспитания и обучения, способствующей коррекции и компенсации его дефекта и общему развитию, но и медикаментозное воздействие, и использование различных технических средств — слуховых аппаратов, оптических приборов.
Начавшееся в дошкольном возрасте комплексное воздействие на ребенка, включающее педагогические и дополнительные средства, дает несомненный положительный эффект. Следует помнить также, что чем в более раннем возрасте ребенка с отклонениями в развитии начинают обучать и воспитывать люди, обладающие дефектологическими знаниями, понимающие его нужды, относящиеся к нему с сердечной теплотой, тем большего успеха можно ожидать, тем положительнее будет прогноз его развития.
Содержание
1.Сущность педагогической работы.. 6
2.Особенности детей с задержкой развития. 9
3.Классификация психических нарушений у детей с ЗПР. 13
3.1 Характеристика детей с ЗПР конституционального генеза. 14
3.2 Характеристика детей с ЗПР соматогенного происхождения. 14
3.3 Характеристика детей ЗПР психогенного генеза. 15
3.4 Характеристика детей с ЗПР церебрально-органического генеза. 15
3.5 ЗПР по типу инфантилизма. 16
3.6 ЗПР в результате астенических состояний. 17
3.7 Социально обусловленные задержки психического развития. 18
4.Требования к педагогу – дефектологу. 19
5.Принципы обучения детей с задержкой развития. 25
Заключение. 30
Литература. 31
Введение
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным.
Проводить работу с разными категориями детей с отклонениями в развитии целесообразнее всего, привлекая для этого специалистов-дефектологов, понимающих нужды этих детей и владеющих методиками их обучения.
Однако, очень большое значение имеет семья, в которой растет ребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может оказать ему существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду. В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за консультацией и квалифицированной помощью.
Учителя младших классов и классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения нередко имеют в своих классах детей с негрубо выраженными отклонениями. Им важно ориентироваться в том, как помочь такому ученику и что необходимо сделать, чтобы его обучение было успешным и не способствовало формированию отрицательных черт личности.
Сущность педагогической работы
Известно, что педагогическая деятельность носит творческий характер. Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых материальных или духовных ценностей. Критерий новизны может иметь как объективное содержание (новое для данной отрасли знаний), так и субъективное (новое для индивида — субъекта деятельности). Тем не менее при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме, выходящее за пределы решения возникшей задачи известными способами. Если творчество доминирует в процессе мышления, то оно проявляется как воображение (К.К. Платонов). Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством. Однако данные понятия не синонимичны: профессионально грамотные действия не являются непременно результатом творчества педагога.
Творчество в педагогической деятельности часто рассматривается как панацея от всех бед, как доминанта, не оставляющая места репродуктивной деятельности. Как правило, репродуктивная деятельность признается лишь в качестве нежелательного, но необходимого перехода к творчеству. Недооценивается тот факт, что репродуктивность в педагогической деятельности имеет многоуровневую структуру: от неуверенного пересказа знаний до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Репродуктивность означает способность, и перестроить собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах. Мастер педагогического труда — это высококомпетентный в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки и умения. Для подготовки специалистов следует акцентировать внимание на формулировании «технологических» выводов из психолого-педагогических исследований: как действовать в сложившейся ситуации; какой метод (обучения, воспитания) избрать, какой способ (общения, воздействия) целесообразен в данных условиях; в чем состоит его ограниченность.
Уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности (педагогической, социально-психологической, дифференциально-психологической), а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. К сожалению, во многих случаях эта компетентность отсутствует, приводя к дидактогеническим прецедентам (причинению вреда нервно-психическому здоровью учащихся). Профессиональное мастерство тесно взаимодействует с творчеством. Истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности.
При понимании педагогического творчества, если придерживаться объективного критерия, может создаться представление, что данному критерию отвечают единицы из десятков тысяч педагогов. Но оно ошибочно. В основе этой распространенной ошибки лежит неверное понимание результата педагогического труда. На самом деле очень мало педагогов, создающих объективно новые технологии обучения или воспитания. Но уже любой урок, практическое занятие, удачно комбинирующие известные методы и методики, в некоторой мере являются показателем, что объективному критерию педагогического творчества отвечают не только те педагоги, кто создает новые методы и подходы. Существуют два вида результатов педагогической деятельности. Один из них относится к функциональным продуктам деятельности (уроку, занятию, методу, методике). Другой (главный) предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности учащихся).
Основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.Поскольку каждый учащийся объективно неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является непременно творческой, уже по самому строгому критерию. [2]