Сущность педагогической работы

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студента

Денисовой Александры Дмитриевны

Группа ФКиС - 280

1 Дисциплина: Педагогика

2 Тема работы: Особенности педагогической работы с детьми с задержкой развития

3 Срок сдачи студентом законченной работы 30.12.2012г

4 Изучить Особенности педагогической работы с детьми с задержкой развития

5 Календарный план

Наименование разделов курсовой работы Срок выполнения разделов работы Отметка о выполнении руководителя
Получение тем курсовых работ. 23 ноября Выполнено
Определение темы курсовой работы. 24 ноября Выполнено  
Подбор литературы к курсовой работе. 29 ноября – 1 декабря Выполнено
Сдача первой главы курсовой работы. 4 декабря Выполнено
Сдача второй главы курсовой работы. 7 декабря Выполнено
Оформление курсовой работы. Заключение. 11 декабря Выполнено
Защита курсовой работы 15 декабря  

Руководитель работы ______________/ Л.В.Смирнова/

Студентка _________________________/ А.Д. Денисова/

АННОТАЦИЯ

Денисова А.Д. Особенности педагогической работы с детьми с задержкой развития – Челябинск: ЮУрГУ, ФКиС - 280, 31с., Список литературы 10 наим.

Данная курсовая работа выполнена с целью изучения особенностей педагогической работы с детьми с задержкой развития.

Данная работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии, не только предполагает применение определенной педагогической системы воспитания и обучения, способствующей коррекции и компенсации его дефекта и общему развитию, но и медикаментозное воздействие, и использование различных технических средств — слуховых аппаратов, оптических приборов.

Начавшееся в дошкольном возрасте комплексное воздействие на ребенка, включающее педагогические и дополнительные средства, дает несомненный положительный эффект. Следует помнить также, что чем в более раннем возрасте ребенка с отклонениями в развитии начинают обучать и воспитывать люди, обладающие дефектологическими знаниями, понимающие его нужды, относящиеся к нему с сердечной теплотой, тем большего успеха можно ожидать, тем положительнее будет прогноз его развития.

Содержание

1.Сущность педагогической работы.. 6

2.Особенности детей с задержкой развития. 9

3.Классификация психических нарушений у детей с ЗПР. 13

3.1 Характеристика детей с ЗПР конституционального генеза. 14

3.2 Характеристика детей с ЗПР соматогенного происхождения. 14

3.3 Характеристика детей ЗПР психогенного генеза. 15

3.4 Характеристика детей с ЗПР церебрально-органического генеза. 15

3.5 ЗПР по типу инфантилизма. 16

3.6 ЗПР в результате астенических состояний. 17

3.7 Социально обусловленные задержки психического развития. 18

4.Требования к педагогу – дефектологу. 19

5.Принципы обучения детей с задержкой развития. 25

Заключение. 30

Литература. 31

Введение

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным.

Проводить работу с разными категориями детей с отклонениями в развитии целесообразнее всего, привлекая для этого специалистов-дефектологов, понимающих нужды этих детей и владеющих методиками их обучения.

Однако, очень большое значение имеет семья, в которой растет ребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может оказать ему существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду. В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за консультацией и квалифицированной помощью.

Учителя младших классов и классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения нередко имеют в своих классах детей с негрубо выраженными отклонениями. Им важно ориентироваться в том, как помочь такому ученику и что необходимо сделать, чтобы его обучение было успешным и не способствовало формированию отрицательных черт личности.

Сущность педагогической работы

Известно, что педагогическая деятельность носит творческий ха­рактер. Творчество обычно опре­деляется как процесс, результатом которого является создание новых матери­альных или духовных ценностей. Критерий новизны может иметь как объектив­ное содержание (новое для данной отрасли знаний), так и субъективное (новое для индивида — субъекта деятельности). Тем не менее при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей фор­ме, выходящее за пределы решения возникшей задачи известными способами. Если творчество доминирует в процессе мышления, то оно проявляется как вооб­ражение (К.К. Платонов). Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством. Однако данные понятия не синонимичны: профессионально гра­мотные действия не являются непременно результатом творчества педагога.

Творчество в педагогической деятельности часто рассматривается как пана­цея от всех бед, как доминанта, не оставляющая места репродуктивной деятельности. Как правило, репродуктивная деятельность призна­ется лишь в качестве нежелательного, но необходимого перехода к творчеству. Недооценивается тот факт, что репродуктивность в педагогической деятельно­сти имеет многоуровневую структуру: от неуверенного пересказа знаний до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Репродуктивность означает способность, и перестроить собственную педагогическую дея­тельность в изменившихся обстоятельствах. Мастер педагогического труда — это высококомпетентный в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профес­сиональные знания, навыки и умения. Для подготовки специалистов следует ак­центировать внимание на формулировании «технологических» выводов из пси­холого-педагогических исследований: как действовать в сложившейся ситуа­ции; какой метод (обучения, воспитания) избрать, какой способ (общения, воз­действия) целесообразен в данных условиях; в чем состоит его ограниченность.

Уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности (педа­гогической, социально-психологической, дифференциально-психологической), а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Пе­дагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой про­фессионально-педагогической компетентности. К сожалению, во многих случа­ях эта компетентность отсутствует, приводя к дидактогеническим прецедентам (причинению вреда нервно-психическому здоровью учащихся). Профессио­нальное мастерство тесно взаимодействует с творчеством. Истинное педагоги­ческое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности.

При понимании педагогического творчества, если придерживаться объектив­ного критерия, может создаться представление, что данному критерию отвечают единицы из десятков тысяч педагогов. Но оно ошибочно. В основе этой распро­страненной ошибки лежит неверное понимание результата педагогического труда. На самом деле очень мало педагогов, создающих объективно новые тех­нологии обучения или воспитания. Но уже любой урок, практическое занятие, удачно комбинирующие известные методы и методики, в некоторой мере явля­ются показателем, что объективному критерию педагогического творчества отвеча­ют не только те педагоги, кто создает новые методы и под­ходы. Существуют два вида результатов педагогической дея­тельности. Один из них относится к функциональным про­дуктам деятельности (уроку, занятию, методу, методике). Другой (главный) предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности учащихся).

Основным и конечным результатом педагогической де­ятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и ком­петентности.Поскольку каждый учащийся объективно неповторим как лич­ность, результативная педагогическая деятельность является непременно творческой, уже по самому строгому критерию. [2]

Наши рекомендации