Тема 6.3. Воспитательное пространство образовательного учреждения
Основные понятия: среда, социокультурная среда, воспитательная среда, социальное партнерство, детский коллектив, семья.
Содержание. Социокультурная среда воспитания. Семья как фактор и институт воспитания. Воспитательный коллектив и его роль в развитии и воспитании личности. Детское движение. Современные детско-юношеские организации. Социальное партнерство образовательного учреждения с общественными, культурными, неформальными детскими объединениями в реализации задач воспитания личности.
Тема 6.4. Самовоспитание личности
Основные понятия: самовоспитание, саморазвитие, личность
Содержание.Воспитание как процесс саморазвития личности. Сущность и содержание самовоспитания. Психологические предпосылки самовоспитания. Условия самовоспитания. Методы самовоспитания. Педагогическое управление и содействие самовоспитанию личности.
Содержание семинарских и практических занятий
Раздел 1. Введение в педагогическую профессию
Занятие 1.
Тема: Педагогическое общение
Понятия:педагогическое общение, стиль педагогического общения, индивидуальный стиль педагогического общения, технология педагогического общения.
Вопросы для обсуждения:
1. Что понимают под педагогическим общением разные авторы? В чём сходство и отличия их позиций?
2. Какие функции реализует педагогическое общение? Как они связаны с задачами педагогической деятельности?
3. Что понимается под технологией педагогического общения? Раскройте стадии, этапы педагогического общения, сущность коммуникативной задачи.
4. В чем состоит сущность стиля общения, стиля педагогического общения? Какова его роль в эффективности педагогического процесса?
Задания:
1. Раскройте различные подходы к типологии стилей педагогического общения. В чём их сходство и отличия?
2. Укажите критерии (основания), определяющие классификации стилей общения.
3. Дайте содержательную характеристику стилей педагогического общения, описанных разными авторами.
4. Составьте карту–конспект «Стили педагогического общения».
Вопросы | В.А. Кан-Калик | Н.Н. Тарасевич | Е.А. Панько | А.Г. Исмагилова |
Понятие «педагогическое общение» | ||||
Понятие «стиль педагогического общения» | ||||
Характеристики стиля педагогического общения |
Базовый учебник:
1. Шапошникова И.Г. Общение как основа педагогической деятельности / Введение в педагогическую деятельность: уч. пос для студ. высш. уч заведений, А.С. Роботова, Т.В. Леонтьев и др./ И.Г. Шапошникова – М.: Академия, 2000. - Гл 3. - С. 83-105.
Список источников и литературы
Обязательные:
1. Исмагилова А. Г. Психология стиля педагогического общения./ А.Г. Исмагилова. – Пермь, 2003.
2. Кан – Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. / В.А. Кан-Калик –М., 1987.
Дополнительно рекомендуемые:
3. Маркова А. К. Педагогическое общение учителя.//Психология труда учителя, А.К. Маркова - М, 1993.
Контрольные вопросы:
1. Какими качествами должен обладать педагог для эффективного осуществления педагогического общения?
2. Можно и нужно ли избегать в педагогическом общении конфликтных ситуациях? Каковы способы предупреждения учителем таких ситуаций?
3. Возможно ли сочетание разных стилей педагогического общения в педагогической деятельности учителя?
Раздел 2. История педагогики
Занятие 2.
Тема: Я.А. Коменский как основоположник классической педагогики
Понятия:дидактика, дидактический принцип, природосообразность и универсальность образования, классно-урочная система, материнская школа.
Вопросы для обсуждения:
1.Как Я.А. Коменский аргументирует необходимость всеобщего и универсального образования подрастающего поколения? На чем основывается предлагаемая автором система школ?
2.В чем заключается «искусство обучения», характеризуемое Я.А. Коменским?
3.Каким образом Я.А. Коменский обосновывает необходимость введения в школе классно-урочной системы?
4. Как Я.А. Коменский характеризует организацию и содержание образования детей в «материнской школе»? Что представляет собой «Мир чувственных вещей в картинках»?
Базовый учебник:
Попов В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 8-21.