Анализ сформированности мотивации средствами
обобщённого алгоритма активизации процесса обучения Таблица №7
Анализ сформированности мотивации в процессе исследования учебно-научного текста: ФЛг-7. Уд. (Анк.): {(10¸25) Ав. + (1-3) От. à Кус.} | |||||
Вопросы анкеты | Ответы | ||||
ДДа | Нет | ЗЗат. | |||
1. Обобщённый алгоритм (структурирование текста, составление темы, вопросного плана, тезисов исследования, резюме) помогает более углублённо изучать педагогические науки. | |||||
2.Алгоритм вызывает интерес к учебно-научным исследованиям текста учебных пособий по педагогике. | |||||
3. Алгоритм удовлетворяет потребности о повышении эффективности учебного процесса. | |||||
4. Алгоритма не вызывает затруднений в исследовании текста учебного пособия. | |||||
5. Алгоритм в компьютерной форме способствует углубленному изучению текстов учебных пособий. | |||||
6. Алгоритм можно применить для изучения других дисциплин в вузе помимо педагогики. | |||||
7. Алгоритм вызовет интерес учащихся при изучении гуманитарных дисциплин в МОУ. | |||||
8. Алгоритм может применяться для исследования эффективности учебного процесса вуза и МОУ? | |||||
9. Алгоритм вызывает интерес учителей МОУ как средство эффективного формирования ЗУНов. | |||||
10. Алгоритм вызывает интерес родителей, друзей, студентов других факультетов, вузов, как средство эффективного изучения учебно-научных текстов | |||||
11. Сумма баллов за ответы | |||||
12. Коэффициент усвоения знаний: 1.Кус.= (Nотв. ⁄ Nвопр.)100%. 2. Кус.= N отв.⁄ N вопр. ≥ 0,7. Где N отв. – число положительных ответов, Да; N вопр. – общее число вопросов (10). Итого: 1.Кус.=__%; 2. Кус. =__ ≥ 0,7, или ≤ 0,7, подчеркнуть. Наблюдения, выводы (подчеркнуть и дополнить) а) нравилось выполнять учебно-научное исследование текста с помощью алгоритма; б) с удовольствием участвовала в дискуссии и защите самостоятельно составленной темы; в) вызывает интерес использование алгоритма для изучения других дисциплин; г) углублялись представления о том, что совершенствование обучения связаны с основательным изучением педагогики; д) наблюдались затруднения с доработкой по замечаниям темы, плана, тезисов; е) сложные вопросы алгоритма быстро усваивались и применялись в анализе; Пожелания (уточните, дополните текст, выделенный курсивом в пунктах а,б,в,г,д,е) | |||||
Вторая анкета
Анализ сформированности профессиональных качеств учителя средствами
обобщённого алгоритма активизации процесса обучения Таблица №8
Анализ сформированности профессиональных качеств учителя в процессе исследования учебно-научного текста: ФЛг-7. Уд. (Анк.): {(10¸25) Ав. + (1-3) От. à Кус.} | |||
Вопросы анкеты | Ответы | ||
ДДа | Нет | ЗЗат | |
1. Профессиональная подготовка учителя предполагает поиск и применение эффективных средств компьютерного обучения. | |||
2. Свёртывание-развёртывание информации является эффективной процессуальной основой для активизации процесса обучения. | |||
3. Обобщённый алгоритм основывается на свёртывании-развёртывании и структурировании изучаемого текста. | |||
4. Информанты, фреймы, дескрипторы являются структурными элементами текста и алгоритма. | |||
5. Смысловые признаки фреймов, дескрипторов, тезауруса отражают логико-семантические свойства, характерные для любых учебно-научных текстов? | |||
6. Существует связь между фреймами, дескрипторами и ключевыми идеями, инновационными факторами, проблемными вопросами алгоритма, используемого для изучения текста? | |||
7. Использование алгоритма в обучении является эффективным и менее трудоёмким средством усвоения текста, чем обычное заучивание. | |||
8. Алгоритм помогает сформировать знания-умения учителя составлять деловые документы в будущей его деятельности. | |||
9. Алгоритм усиливает роль будущего учителя в формировании культуры речи учащейся молодёжи. | |||
10. Алгоритм поможет будущему учителю формировать логику мышления учащейся молодёжи. | |||
11. Алгоритм поможет будущему учителю оказывать эффективное воздействие на формирование поведения учащейся молодёжи. | |||
12. Алгоритм содержит все необходимые условия для составления компьютерной программы обучения учащейся молодёжи в вузе | |||
13. Алгоритм и компьютерная программа в перспективе позволят создать дистанционного обучения в МОУ, вузе. | |||
14. Сумма баллов за ответы | |||
15. Коэффициент усвоения знаний: 1.Кус.= (Nотв. ⁄ Nвопр.)100% 2. Кус.= N отв.⁄ N вопр. ≥ 0,7. Где N отв. – число положительных ответов, Да; N вопр. – общее число вопросов (13). Итого: 1. Кус. =____%; 2. Кус. = ____ ≥ 0,7, или ≤ 0,7, подчеркнуть. Наблюдения, выводы (подчеркнуть и дополнить) а) нравится выполнять профессиональное исследование текста посредством алгоритма; б) нравится перспектива оказывать эффективное влияние с помощью алгоритма на культуру речи учащихся. б) предпочитаю участвовать в защите темы работы профессиональной направленности; в) вызывает интерес использование алгоритма для формирования мышления учащихся; г) вызывает интерес подготовка деловых документов учителя на основе алгоритма; д) наблюдались затруднения с разработкой темы, плана профессионального содержания; е) вопросы профессионального применения алгоритма быстро усваивались и применялись в анализе; Пожелания (уточните, дополните текст, выделенный курсивом в пунктах а,б,в,г,д,е ) |
ВЫВОДЫ: Обобщённый алгоритм (табл. 1-7) в теоретическом плане представляет информационный поток и многообразные учебно-научные действия изучения текста средствами структурирования содержания, составления темы, плана, тезауруса; выявление формирующих и управляющих условий эффективного усвоения содержания. В таком перечне алгоритм достаточно мобилен в процессе выполнения практических действий. Обобщённый алгоритм представлен исследованием обучающей функции текста и развёртывается в информационной, мотивационной, систематизирующей, закрепляющей, обучающей, развивающей и воспитательной деятельности будущего педагога.
Информационные карты алгоритма, представленные в табличной форме, имеют безусловное преимущество для усвоения и исследования учебной информации. Матрично-табличная форма позволяет осуществлять последовательные, параллельные и комбинированные СУДы (по терминологии программированного обучения). В первом случае осуществляется анализ информации по параллелям таблицы, во втором – по вертикалям, в третьем – системный охват всей карты, помогающий осуществлять комбинированные действия (соотнесения, сопоставления, сравнения, анализ, синтез) изучения учебной информации. Для сравнения отметим, что обычный текст позволяет выполнять исключительно последовательные учебные действия.
В развёрнутом виде алгоритм и информационные карты представлены в работе: И.Г. Гузенко «ПЕДАГОГИКА РЕФЛЕКСИВНОЙ ПРАКСЕОЛОГИИ» Изд. ЛГПУ, 2009г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
составлены профессором кафедры теории и истории педагогики
Гузенко И.Г.