В первом столбце выражения содержат по 4 слагаемых, все
Слагаемые числа трехзначные и для их записи использованы
3 цифры: 1, 3, 4).
Задание 424 б) учащиеся выполняют самостоятельно,
Записывая в тетрадях выражения в соответствии с условием
(134 . 4, 314 . 4 и т. д.).
После чтения задачи 425 а) ученики самостоятельно
отмечают «галочкой» выражения, которые, по их мнению,
Являются решением задачи.
Рекомендуем педагогу заранее вынести на доску все выра-
Жения из задания 425 б).
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
После того, как дети закончат самостоятельную работу,
Они отмечают выражения на доске. Если все ученики выпол-
нят задание верно, советуем учителю отметить одно или два
Выражения, которые не являются решением задачи. В этом
Случае учащиеся будут не только обосновывать выбор верных
Выражений, но и доказывать, например, почему выражение
Не является решением задачи. (В условии сказано, что
По 9 огурцов мама собрала с пяти грядок, значит по 9 нужно
Повторить 5 раз, а в выражении 4) 9 повторяется слагаемым
6 раз). Верные ответы: 2), 3), 5), 6).
При выполнении задания 425 в) возможны разные отве-
Ты. Те дети, которые уже запомнили, что 9 . 5 _ 45, предпоч-
Тут действовать как Маша, а те, кто затрудняются в ответе,
Будут действовать как Миша.
Выполнение описанных выше заданий подготавливает
учащихся к ответу на вопросы в задании 426. При обоснова-
Нии ответов они рассуждают так же, как в задании 423.
Рекомендуем включить в урок № 96 (1), 97 (1) ТПО № 2.
На дом: задание 581, № 96 (2), 97 (2) ТПО № 2.
УРОК 6. (Задания 427–429)
Цель. Совершенствовать умение решать задачи.
После проверки домашней работы ученики выполняют за-
Дание 427. Они читают условие задачи и самостоятельно от-
мечают «галочкой» вопросы, на которые можно ответить,
Пользуясь данным условием, и записывают решение каждой
Задачи. Например, 2) 9 . 3 _ 27 (кг).
Для вычисления значения выражения дети могут умно-
Жение заменить сложением (9 _ 9 _ 9 _ 27).
Кг), (9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 63);
Кг), (9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 81).
Задание 428 второклассники также выполняют в тетради
Самостоятельно.
Задание 429 обсуждается фронтально. Дети читают зада-
чу и комментируют предложенные в пункте б) выражения:
Выражение обозначает все деревья в саду);
Выражение обозначает количество груш и
Слив в саду);
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
Количество груш в саду);
Количество груш в саду).
После обсуждения выражений дети записывают самосто-
Ятельно решение задачи в тетрадях. Желательно рассмотреть
Разные способы решения задачи.
Й способ 2-й способ 3-й способ
Д.) 1) 9 . 8 _ 72 (д.) 1) 9 . 8 _ 72 (д.)
Д.) 2) 39_18_57 (д.) 2) 72_18_54 (д.)
Д.) 3) 72_57_15 (д.) 3) 54_39_15 (д.)
Чтобы всем детям было понятно решение задачи различ-
ными способами, советуем нарисовать на доске схему:
Рекомендуем включить в урок № 93 (1), 94 (1_3), 95 (1)
ТПО № 2.
На дом: № 93 (2), 94 (4_6), 95 (2, 3) ТПО № 2.
УРОК 7. (Задания 430–432)
Цель. Познакомить учащихся с переместительным свойс-
Твом умножения.
Ориентируясь на задание 430, педагог помещает на доску два
прямоугольника, разделённые на равные квадраты, и спра-
Шивает у детей, как можно определить число квадратов на
Каждом рисунке. На доске и в тетрадях ученики записывают
выражения:
1) 6 . 8 2) 14 . 7
8 . 6 7 . 14
Заменяя произведение суммой, второклассники вычисля-
ют значения выражений. Учитель выясняет: _ Чем похожи
выражения (одни и те же числа)? Чем отличаются выраже-
ния (множители переставлены)?
Педагог подводит итог: – Мы переставили множители,
А значение произведения не изменилось. Он помещает на до-
ске формулировку переместительного свойства сложения:
39 д. 18 д. ?
(9 . 8) д.
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
«От перестановки слагаемых значение суммы не изменяет-
ся», и предлагает детям сравнить формулировки на доске
И в учебнике. Затем ученики выполняют умножение на каль-
Куляторе, переставляя множители.
Задание 431 обсуждаем фронтально. Дети подсчитывают
Количество слагаемых слева и справа, заменяют сложение
умножением и записывают полученные равенства в тетради:
9 . 2 _ 2 . 9,
И т. д.
При чтении равенств ученики отмечают, что множители
Переставлены и формулируют переместительное свойство
Умножения.
Задание 432 сначала обсуждается фронтально. (Жела-