Прочитав условие задачи в задании 228, ученики отмеча-
ют «галочкой» схемы, которые ему соответствуют. (Это схе-
Мы 3 и 2 ).
В связи с тем, что в формулировке задания 228 б) дано
указание «Выбери схему», многие ученики, выбрав одну схе-
Му ( 2 или 3 ), обычно не анализируют другие, то есть счи-
тают, что задание выполнено.
В этом случае советуем учителю поступить так: он сооб-
Щает детям, что одни ученики отметили схему 2 , а другие _
схему 3 . Кто же из них прав? В процессе фронтальной бесе-
Ды выясняется, что подходят обе схемы. Ученики отмечают,
Что они отличаются друг от друга только последовательнос-
Тью расположения отрезков.
Можно изобразить на доске и другой вариант схемы,
которая будет соответствовать задаче. Например:
К.
М.
Б.
Методические рекомендации к урокам. II четверть
Учащиеся рисуют в тетрадях любую схему, соответствую-
щую условию, и выполняют на ней задание 228 в).
Советуем все три схемы поместить на доске и предложить
«оживить» их тем школьникам, которые затрудняется в вы-
Полнении задания 228 в).
Пункт г) ученики выполняют самостоятельно, записывая
в тетрадях четыре действия:
Л.)
Л.)
Л.)
Л.)
Пункт д) обсуждается фронтально. Дети предлагают дру-
гие вопросы к данному условию и устно выполняют соответс-
Твующие арифметические действия.
Задание 229 1), 2) ученики выполняют самостоятельно.
Можно организовать работу по вариантам: столбец 1) _ пер-
вый вариант, столбец 2) _ второй вариант. Для проверки
Ученики обмениваются тетрадями и проверяют работы друг
У друга.
Задание 230 обсуждается фронтально. Ребята читают
первую задачу и выбирают самостоятельно (отмечают «га-
лочкой») схему, которая ей соответствует. (Это схема 2 .)
Желательно вынести её на доску, а тем, кто допустил ошиб-
ку, выбрав схему 1 , нужно ещё раз прочитать задачу, пока-
Зывая на схеме 2 известные и неизвестные величины.
Полезно также обсудить, в чём причина ошибки тех ре-
Бят, которые выбрали схему 1 . Какое слово они не учли в
тексте задачи? (Слово «это», то есть отрезок, обозначающий
Страниц, должен быть частью отрезка, который обозначает
Страниц.)
Методические рекомендации к урокам. II четверть
Л.
Л.
Л.
Б.
К.
М.
М.
Б.
К.
К.
М.
Б.
Затем дети читают задачу 2 и опять самостоятельно вы-
Бирают схему. (Это опять схема 2 .) При обсуждении важно
Обратить их внимание на то, что текст задачи 1 можно пере-
Формулировать и получить текст задачи 2 .
Отсюда следует, что решения одной и другой задачи оди-
Наковые. (17 _ 6 _ 11 (с.))
Полезно также выяснить, можно ли составить задачу по
Схеме 1 . (Нет, т. к. ответ на вопрос задачи уже дан в условии.)
Отрезок, обозначающий 17 страниц, и отрезок, обозна-
Чающий количество страниц, прочитанных во второй день,
Одинаковые.
На дом: задания 229 (3), 565, 559.
УРОК 20. (Задания 231_235, 543)
Цель. Совершенствовать вычислительные навыки и уме-
Ния. Формировать умение решать задачи.
После проверки домашней работы учащиеся выполняют за-
дание 231, самостоятельно отмечая в каждом столбце «лиш-
нее» выражение. В первом столбце 52 _ 7. Если его убрать, то
во всех оставшихся выражениях из «круглого» числа вычи-
тается однозначное. Во втором столбце «лишним» будет вы-
Ражение 27_18. Если его убрать, то останутся выражения,
В которых к двузначному числу прибавляется однозначное.
В третьем столбце «лишним» будет выражение 36_3. В нём
При сложении двузначного и однозначного числа не надо пе-
Реходить в другой разряд. (В записи первого слагаемого при
Увеличении его на 3 изменяется только цифра разряда еди-
Ниц. Если убрать это выражение, то в тех, которые остались,
Надо при сложении переходить в другой разряд).
Задание 231 б) ученики могут выполнить устно, либо за-
Писать равенства в тетрадях. Закончив работу, дети обмени-
Ваются тетрадями и проверяют их друг у друга.
Задание 232 а) второклассники также самостоятельно
Выполняют в тетрадях.
При фронтальной проверке они могут либо назвать полу-
ченные результаты, либо выполняют задание учителя.
Например:
А) Прочитайте выражение, значение которого равно
Дес. 7 ед.; 3 дес. 5 ед. и т. д.