Требования к знаниям и умениям

На разных этапах изучения дисциплины «Анализ музыкальных произведений» требования к знаниям и умениям студента, естественно, претерпевают существенные изменения. Однако, в целом, эти требования содержат и некие общие характерные для всего данного курса черты:

1. Анализ требует постоянных усилий по поддержанию в оптимальной форме слухового аппарата, а также знаний и навыков из области гармонии и теории музыки в качестве необходимого условия успешных занятий и решения поставленных задач.

2. Овладение каждой последующей ступенью анализа предполагает в качестве обязательного фактора владение знаниями, навыками и умениями, выработанными в процессе изучения предшествовавших ступеней.

3. Весь комплекс знаний и умений, накопленный в процессе изучения курса, необходим и на последнем его этапе: нет ни одной промежуточной стадии, которая может быть опущена. Анализ – системная дисциплина, в которой необязательные элементы отсутствуют.

Основные знания и умения, которыми должен владеть студент по окончании курса «Анализ музыкальных произведений», выявляются следующим образом – студент должен суметь проанализировать предложенное ему незнакомое музыкальное произведение внутренним слухом (т.е. не прибегая к помощи инструмента) и дать его вербальную характеристику, которая должна включать в себя следующие аспекты:

· анализ структуры произведения в целом и любых отдельных ее компонентов;

· характеристику музыкального материала, его типа, способа существования и функции в формообразовании;

· анализ реализации в произведении структурного, тонального и смыслового ритмов (если речь идет о простой форме);

· анализ реализации в произведении формообразующих и конструктивных принципов (если речь идет о сложной форме);

· характеристику взаимоотношений структуры и образного смысла в произведении – насколько эти два фактора взаимосвязаны и как конкретно обнаруживается эта взаимосвязь;

· характеристику взаимодействия музыки и словесного текста (если для анализа предложено вокальное произведение);

· соображения относительно взаимодействия структурных параметров и историко-стилистических особенностей, присущих произведению.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕКИХ ЗАНЯТИЙ

VI семестр

Темы 1–6 студенты осваивают на основе выбранного ими произведения, которое может представлять собой сонатину или сонату классицистского периода. Желательно, чтобы произведение это ранее исполнялось студентом в классе специального инструмента, или, во всяком случае, было у него «на слуху». В выбранном произведении студент должен проанализировать соответствующие определенной теме параметры музыкального языка:

· фон и рельеф;

· изложение и переизложение;

· развитие;

· хронотопические функции музыкального материала;

· цезура и каданс;

· мелкие построения;

· период.

Темы, касающиеся анализа простых форм, студенты сдают на материале «Детского альбома» Чайковского, в котором последовательно анализируют:

· нормативные периоды;

· ненормативные периоды;

· удвоенные периоды;

· одночастные формы;

· двухчастные формы;

· трехчастные формы.

VII семестр

В VII семестре изучаются сложные формы, в связи с этим анализ произведений по каждой теме должен быть основан на осознании проявлений конструктивного и формообразующего принципов во всех их параметрах. Принципиально важным является понимание проявлений конструктивного и формообразующего принципа в различных исторических типах одной и той же формы (полифонических, строгих и свободных вариациях; старинном, классическом и послеклассическом рондо). Кроме того, каждая из сложных форм обладает своими, только ей присущими особенностями. Так, для формы вариаций актуальна проблема финала, для сложной трехчастной формы – связь, порой тонкая и неочевидная, между крайними частями и средней и т. д. Все это требует основательного вслушивания в музыкальную ткань.

Наши рекомендации