Как рассказать ребенку о временах года. Цель — развитие творческого воображения, фантазии
Задание № 1
Цель — развитие творческого воображения, фантазии. Взрослый обращается к детям со словами:
— Прикоснитесь к волшебному камню. Какого он цвета? (Синего.). Почувствуйте, какой он холодный. Вам становится очень холодно. Прислушайтесь... Слышите, как трещит мороз? Как хрустит снег под ногами? Как воет вьюга? Закройте глаза — перед вами зима. Расскажите, что вы видите. Какая она — зима?
Или:
— Прикоснитесь к волшебному камню. Какого он цвета? (Зеленого.) Почувствуйте его прохладу, прикосновение теплого ветерка. Слышите, как журчит ручеек? Как звонко поют птицы? Как плачет сосулька? Закройте глаза — перед вами весна. Расскажите, что вы видите. Какая она — весна?
Или:
— Прикоснитесь к волшебному камню. Какого он цвета? (Красного.) Почувствуйте, какой он горячий. Ощутите прикосновение легкого ветерка. Слышите, как трещит кузнечик? Как жужжит шмель? Полюбуйтесь полевыми цветами: колокольчиками, маками, ромашками, васильками. Закройте глаза — перед вами лето. Расскажите, что вы видите. Какое оно — лето?
Или:
— Прикоснитесь к волшебному камню. Какого он цвета? (Желтого.) Почувствуйте его прохладу. Слышите, как идет дождь, как опадают листья с деревьев и шелестят под ногами? Прислушайтесь... Это прощаются с нами перелетные птицы, они улетают в теплые края. Закройте глаза — перед вами осень. Расскажите, что вы видите. Какая она — осень?
Взрослый еще раз перечисляет времена года, дает им краткую характеристику, напо-
Тренинг по сказкотерапии
минает цвет каждого времени года. А ребенок как губка впитывает эту информацию и рассказывает о воображаемых картинах: «Картина осени», «Картина зимы», «Картина весны», «Картина лета». Заметили, каким фантазером стал ваш ребенок?
Задание № 2
Цель — коррекция мыслительной деятельности. Взрослый обращается к ребенку с просьбой:
— Выбери для каждого времени года камень по цвету или, наоборот, по цвету камня назови время года.
И далее:
Расставь камни так, как идут друг за другом времена года. Еще раз назови очередность времен года.
Задание № 3
Цель — коррекция мыслительной деятельности, мелкой моторики, координированных движений рук. Взрослый обращается к ребенку с вопросом:
— Как ты думаешь, почему желтый цвет — это цвет осени, синий цвет — это цвет зимы, зеленый цвет — это цвет весны, красный цвет — это цвет лета?
После того как ребенок выскажет свое мнение, опираясь на
признаки времен года, взрослый предлагает
. ему взять краски и нарисовать картину зимы
ft £
0 ft la/ с — синим цветом, картину весны — зеленым,
картину лета — красным, картину осени — .ft желтым.
Эти задания помогут ребенку в увлекательной форме запомнить последовательность времен года, их признаки, цветовые особенности.
Как рассказать ребенку о временах года
Дидактическая игра № 2
Материалы: 4 сюжетных картины с изображением всех времен года: зимы, весны, лета, осени.
Обстановка: тихая, спокойная. Возможно использование музыкального фона.
Взрослый читает детям следующее стихотворение:
Времена года
Целый год,
Круглый год
Время все идет-идет:
То тихонечко плывет,
То бежит,
То летит
И не убавляет ход.
Целый год, Круглый год Дарит год
Нам времен хоровод И идет.
В сентябре, октябре, ноябре
В гости
Осень к нам придет.
В лес она нас позовет,
Где грибы растут — покажет,
Песню дождика споет:
Кап-кап-кап.
Ветерком на нас подует:
У-У-У.
Листиками пошуршит:
Ш-ш-ш.
Перелетных птиц на юг
Отправит
И жучков всех усыпит.
В декабре, январе, феврале В гости к нам
Тренинг по сказкотерапии
Зима придет.
Дед Мороз
Подарки детям принесет,
Внучку в гости приведет,
Елки все в лесу украсит,
И наступит
Новый год.
А зима все окна разукрасит, Снегом все дороги заметет, Льдом покроет реки И устроит Го-ло-лед.
Дед Мороз
За щеки нас пощиплет,
Вьюги и метели позовет,
В платья снежные
Деревья все оденет
И про внучку снежную свою
Нам тихонько песенку споет.
Март, апрель и май — Ты весну встречай. Что в природе происходит, Ты скорее замечай.
Ручеек журчит:
Жур-жур.
Птицы с юга прилетели.
И на радостях они
Распевают свои трели.
Из-под снега
Тянется подснежник,
Робко солнышку
Подставив лепесток.
Он белее снега —
Белоснежный —
Первый он весны
Цветок.
Как рассказать ребенку о временах года
Реки песни весело запели, Сбросив цепи снежные свои. Им теперь легко, И в самом деле — Сколько хочешь, Столько и теки.
Солнышко землю пригрело, Траве открывая путь, И птиц перелетных песни Встречать нас весну зовут.
Природа весной оживает, Скинув с себя тяжкий сон, И слышен кругом и всюду Веселой капели звон.
Июнь, июль и август — Прекрасная пора. Мы скажем Дружно лету: «Ура-ypa-ypal»
Мы будем веселиться, Купаться, загорать, Друг другу улыбаться — Ну, словом, отдыхать.
И солнышко зажмурится, В лучах своих искрясь, В улыбке доброй, ласковой От счастья растворясь.
Трещит кузнечик в травке, Стрекочет стрекоза, Жужжит пчела, И радостью Наполнились луга.
Теплый дождик медленно По земле идет, И дугою радуга
Тренинг по сказкотерапии
Над землей встает.
Ах, лето, лето красное, Цветочная пора! Какая ты прекрасная — И рада детвора.
Ромашку,
Колокольчик
И мак,
И василек
В большой букет собрали
И —
Сплели венок.
Целый год,
Круглый год
Время все идет-идет:
То тихонечко плывет,
То бежит,
То летит
И не убавляет ход.
Целый год, Круглый год Дарит год
Нам времен хоровод И идет.
В хороводе этом — Осень и зима, * Весна да лето.
о л I / ,, Ох! Как нам знакомо это!
0 ^v \ / у ° °
Ваш ребенок уже имеет представление о временах года, их основных признаках. Но «сухое» изложение стихотворения будет неинтересным, поэтому совмещайте приятное с полезным — читайте стихотворение и пока-
> \' ''оЧ!
Как рассказать ребенку о временах года
зывайте знакомые детям сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета и осени.
Пройдет немного времени, и ребенок захочет еще раз послушать стихотворение о временах года. Используйте этот момент и обратитесь к ребенку с просьбой: «Когда я буду читать об осени, покажи картину "Осень", когда о зиме — картину "Зима" и т. д.». В этот момент ребенок — не пассивный слушатель, а главное действующее лицо, от которого зависит результат игры.
Для детей с проблемами в интеллектуальном развитии очень важна подготовительная работа, предшествующая изложению стихотворения «Времена года». Она заключается в рассматривании каждой в отдельности сюжетной картины и разборе ее по вопросам:
• Какое время года изображено на картине?
• Назови признаки времени года, которые ты видишь на картине. Помните, что изложение стихотворения для таких детей должно быть медленным по темпу, с паузами, с выделением основных понятий. При этом можно приостанавливать чтение и обращаться к детям с просьбой: «Осень. Дети, покажите картину, где изображено время года — осень».
Речь детей станет более четкой, образной, выразительной, если вы разучите с ними отрывки из стихотворения о любом времени года.
Читая детям сказки, обращайтесь к ним с вопросами о том времени года, в какое происходит действие сказки. Помогайте им объяснять свой выбор. Почаще рассматривайте с детьми иллюстрации и по признакам, изображенным на них, учите их определять время года.
Вот дети и познакомились с временами года. Теперь они знают их названия, основные признаки, цветовые особенности. Но знания эти — пока еще не прочные и не пол-
Тренинг по сказкотерапии
ные. Теперь наша цель — расширить представления детей о временах года и закрепить их.