II. Количество и назначение ученических тетрадей
Рубрику ведет Вера ИЛЮХИНА
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
К нам в рубрику приходят вопросы о том, как оформлять ученические тетради и классный журнал. Мы даем рекомендации по это теме, опираясь на последние документы, опубликованные Министерством образования.
I. Вводная часть
Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении(в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, на наш взгляд, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы мы убрали. При составлении данных рекомендаций мы учитывали:
а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;
д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.
По данному пункту мы также учли положительные позиции по истории данного вопроса, особенно нормативного оформления его (Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1–3-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).
Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.
Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:
а) отсутствие на местах всяких требований;
б) отсутствие системы требований;
в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;
г) практическая реализация «Единых требований...», официально утративших силу;
д) наличие разумных требований вне системы.
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.
II. Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.
№ п/п | Учебный предмет | Количество тетрадей | Период обучения | Комментарий | ||
текущих | контрольных | |||||
Русский язык | Прописи | Нет | Период обучения грамоте | Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей | ||
1–4 | ||||||
Литературное чтение | Нет | Нет | 1–4 | |||
Риторика | В соответствии с программными требованиями | Нет | 1–4 | |||
Математика | Прописи либо рабочие тетради | Нет | Период обучения грамоте | Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей | ||
1–4 | ||||||
Логика | В соответствии c программными требованиями | 1–4 | ||||
Окружающий мир | Нет | Нет | 1–4 | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК | ||
История | Нет | Нет | 1–4 | |||
Москвоведение | Нет | Нет | 1–4 | |||
Иностранный язык | В соответствии c программными требованиями | Нет | 1–4 | |||
ИЗО | Альбом | Нет | 2–4 | |||
Технология | Нет | Нет | 1–4 | |||
Музыка | В соответствии c программными требованиями | 1–4 | ||||
Физ. культура | Нет | Нет | 1–4 | |||
Педагогика здоровья | В соответствии c программными требованиями | 1–4 | ||||
ОБЖ | Нет | Нет | 1–4 | |||
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета.
Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.
Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.