Физическое воспитание школьников

с отклонениями в состоянии здоровья

В соответствии с состоянием здоровья и физической подготов­ленностью все школьники распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся, со­стояние здоровья которых не позволяет заниматься по общей школьной программе. Это дети со значительными постоянными или временными отклонениями в состоянии здоровья и физическо­го развития. Они составляют до 3—5% школьников. Основными задачами физического воспитания данных учащихся являются: укрепление здоровья, содействие правильному физическому раз­витию и закаливанию организма; повышение физической и ум­ственной работоспособности; освоение основных двигательных умений, предусмотренных школьной программой; обучение рацио­нальному дыханию; воспитание правильной осанки, а в необходи­мых случаях ее коррекция. Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная про­грамма занятый составляется учителем совместно с врачом. Ос­новными средствами ЛФК являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы. Их подбор обусловлен характером, тяжестью и периодом заболевания, возрастом боль­ного и его интеллектом. Наиболее широко используются гимна­стические упражнения, позволяющие дозировать физическую на­грузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мы­шечные группы и суставы, разнообразить нагрузку в качественном отношении. Они могут применяться в условиях физкультурного зала, кабинета ЛФК, дома и т. д. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной под­готовки. Широкое распространение получили гидрокинезотера-

певтические средства: плавание, физические упражнения в воде, подводный массаж, вытяжение и коррекция в воде. В теплой воде улучшается периферическое кровообращение, заметно возрастает амплитуда движений в суставах, повышается их экономичность. Водная среда позволяет также увеличить нагрузку путем измене­ния темпа, направления движений и применения снарядов (руч­ных и ножных ласт, мячей и пр.). Для детей с нарушениями осан­ки, деформациями позвоночника и остаточными явлениями травм особенно полезными являются плавательные движения. При трав­мах и заболеваниях суставов ног применяется езда на велосипеде, ходьба на лыжах; при нарушениях обмена веществ, патологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем — гребля, ближний ту­ризм, оздоровительный бег и т. д. Для повышения эмоционально­го тонуса у занимающихся применяются малонагрузочные, под­вижные и спортивные игры.

К специфическим средствам ЛФК относятся механотерапия, трудотерапия, массаж. Механотерапия представляет собой систе­му функционального лечения с помощью специально сконструиро­ванных аппаратов. Трудотерапия — активный метод восстановле­ния нарушенных функции при помощи трудовых операций и раз­личных действий по самообслуживанию.

Ведущими формами организации занятий со школьниками спе­циальной медицинской группы является урок ЛФК и выполнение самостоятельных заданий в домашних условиях. Длительность уро­ка 30—45 мин. Вводная часть (3—5 мин) предусматривает ока­зание тонизирующего влияния на организм, формирование пра­вильной осанки, создание благоприятного эмоционального фона. В основной части (25—35 мин) решаются задачи, обусловленные видом патологии. Заключительная часть (3—5 мин) — снижение физиологической нагрузки, нормализация функций систем орга­низма, формирование правильной осанки.

Группы для занятий (10—15 чел.) формируются в основном по видам заболеваний. Занятия проводятся учителем" 2—3 раза в неделю вне сетки учебных часов. В остальные дни школьники должны заниматься самостоятельно. Часть детей занимаются а поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, специализи­рованных школах-интернатах и санаториях.

Наши рекомендации