Роль развития слуха в онтогенезе. Выявл и классиф нар слуха. Фонетико-фонем и лексико-грам особ-сти речи детей с н/с.

Тугоухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое обще­ние с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непос­редственно к уху, использование звукоусиливающих прибо­ров и т. д.), все же возможно.

Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не толь­ко восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи. При этом степень нарушения экспрессивной речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени снижения слу­ха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступле­ния тугоухости, условий развития ребенка (принятие специ­альных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние).

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слухо­вой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны. У слабослышащих могут наблюдаться такие формы речевой патологии, которые непосредственно не связаны с состоянием слу­ховой функции: заикание, нарушение темпа речи, ринолалии, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, нарушения голоса, алалия, ранняя детская афазия.

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифферен­циации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения. Обе эти стороны, в случаях рано при­обретеннойтугоухости не могут формироваться нормально.

Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает из-за ограничения диапазона воспри­нимаемых ими звуковых частот. У детей наблю­дается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической де­ятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений (полная невозможность восприятия на слух звуков или восприятие не всех их формант).

Дети с I степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной громко­сти около самой ушной раковины. Восприятие связной речи в этих условиях оказывается возможным лишь потому, что дети, полностью владеющие речью, опираются на имеющиеся у них целостные образы слов и фраз, что позволя­ет им домыслить (нередко ошибочно) недостающие звенья. Если же ребенок не владеет развернутой речью, то такое домысливание оказывается невозможным. Поэтому дети с оди­наковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития распознают звуки речи по-разному. Особенно затруднена слуховая дифференци­ация свистящих с и ц в словах типа свет — цвет. Слуховая дифференциация остальных фонетических групп согласных звуков для слабослышащих учащихся I отделения представ­ляет значительно меньшие трудности.

Для слабослышащих учащихся II отделения трудность представляет восприятие свистящих и шипящих звуков, эти звуки сравнительно поздно начинают дифференцироваться в произношении. Здесь наблюдается тормо­зящее влияние речедвигательного анализатора на речеслуховой.

Состояние слуховой дифференциации звуков речи у сла­бослышащих I и II отделения таково, что оно не может обеспечить усвоения детьми полноценного звукопроизношения, а в дальнейшем — и письма.

Формирование звукопроизношения у слабослышащих про­текает со значительными отклонениями от нормы из-за не­полноценности речеслухового анализатора, который не спосо­бен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора. Не имея возмож­ности воспринять тот или иной звук речи на слух или отдифференцировать его от сходных звуков, ребенок не может само­стоятельно овладеть и правильной его артикуляцией. У слабослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловливать у них дефектное произношение звуков.

Особенно нарушено звукопроизношение у слабослышащих учащихся II отделения согласных и гласных звуков. У слабослышащих II и I отделения преоб­ладают случаи полиморфного нарушения звукопроизношения, охватывающего многие фонетические группы звуков. У слабослышащих I отделения стра­дает произношение артикуляторно сложных и сравнительно артикуляторно простых согласных (губ­ных, губно-зубных, переднеязычных т, д, н и др.). Можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих.

1. При неполноценной деятельности слухового анализатора, характерны замены одних звуков речи другими («суба» вместо шуба). Реже наблюдается искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации от других звуков или с полной невозможностью восприятия их на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Отклонений от нормы в строении или функционировании моторного отде­ла речевого аппарата при сенсорных формах нарушения зву­копроизношения обычно не наблюдается. Звуковые замены, имеющиеся в устной речи ребенка, обычно отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен.

В младших классах школ слабослышащих такие формы нарушений звукопроизношения обычно выступают на пер­вый план.

2. Вследствие недостаточности моторного отдела речевого аппарата, т. е. отклонений от нормы в строении или функци­онировании артикуляторных органов, нарушения выражают­ся обычно в искаженном звучании звуков (картавое р, меж­зубное или боковое с и пр.).

3. Смешанные формы нарушений звукопроизношения, обус­ловленные одновременно и сенсорной, и моторной недоста­точностью. В этих случаях у ребенка дефек­ты произношения одних звуков связаны с невозможностью их слуховой дифференциации от сходных фонем, других звуков — с отклоне­ниями от нормы в строении или функционировании артикуляторного аппарата (например, картавое р при короткой подъя­зычной связке или межзубное с при паретичности мышц кончика языка). Иногда же дефекты произношения одних и тех же звуков у ребенка имеют одновременно и моторную, и сенсорную обусловленность. Это имеет место в тех случаях, когда невозможность выполнения необходимых для произ­несения данного звука артикуляторных движений сочетает­ся с невозможностью слуховой его дифференциации от акус­тически близких с ним звуков.

60.

Наши рекомендации