Показатели и критерии текущего и итогового контроля по курсу
Форма итогового контроля – зачетв конце 2-го семестра,
экэаменв конце 4-го.
При выставлении зачета используется комплекс критериев, включающий пять показателей деятельности студента (контрольные точки): 1) участие в аудиторной работе (посещение занятий), 2) выполнение практических заданий, 3) участие в семинарах, 4) выполнение самостоятельных работ-конспектов, 5) выполнение тестов, завершающих изучение дисциплин модуля.
Выполнение практических заданий и самостоятельных работ-конспектов оценивается по 5 - балльной системе, т.е. с использованием оценок 5, 4, 3, 2 и 0 баллов, если работа не сдана.
Оценка 5 выставляется, если работа соответствует всем требованиям, выполнена полностью, правильно и аккуратно; оценка 4–еслиработа выполнена полностью, имеет незначительные замечания; оценка 3 – если работа выполнена полностью, но имеет существенные замечания и ошибки; оценка 2 – если работа выполнена частично, имеет существенные ошибки и замечания.
Участие в семинарах также оценивается по 5-балльной системе на основе следующих критериев:
Оценка «отлично» предполагает:
• Знание учебного материала на основе программы и углублённые сведения по изучаемым проблемам.
• Логическое, последовательное изложение вопроса с опорой на разнообразные источники.
• Определение своей позиции в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме.
• Способность обобщить, произвести обоснованную оценку фактов, концепций, теорий, сделать выводы.
Оценка «хорошо»
• Знание учебного материала в пределах программы.
• Раскрытие различных подходов к рассматриваемой проблеме. |,
• Опору при построении ответа на обязательную литературу.
• Включение соответствующих примеров из списка обязательных источников.
• Способность обобщить, произвести обоснованную оценку фактов, концепций, теорий, сделать выводы.
Оценка а «удовлетворительно»
• Знание учебного материала в пределах программы на основе представления одного из научных подходов к рассматриваемой педагогической проблеме.
• Отсутствие собственной критической оценки возможности использования изучаемого для решения реальных педагогических задач.
• Опора при ответе только на обязательную литературу, отсутствие знаний первоисточников.
Оценка «неудовлетворительно»
- Частичное знание учебного материала или его незнание.
- Отсутствие собственной критической оценки возможности использования изучаемого для решения реальных педагогических задач.
- При ответе отсутствует опора на литературу и первоисточники.
Эти же критерииучитываются и при выставлении экзаменационных оценок после изучения всего курса.
При выставлении оценки студенту за участие в семинаре обязательно учитывается мнение студенческой аудитории.
Выполнение тестов, завершающих изучение дисциплин модуля, оценивается в соответствии со следующими критериями:
- от 60 % правильных ответов и выше – оценка 3;
- от 75 % и выше – оценка 4;
- от 90 % и выше – оценка 5.
Зачет по итогам текущей работы (зачет-автомат) выставляется при своевременной сдаче всех контрольных точек, получении не менее 3 баллов за каждую и посещении не менее 88% часов аудиторных занятий ( ). В противном случае зачет сдается в форме собеседования по зачетным вопросам, выполняются недостающие работы. Работы, сданные с опозданием, оцениваются на 1 балл ниже, чем сданные в срок.
При необходимости оценки результатов деятельности студента с использованием рейтинговой технологии, итоговый рейтинг студента по дисциплине рассчитывается с учетом относительных весов показателей деятельности (контрольных точек), приведенных в таблице:
Виды учебной деятельности, подлежащие аттестации | Относительный вес показателя | Максимальный балл по показателю до | |
1. Участие в аудиторной работе (посещение занятий) | 0,2 | 5,0 | |
2. Практические задания | 0,2 | 5,0 | |
3. Семинары | 0,2 | 5,0 | |
4. Самостоятельные работы-конспекты | 0,2 | 5,0 | |
5. Тесты по завершению дисциплин модуля | 0,2 | 5,0 | |
Σ | 1,0 |
Итоговый рейтинг по курсу определяется формулой: ,
где - бал по соответствующему показателю деятельности;
- относительный вес соответствующего показателя деятельности.
Балл за участие в аудиторной работе рассчитывается по формуле ,
где - индекс участия студента в аудиторной работе, определяемый как отношение
числа часов занятий, на которых присутствовал студент, к числу часов занятий,
проведенных преподавателем в группе по данной дисциплине.
Например:
Студент очного отделения пропустил 10 часов занятий из 80, за контрольные точки получил соответственно баллы: , , , B5 = 4. Индекс участия и балл за посещение занятий составляет: .
Итоговый рейтинг по курсу:
Примерные вопросы к зачету
Модуль 1
1. История зарождения и развития педагогической профессии.
2. Сущность, функции и содержание педагогической деятельности.
3. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
4. Профессионализм, творчество и мастерство учителя.
5. Этика и эстетика педагогического труда.
6. Структура и содержание профессионально-педагогической культуры педагога.
7. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной
компетентности педагога.
8. Становление и развитие педагогики как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.
9. Структура педагогической науки. Формы связи педагогики с другими науками.
10. Система образования и ее компоненты.
11. Основные принципы государственной политики в области образования.
Общие требования к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании»).
12. Сущность методологии педагогики и уровни методологического знания.
13. Основные категории педагогики и их соотношение.
14. Влияние наследственности, среды, воспитания и деятельности на развитие личности.
15. Теоретические методы исследования в педагогике, их сущность.
16. Эмпирические методы исследования в педагогике, их сущность.
17. Организация и содержание педагогического исследования.
18. Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования.
Основные законодательные акты в сфере образования РФ: общая характеристика.
19. Основные положения Конвенции о правах ребенка.
Общая характеристика международных правовых актов.
20. Система государственного контроля в сфере образования. Права, обязанности,
ответственность образовательных учреждений перед личностью, обществом, государством.
Модуль 2
1. Сущность процесса обучения. Основные категории дидактики.
1. Анализ дидактических концепций: история и современность.
2. Современная дидактическая система: особенности, элементы и компоненты.
3. Принципы и правила обучения.
4. Государственный образовательный стандарт: общая характеристика. Учебный план и учебная программа.
5. Формы организации процесса обучения. Урок как основная форма организации педагогического процесса.
6. Типы и виды уроков. Нетрадиционные уроки в современной дидактике.
7. Основные методы обучения: общая характеристика. Правила выбора методов обучения.
8. Классификация средств обучения.
9. Проблема развития познавательной активности учащихся. Общие закономерности обучения.
10. Сущность, функции и методы проблемного обучения.
11. Сущность программированного обучения. Дистанционное обучения и его особенности.
12. Особенности организации процесса обучения с учетом возрастных особенностей учащихся.
13. Типология и многообразие образовательных учреждений.
14. Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Методы и формы контроля.
15. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образования.
16. Модели воспитания: история и современность
17. Отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития личности.
18. Закономерности и принципы воспитания: современный подход.
19. Методы, приемы и средства воспитания: общая характеристика. Правила выбора методов воспитания.
20. Особенности организации воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.
21. Методы организации деятельности: требование, упражнение, приучение, игра.
22. Методы формирования сознания личности.
23. Методы стимулирования.
24. Коллектив как субъект и объект воспитания.
25. Роль коллектива в воспитательном процессе. Учение А.С. Макаренко о коллективе.
26. Понятие о воспитательных системах. Школа как воспитательная система.
27. Сущность и организация процесса самовоспитания.
28. Педагогическое взаимодействие в воспитании.
29. Личность учителя: авторитет и авторитарность.
30. Воспитание культуры межнационального общения. Национальное своеобразие воспитания.
31. Функции и основные направления деятельности работы классного руководителя.
32. Социальная педагогика в контексте культуры: основные подходы, направления, предмет, объект, задачи, функции.
33. Социализация как понятие и явление.
34. Глобальные проблемы и их влияние на социализацию человека. Особенности социализации в современном обществе.
35. Девиантное поведение и технологии его преодоления в социально-педагогической деятельности.
36. Влияние среды и наследственности на развитие человека. Типы отклонений.
37. Семья как социальный институт воспитания: субъективные и объективные факторы социализации.
38. Семьи «группы риска» как объект социально-педагогической деятельности. Причины и типы семейного неблагополучия.
39. Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении.
Примерные вопросы для экзамена
Модуль 3
1. Этапы становления педагогической науки. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли».
1. Основные модели воспитания и образования человека: общая характеристика.
2. Особенности воспитания человека в первобытном обществе.
3. Системы воспитания и образования в Античном мире (Афины, Спарта, Рим).
4. Воспитание и школа в эпоху раннего Средневековья.
5. Средневековые университеты и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
6. Педагогическая система Я. А. Коменского (принципы и правила обучения, система школ, классно-урочная система организации обучения).
7. Я. А. Коменский о цели воспитания и сущности образования человека. Историческое значение педагогического учения Я.А. Коменского.
8. Сущность системы индивидуального воспитания Дж. Локка.
9. Теория «свободного воспитания» Ж. -Ж. Руссо.
10. Педагогическая система И. Г. Песталоцци. Сущность теории «элементарного развивающего образования».
11. Педагогическая теория И. Ф. Гербарта. Структура процесса воспитания.
12. Ф. А. В. Дистервег о цели и общих принципах воспитания, о единстве формального и материального образования.
13. Филантропическая теория и практика Р. Оуэна.
14. Зарубежные педагогические теории конца Х1Х – сер. ХХ вв. (Г. Кершенштейнер, А. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи).
15. Воспитание и школа в Древней Руси и Московском государстве (Х – ХVП вв.).
16. Просветительские реформы Петра 1: сущность и значение.
17. Сущность воспитания в эпоху «просвещенного абсолютизма». Школьная реформа конца ХVШ века.
18. Концепция народности в общественном воспитании К.Д.Ушинского.
19. Идеи и практика свободного образования Л.Н.Толстого.
20. Общественно-педагогическое движение и школьные реформы в России в 60г ХIХ в Контрреформы.. Педагогические взгляды Н,И.Пирогова.
21. Коренные изменения в отечественном образовании в 1917-1920 гг. и их результаты.
22. Общая характеристика педагогической системы А.С.Макаренко (общие условия, цель, ведущий принцип, содержание, методы и средства воспитания).
23. А.С.Макаренко о воспитательном коллективе (его признаках и этапах становления), дисциплине, наказании и поощрении.
24. Школа и педагогика в России в 1931-1945гг.
25. Основные этапы развития теории и практики воспитания в России в послевоенный период (до 1985г.).
26. Современный этап развития школы и педагогики в Росси. Закон об образовании РФ.1992г. (новая редакция).
28.Личностно-ориентированный характер педагогики В.А.Сухомлинского. Идеи нравственного и трудового воспитания и их реализация.
Модуль 4
1. Сущность понятий «управление» и «менеджмент». Структура и функции управления образовательными системами.
2. Государственное управление образовательными системами. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
3. Принципы, формы и методы управления образовательными системами.
4. Понятие «организация» и «система». Классификация систем. Виды организаций.
5. Школа как педагогическая система и объект управления.
6. Сущность понятий «новация», «инновация», «инновационный процесс», «научно-технический прогресс». Особенности инновационных процессов в образовании.
7. Стили управленческой деятельности и особенности управленческого взаимодействия.
8. Особенности управления трудовыми ресурсами образовательного учреждения. Управленческая культура руководителя.
9. Педагогический и ученический коллективы как субъекты и как объекты педагогического управления и руководства.
10. Формы и способы повышения квалификации работников школы. Методология аттестации педагогов.
11. Сущность педагогической технологии. Соотношение понятий: методика, техника, технология. Взаимосвязь педагогической технологии с педагогическим мастерством.
12. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач (стратегические, тактические, оперативные).
13. Особенности дидактических и воспитательных задач. Основные этапы решения педагогических задач.
14. Технология конструирования педагогического процесс.
15. Педагогическая диагностика: функции, принципы, уровни.
16. Педагогическое прогнозирование и его сущность.
17. Сущность и особенности педагогического проектирования.
18. Технология планирования и подготовка воспитательного мероприятия. Планирование работы классного руководителя.
19. Технология организации учебно-познавательной деятельности.
20. Технология организации коллективной творческой деятельности (КТД).
21. Сущность и реализация технологии педагогического общения.
22. Педагогически целесообразные взаимоотношения в образовательном процессе и технология их установления.
23. Методы психолого-педагогической диагностики: краткая характеристика.
24. Технология и этика организации психолого-педагогического исследования.
25. Виды педагогических технологий: общая характеристика.
26. Информационные, компьютерные и мультимедиа технологии, их взаимосвязь и особенности применения в образовательном процессе.
27. Использование метода проектов в современном обучении.
28. Диагностика семьи и формы работы с семьей в образовательном учреждении.
29. Диагностика воспитательных возможностей школьного коллектива.
30. Моделирование и конструирование в образовании: сущность и виды.
Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ
обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:
1. нормативно-правовые акты в области образования;
2. учебная и справочная литература и др.;
3. рабочая учебная программа;
4. контрольно-измерительные материалы;
5. компьютерный класс;
6. книжные фонды библиотеки УрГПУ.
Оновная и дополнительная литература по дисциплине «Педагогика» представлена в списках.
Рекомендуемая литература
Основная
Название | Автор | Вид издания (учебник, учебное пособие) | Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц | Кол. экз-ров | Место хран. | ||
Основная литература | |||||||
1. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика | Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. | Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям | М.: Академия, 2006. - 223 с. | Библ УрГПУ | |||
2.Общие основы педагогики | Гребенюк О. С, Рожков М. И. | :учеб. для студентов вузов по спец. 031000 "Педагогика и психология" | М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-160 с.- | Библ УрГПУ | |||
3. Педагогика | В.В.Краевский и др.; ред. Пидкасистый П.И. | Учебник для студентов педагогических учебных заведений | М.: Педагогическое общество России, 2006 - 604 с. М.: Педагогическое общество России, 2005 - 604 с. М.: Педагогическое общество России, 2004 - 604 с. М.: Педагогическое общество России, 2003 - 604 с. | Библ УрГПУ | |||
4. Педагогика | В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов | Учебное пособие для студентов вузов | М.: Академия, 2006 - 567 с. | Библ УрГПУ | |||
5. Педагогика: новый курс | Подласый И.П. | Учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. | М.: ВЛАДОС, 2005. – 574 с. М.: ВЛАДОС, 2004. - 256 с. | Библ УрГПУ | |||
6. Педагогика | Бордовская Н.В. | учеб. пособие для студентов вузов | СПб.:Питер,2007.-304 с. | Библ УрГПУ | |||
7. Основы психологии и педагогики | Н.А.Березовин, В.Т.Чепиков, М.И.Чеховских | Учеб.пособие для студентов непед.спец.учреждений | Минск:Новое знание,2004.-336с. | Библ УрГПУ | |||
8. Теория и методика воспитания | Головнева Е.В. | Учебное пособие для студентов педагогических вузов | М.: Высшая школа, 2006 - 256 с. | Библ УрГПУ | |||
9.Общая педагогика | Голованова Н.Ф. | Учеб. пособие | СПб.: Речь, 2005.- 317 с. | Библ УрГПУ | |||
10.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века | Под ред. А.И.Пискунова | Учебное пособие | М.: ТЦ Сфера, 2006. – 496 с. | Библ УрГПУ | |||
Дополнительная литература | |||||||
1. Введение в педагогическую деятельность | Орлов А.А., Агафонова А. С.; [под ред. А. А. Орлова]. - | Практикум: учебное пособие для студентов высших педагог. учебных заведений | М.: Академия, 2004. - 256 с. | Библ УрГПУ | |||
2. Педагогика. | Харламов И.Ф. | учеб. пособие для студентов вузов пед. Спец. | М.:Гардарики,2007.-520 с. | Библ УрГПУ | |||
3. Теория обучения: современная интерпретация | Загвязинский В.И. | Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений | М.: Академия, 2006 - 188 с. | Библ УрГПУ | |||
4. Психология и педагогика | Столяренко А. М. | Учеб.пособие для студентов вузов. | М.:ЮНИТИ,2002.-423с. | Библ УрГПУ | |||
5. Сто советов учителю | Сухомлинский В.А. | Учебное пособие | В 5 т., т.2 | Библ УрГПУ | |||
6. Введение в педагогическую деятельность | А.С. Роботова и др. | Учебное пособие для студентов педагогических вузов | М.: Академия, 2006. - 208 с. М.: Академия, 2004. - 208 с. | Библ УрГПУ | |||
7. Введение в педагогическую деятельность | Кукушин В.С. | Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов | Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 217 с. | Библ УрГПУ | |||
8. Общая педагогика. Ч. 1 | Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н.; под ред. В.А. Сластенина | Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям: в 2 ч | М.: ВЛАДОС, 2003 - 287 с. | Библ УрГПУ | |||
9. Дидактика | Ситаров В.А. Под ред. В.А. Сластенина | Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 -педагогика | М.: Академия, 2002 - 365 с. | Библ УрГПУ | |||
10. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России | И. Н. Андреева ,под ред. З. И. Васильевой.- | России учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений по дисциплине "Педагогика" | М.:Академия,2005.-432 с.- | Библ УрГПУ | |||
11. Теория и технология обучения | Загрекова Л.В., Николина В.В. | Учебное пособие для студентов вузов | М.: Высшая школа, 2004 - 157 с. | Библ УрГПУ | |||
12. Организация воспитательного процесса в школе | Рожков М.И., Байбородова Л.В. | Учебное пособие для студентов вузов | М.: ВЛАДОС, 2001 - 254 с. | Библ УрГПУ | |||
13. Теория и методика воспитания | Гликман И.З. | Учебное пособие для студентов вузов | М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 -175 с. | Библ УрГПУ | |||
14. Теория и методика воспитания | Рожков М.И., Байбородова Л.В. | Учебное пособие для студентов вузов | М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 -382 с. | Библ УрГПУ | |||
15. Теория и методика воспитания | Маленкова Л.И.; Под ред. П.И. Пидкасистого | Учебное пособие для педагог. вузов | М.: Пед.общество России, 2002 - 480 с. | Библ УрГПУ | |||
16.Педагогика: теории, системы, технологии | И. Б. Котова под. ред. С. А. Смирнова. | Учеб. для студентов вузов и сред. учеб. заведений | М.:Академия,2007.-512 с. | Библ УрГПУ | |||
17. Общая педагогика | Смирнов В.И. | Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям | М.: Логос, 2002 - 303 с. | Библ УрГПУ | |||
18.История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» | Корнетов, Г. Б. | Учебное пособие | М.: Изд. УРАО, 2002. – 268 с. | Библ УрГПУ | |||
19. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли | Торосян В.Г. | Учебник | М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с. | Библ УрГПУ | |||
20 Общие основы педагогики | Краевский В.В. | Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений | М.: Академия, 2003 - 255 с. | Библ УрГПУ | |||
Электронные ресурсы
1. Тематический каталог аннотированных Интернет-адресов, представляет сети российских и зарубежных организаций сферы дистанционного образования, ведется календарь конференций, можно получить методическое и программное обеспечение. - URL: http://www.informika.ru/text/distobr/
2. «Директор школы».Профессиональный научно-методический журнал для педагогических работников. - URL: http://www.direktor.ru/
3. Документы на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. - URL: http://www.obrnadzor.gov.ru.
4. Сайт Министерства образования России, Государственный НИИ информационных технологий- URL:: http://www.informika.ru
5. Педагогика [Электронные учебные материалы] /Сост. Е.М.Подгорных, Т.П.Днепрова, Л.В.Быкова.- Екатеринбург: УрГП, 2006.-CD-Rom.
6. Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: World Wide Web. - URL: http://www.edu.ru - 01.09.2005.
7. Международный научный педагогический журнал.- URL: http://www.oim.ru
8. Педагогическая библиотека. - URL: http://www.pedlib.ru
9. Школьный мир. Каталог образовательных ресурсов.- URL:http://school.holm.ru/
10. Общие основы педагогики. - URL: http://old.tspu.edu.ru
11. Педагогические проблемы. - URL: http://www.trizminsk.org
12. . Фундаментальная электронная педагогика. - URL: http://feb-web.ru
13. Новые педагогические технологии - URL: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html
14. Виртуальная библиотека.- URL: http://www.library.ru/
15. Педагогическая библиотека. - URL: http://pedlib.ru
16. Российская национальная библиотека. - URL: http://www.nlr.ru
17. Педагогика. Электронный путеводитель по справочным и образовательным ресурсам. - URL: http://www.nlr.ru
18. Российский федеральный портал - URL: http://www.edu.ru
19. Материалы по дидактике - URL: http://www.iro.yar.ru
20. Каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет» - URL: http://www.catalog.alledu.ru
21. Сайт: РУССКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТ - URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/psihologija_i_pedagogika/10.aspx
22. Словари: Философия, Педагогика. - URL: http://voc.metromir.ru/phylosofy/id873
23. Статьи по педагогике. - URL: http://www.nycr.org.ru/category/pedagogika-nauka
- Педагогика как наука
- Задачи педагогической науки
- Структура педагогической науки
- Связь педагогической науки с другими науками и др.
Материально-техническое и дидактическое
обеспечение дисциплины
При изучении дисциплины «Педагогика» рекомендуется использовать:
- учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы и др.),
- музейные экспозиции,
- технические средства обучения (компьютерная техника),
- аудиовизуальные материалы – звуковые фильмы, телевидение, информационные технологиии (программированные учебники, компьютерные слайд-шоу и т.п.)
- курс снабжен комплектом презентаций: «Компетентность»; «Профессиональное становление педагога»; «Образование и педагогика»; «Педагогические понятия»; «Педагогика в системе наук»; «Система образования РФ»; «Взаимодействие в педагогике»; «Методы воспитания».