Задачи деятельности логопеда
Задачи деятельности логопеда, как специалиста сопровождения так&
же чрезвычайно разнообразны. С одной стороны, ребенок с РАС может
иметь и признаки фонетико&фонематического недоразвития, и иметь
своеобразие звукопроизносительной стороны речи, что требует специ&
альной, хорошо разработанной в логопедии коррекционной работы.
С другой стороны речь такого ребенка чрезвычайно специфична. Это
касается всех е сторон — от темпово&мелодической ее стороны — до
трудностей понимания письменной речи.
Работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и рит&
мическими компонентами неотрывно связана с чтением. Мы хорошо
знаем, что такой ребенок, даже если он читает достаточно бегло, его чте&
ние обычно крайне монотонное, без соблюдения знаков препинания и
границ предложения. Это является одной из причин трудностей пони&
мания прочитанного и работа логопеда по формированию навыков ин&
тонированного, осмысленного чтения в большой степени будет содейст&
вовать учебной адаптации аутичного ребенка.
Помимо этого, работа логопеда должна быть направлена, не в по&
следнюю очередь, на формирование коммуникативной стороны речи,
умения работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы
по существу, уметь самому поддерживать диалог и даже инициировать
его. Понятно , что над коммуникативной стороной речи будет работать
не только логопед. Но именно он, по&началу, будет на своих занятиях
способствовать созданию определенных коммуникативных стереоти&
пов, которые в последующем ребенок с помощью психолога и учителя
сможет переносить в более широкие коммуникативные ситуации.
Как и любой другой ребенок, ребенок с аутистическими расстройст&
вами может иметь трудности дисграфического или дизорфоргафичес&
кого характера, но чаще всего такой ребенок достаточно грамотно пи&
шет, но никак не может применить правило в отношении даже уже пра&
вильно написанного слова или текста. Многие практические работники
считают, что часто такие дети имеют так называемую врожденную гра&
мотность и именно анализ правила, по которому написано то или иное
слово или выражение оказывается для них крайне затруднительным.
Здесь важно, чтобы логопед объяснил ситуацию педагогу, а тот, в свою
очередь, не «переборщил» с правилами.
Безусловно, что при организации обучения детей с РАС в обычной
школе необходимо предусмотреть и методическое сопровождение процес&
са инклюзии и интеграции. К методическому сопровождению можно от&
нести обязательное обучение педагогов (проведение обучающих семина&
ров, консультирование, сопровождение деятельности специалистов ПМП
консилиума школы, согласование направлений коррекционной работы
дефектолога и психолога вне школы с задачами социальной и образова&
тельной адаптации), и других взрослых участников педагогического про&
цесса. Эти и другие схожие задачи могут взять на себя специалисты ок&
ружных ресурсных центров по инклюзивному образованию.
Опыт ГБОУ школы здоровья № 198 по включению
Детей с РАС в среднее звено
С осени 2012 года Государственным бюджетным образовательным
учреждением города Москвы средняя общеобразовательная школа
«Школа здоровья» №198 Юго&Западного окружного управления обра&
зования с участием специалистов Института проблем интегративного
(инклюзивного) образования Московского городского психолого&педа&
гогического университета по заказу Департамента образования города
Москвы начал реализацию Пилотного проекта «Создание модели обу,