И творческой самореализации человека
Задачи занятия:
1. Формирование системы знаний: о профессионализме личности педагога, педагогических способностях, профессионально важных качествах личности педагога, профессионализме педагогической деятельности, педагогическом творчестве и его составляющих.
2. Формирование умений развивать педагогические способности, выявлять условия успешного осуществления творческой педагогической деятельности, управлять творческим самочувствием, коммуникативной деятельностью, педагогической импровизацией.
Вопросы для обсуждения:
1. Слагаемые достижения творческого результата.
2. Профессионализм личности педагога и его составляющие. Профессиональная направленность личности.
3. Структура способностей. Различные подходы к выделению педагогических способностей.
4. Качества личности как обобщенные свойства личности. Профессионально важные качества личности педагога.
5. Профессиональная компетентность. Виды профессиональной компетентности. Профессионально-педагогическая компетентность и ее виды. Профессионализм педагогической деятельности.
6. Творчество. Профессиональное творчество. Педагогическое творчество и его составляющие. Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога и возможности управления творческим самочувствием, коммуникативной деятельностью, педагогической импровизацией.
Задания:[3]
1. Выберите правильные ответы.
А. К творческой деятельности относятся:
1) создание произведений искусств;
2) продукт научной деятельности;
3) любую деятельность, продукт которой полезен для общества;
4) лишь ту деятельность, продуктом которой является нечто новое, оригинальное, ранее не существовавшее;
5) принятие решений в нестандартных условиях, в ситуации неопределенности;
6) правильных ответов нет.
Б. Творческий потенциал личности – это:
1) проявление ее врожденных качеств;
2) приобретенный в течение жизни стиль деятельности, направленной на поиск нестандартных, оригинальных решений;
3) свойственное от рождения проявление уникальности и неповторимости;
4) приобретенные знания и умения исполнительской (по образцам) работы;
5) правильных ответов нет.
2. Вычеркните несвойственное в определениях.
А. Субъективное творчество в учебной деятельности учащихся проявляется в становлении таких личных новообразований, как:
1) способность открытия нового знания;
2) неуверенность в себе;
3) порождение новых мотивов и целей деятельности;
4) рефлексивность;
5) коммуникативный опыт;
6) владение новыми способами деятельности;
7) неадекватная самооценка;
8) креативность;
9) усиление интеллектуальной активности;
10) импровизационность.
Б. В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:
1) объективирует собственную индивидуальность для других;
2) интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности и отношений;
3) обеспечивает материальное благополучие;
4) защищает личность от стрессов, уныния, потрясений;
5) выступает механизмом решения жизненно важных задач; алгоритм решения, которых неизвестен личности или не существует вообще;
6) гармонизирует отношения с миром, с собой;
7) реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;
8) выражает активно-преобразовательное отношение к миру;
9) формирует коммуникативную культуру.
В. Творческая направленность личности в любой сфере деятельности проявляется:
1) в совокупности представлений человека о себе как создателе собственной судьбы;
2) в адекватной самооценке;
3) в чувствительности к проблеме;
4) в чувстве новизны;
5) в знании сильных и слабых сторон своей личности;
6) в жажде познания;
7) в компетентности;
8) в способности разрешать противоречия по принципу оптимальности.
3. Используя словосочетания, приведенные ниже, раскройте сущность творческой личности (А) и факторов, блокирующих развитие творческого потенциала (Б).
А. Творческая личность – это личность, которой свойственны:_____________
__________________________________________________________________
Б. Факторы, тормозящие развитие творческого потенциала личности:_______
__________________________________________________________________
1) Активно-преобразовательное отношение к миру;
2) информационная перегрузка людей, блокирующая оперативное принятие нестандартных решений;
3) эмоциональная раскрепощенность;
4) устремленность в будущее;
5) позиция маститых представителей научной или художественной элиты, которые сопротивляются идеям молодых;
6) интеллектуальная активность;
7) соперничающие школы (направления), отрицающие достоинства у своих противников;
8) механизация труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям;
9) ограниченность материальных средств;
10) самостоятельность мышления, независимость от оценок окружающих;
11) гиперопека близких людей;
12) нестандартность подхода к решению задач;
13) материальное благополучие, комфорт;
14) штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы.
4. Охарактеризуйте личностные качества творческого человека. Приведите примеры из жизни известных творцов; покажите, какие из их личностных характеристик считаете наиболее значимыми.
5. Подготовьте эссе на тему «Жизнь – это творчество».
6. Проведите самодиагностику «Самоанализ начальной профессионально-педагогической компетентности студента». Цель: выработка оценочных суждений о готовности к профессионально-педагогической деятельности и совершенствованию подготовки студентов на ФФиС. Самоанализ компетентности рекомендуется проводить по методике, разработанной Н. В. Кузьминой и В. Г. Гинецинским, и состоящей из пяти шкал. Ниже приводится модифицированный вариант этой методики.
Осуществите самооценку по каждому направлению, то есть обведите соответствующий балл по шкале (от 5 – «определенно да» до 1 – «определенно нет»).
1. Шкала для оценки проектировочных умений:
Я готов правильно формулировать и реализовывать цели при изучении предмета, выстраивать индивидуальную образовательную программу для учащихся. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я способен правильно определить соотношение отдельных разделов курса и видов учебных занятий, конструировать образовательные программы для отдельных групп учащихся. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я способен формулировать цели отдельных видов учебной деятельности. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я умею свертывать информацию, но так, чтобы она была доступна для всех учащихся. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я способен правильно формулировать цели отдельных занятий. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
2. Шкала для оценки конструктивных умений:
Я готов создавать новые педагогические технологии. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я способен видоизменить имеющиеся, осовременить традиционные педагогические технологии. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я могу отобрать из имеющихся технологий наиболее соответствующие поставленной задаче. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я могу использовать имеющиеся средства обучения. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я способен воспроизводить знания в том виде, в каком усвоил сам. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
3. Шкала для оценки гностических умений:
Я способен предвидеть затруднения в учебной деятельности школьников и нацелить их на самообразование. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я могу правильно охарактеризовать достигнутый уровень подготовки учащихся. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я способен учитывать психофизиологические особенности обучаемых. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я знаю общие психофизиологические особенности обучаемых. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я знаю отдельные психофизиологические особенности обучаемых. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
4. Шкала для оценки коммуникативных умений:
Я способен вызвать встречное движение к себе учащихся. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я способен устанавливать взаимоотношения с коллективом учащихся. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я могу выдвигать требования, соответствующие особенностям различных групп учащихся. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я способен выдвигать требования, принимаемые отдельными учащимися. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я могу установить взаимоотношения лишь с отдельными обучаемыми. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
5. Шкала для оценки организаторских умений:
Я способен мобилизировать внимание и развивать познавательный интерес у обучаемых. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я умею организовывать самостоятельную работу учащихся. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я способен правильно руководить отдельными видами учебной деятельности учащихся в соответствии с общими целями их подготовки. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я владею общей методикой проведения отдельных видов занятий. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
Я владею методикой проведения отдельных занятий. | определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет |
После самодиагностики, сделайте письменно выводы, в которых отразите два момента:
1. какие, на ваш взгляд, необходимы изменения в содержании и организации профессионально-педагогической подготовки на факультете;
2. какие необходимы изменения в самом себе для достижения успеха в профессионально-педагогической деятельности.
Литература:
Основная
Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М., 2010. – 740 с.
Костюхина, Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 5 – 14.
Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 17 – 34.
Дополнительная
Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. – Мн., 1996.
Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М., 1990.
Кузьмина, Н. В. профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
Лобанова, Н. Н. Профессиональная компетентность педагога / Н. Н. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. – Самара; СПб., 1997.
Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова. – М., 2002. – С. 282 – 299.
Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; Под общ. ред. А. И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003. – С. 252 – 283.
Радченко, И. П. Технология развития педагогического творчества: Принципы и методы организации педагогической деятельности / И. П. Радченко. – Пятигорск, 1997.
Реан, А. А. Психология педагогической деятельности / А. А. Реан – Ижевск. 1994.
Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность . М.: РПА, 1998.
Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. – М., 1998.
Хозяинов, Г. И. Основы акмеологии: учеб. пособие / Г. И. Хозяинов. – 2-е изд. – М.: Изд-во «XXI век: ПКЦ», 2000. – С. 17 – 34.
Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. – М.: Флинта, 1997. – С. 22 – 60.