И творческой самореализации человека

Задачи занятия:

1. Формирование системы знаний: о профессионализме личности педагога, педагогических способностях, профессионально важных качествах личности педагога, профессионализме педагогической деятельности, педагогическом творчестве и его составляющих.

2. Формирование умений развивать педагогические способности, выявлять условия успешного осуществления творческой педагогической деятельности, управлять творческим самочувствием, коммуникативной деятельностью, педагогической импровизацией.

Вопросы для обсуждения:

1. Слагаемые достижения творческого результата.

2. Профессионализм личности педагога и его составляющие. Профессиональная направленность личности.

3. Структура способностей. Различные подходы к выделению педагогических способностей.

4. Качества личности как обобщенные свойства личности. Профессионально важные качества личности педагога.

5. Профессиональная компетентность. Виды профессиональной компетентности. Профессионально-педагогическая компетентность и ее виды. Профессионализм педагогической деятельности.

6. Творчество. Профессиональное творчество. Педагогическое творчество и его составляющие. Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога и возможности управления творческим самочувствием, коммуникативной деятельностью, педагогической импровизацией.

Задания:[3]

1. Выберите правильные ответы.

А. К творческой деятельности относятся:

1) создание произведений искусств;

2) продукт научной деятельности;

3) любую деятельность, продукт которой полезен для общества;

4) лишь ту деятельность, продуктом которой является нечто новое, оригинальное, ранее не существовавшее;

5) принятие решений в нестандартных условиях, в ситуации неопределенности;

6) правильных ответов нет.

Б. Творческий потенциал личности – это:

1) проявление ее врожденных качеств;

2) приобретенный в течение жизни стиль деятельности, направленной на поиск нестандартных, оригинальных решений;

3) свойственное от рождения проявление уникальности и неповторимости;

4) приобретенные знания и умения исполнительской (по образцам) работы;

5) правильных ответов нет.

2. Вычеркните несвойственное в определениях.

А. Субъективное творчество в учебной деятельности учащихся проявляется в становлении таких личных новообразований, как:

1) способность открытия нового знания;

2) неуверенность в себе;

3) порождение новых мотивов и целей деятельности;

4) рефлексивность;

5) коммуникативный опыт;

6) владение новыми способами деятельности;

7) неадекватная самооценка;

8) креативность;

9) усиление интеллектуальной активности;

10) импровизационность.

Б. В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

1) объективирует собственную индивидуальность для других;

2) интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности и отношений;

3) обеспечивает материальное благополучие;

4) защищает личность от стрессов, уныния, потрясений;

5) выступает механизмом решения жизненно важных задач; алгоритм решения, которых неизвестен личности или не существует вообще;

6) гармонизирует отношения с миром, с собой;

7) реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;

8) выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

9) формирует коммуникативную культуру.

В. Творческая направленность личности в любой сфере деятельности проявляется:

1) в совокупности представлений человека о себе как создателе собственной судьбы;

2) в адекватной самооценке;

3) в чувствительности к проблеме;

4) в чувстве новизны;

5) в знании сильных и слабых сторон своей личности;

6) в жажде познания;

7) в компетентности;

8) в способности разрешать противоречия по принципу оптимальности.

3. Используя словосочетания, приведенные ниже, раскройте сущность творческой личности (А) и факторов, блокирующих развитие творческого потенциала (Б).

А. Творческая личность – это личность, которой свойственны:_____________

__________________________________________________________________

Б. Факторы, тормозящие развитие творческого потенциала личности:_______

__________________________________________________________________

1) Активно-преобразовательное отношение к миру;

2) информационная перегрузка людей, блокирующая оперативное принятие нестандартных решений;

3) эмоциональная раскрепощенность;

4) устремленность в будущее;

5) позиция маститых представителей научной или художественной элиты, которые сопротивляются идеям молодых;

6) интеллектуальная активность;

7) соперничающие школы (направления), отрицающие достоинства у своих противников;

8) механизация труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям;

9) ограниченность материальных средств;

10) самостоятельность мышления, независимость от оценок окружающих;

11) гиперопека близких людей;

12) нестандартность подхода к решению задач;

13) материальное благополучие, комфорт;

14) штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы.

4. Охарактеризуйте личностные качества творческого человека. Приведите примеры из жизни известных творцов; покажите, какие из их личностных характеристик считаете наиболее значимыми.

5. Подготовьте эссе на тему «Жизнь – это творчество».

6. Проведите самодиагностику «Самоанализ начальной профессионально-педагогической компетентности студента». Цель: выработка оценочных суждений о готовности к профессионально-педагогической деятельности и совершенствованию подготовки студентов на ФФиС. Самоанализ компетентности рекомендуется проводить по методике, разработанной Н. В. Кузьминой и В. Г. Гинецинским, и состоящей из пяти шкал. Ниже приводится модифицированный вариант этой методики.

Осуществите самооценку по каждому направлению, то есть обведите соответствующий балл по шкале (от 5 – «определенно да» до 1 – «определенно нет»).

1. Шкала для оценки проектировочных умений:

Я готов правильно формулировать и реализовывать цели при изучении предмета, выстраивать индивидуальную образовательную программу для учащихся.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я способен правильно определить соотношение отдельных разделов курса и видов учебных занятий, конструировать образовательные программы для отдельных групп учащихся.   определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я способен формулировать цели отдельных видов учебной деятельности.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я умею свертывать информацию, но так, чтобы она была доступна для всех учащихся.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я способен правильно формулировать цели отдельных занятий.   определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет

2. Шкала для оценки конструктивных умений:

Я готов создавать новые педагогические технологии.   определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я способен видоизменить имеющиеся, осовременить традиционные педагогические технологии.   определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я могу отобрать из имеющихся технологий наиболее соответствующие поставленной задаче.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я могу использовать имеющиеся средства обучения.   определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я способен воспроизводить знания в том виде, в каком усвоил сам.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет

3. Шкала для оценки гностических умений:

Я способен предвидеть затруднения в учебной деятельности школьников и нацелить их на самообразование.   определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я могу правильно охарактеризовать достигнутый уровень подготовки учащихся.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я способен учитывать психофизиологические особенности обучаемых.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я знаю общие психофизиологические особенности обучаемых.   определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я знаю отдельные психофизиологические особенности обучаемых.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет

4. Шкала для оценки коммуникативных умений:

Я способен вызвать встречное движение к себе учащихся.   определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я способен устанавливать взаимоотношения с коллективом учащихся.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я могу выдвигать требования, соответствующие особенностям различных групп учащихся.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я способен выдвигать требования, принимаемые отдельными учащимися.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я могу установить взаимоотношения лишь с отдельными обучаемыми.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет

5. Шкала для оценки организаторских умений:

Я способен мобилизировать внимание и развивать познавательный интерес у обучаемых.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я умею организовывать самостоятельную работу учащихся.   определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я способен правильно руководить отдельными видами учебной деятельности учащихся в соответствии с общими целями их подготовки.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я владею общей методикой проведения отдельных видов занятий.     определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет
Я владею методикой проведения отдельных занятий.   определенно да 5 4 3 2 1 определенно нет

После самодиагностики, сделайте письменно выводы, в которых отразите два момента:

1. какие, на ваш взгляд, необходимы изменения в содержании и организации профессионально-педагогической подготовки на факультете;

2. какие необходимы изменения в самом себе для достижения успеха в профессионально-педагогической деятельности.

Литература:

Основная

Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М., 2010. – 740 с.

Костюхина, Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 5 – 14.

Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 17 – 34.

Дополнительная

Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. – Мн., 1996.

Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М., 1990.

Кузьмина, Н. В. профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.

Лобанова, Н. Н. Профессиональная компетентность педагога / Н. Н. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. – Самара; СПб., 1997.

Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова. – М., 2002. – С. 282 – 299.

Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; Под общ. ред. А. И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003. – С. 252 – 283.

Радченко, И. П. Технология развития педагогического творчества: Принципы и методы организации педагогической деятельности / И. П. Радченко. – Пятигорск, 1997.

Реан, А. А. Психология педагогической деятельности / А. А. Реан – Ижевск. 1994.

Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность . М.: РПА, 1998.

Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. – М., 1998.

Хозяинов, Г. И. Основы акмеологии: учеб. пособие / Г. И. Хозяинов. – 2-е изд. – М.: Изд-во «XXI век: ПКЦ», 2000. – С. 17 – 34.

Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. – М.: Флинта, 1997. – С. 22 – 60.

Наши рекомендации