Кому адресована эта книга, кем и почему она написана?

Она адресована тебе, мой юный товарищ, Встречающий рассвет с надеждой, Проводящий день в труде И делящий ночь с любимой.

Так прекрасна эта пора, и я прожил ее.

Она адресована тебе, мой давний знакомый, Встречающий рассвет с тоской, Проводящий в заботах день И покупающий на ночь хмельную радость.

Так коротка эта жизнь, и так легко не заметить ее.

Она адресована тебе, мой несчастный брат, Пропустивший утро, не увидевший дня И уходящий в ночь своей жизни, Сжигаемый пламенем алкогольной страсти.

Так тягостен и скорбен этот путь, но мне пришлось

пройти по нему.

Она адресована тебе, мой верный соратник, Стряхнувший с себя алкогольную мглу И с молитвою к Богу Встречающий рассвет трезвого дня

Так велика наша радость от победы над грехом!

Придите же все нуждающиеся и разделите ее с нами.

Нам удалось уйти от алкогольной и табачной зависимос­ти, и мы знаем, как помочь каждому, кто пожелает этого! Я адресую эту книгу юношам и девушкам, которые, уве­ровав в ложь телевизионных роликов, только пробуют пиво. Я сообщаю вам: пивной алкоголизм - реальность се­годняшней России.

Я адресую эту книгу молодоженам., Я сообщаю вам — алкогольный яд поражает репродуктивные клетки. Всего один бокал шампанского может привести к рождению урода.

Я адресую эту книгу рабочим и крестьянам. Я адресую ее военнослужащим. Я адресую ее всем, кто своими знани­ями крепит страну и воспитывает поколения. Я сообщаю вам, что не может быть безвредного пития, ибо алкоголь -это яд. И не может существовать культуры пития, как не может существовать культуры воровства или убийства.

Я адресую эту книгу тем, кто только в начале своего скорбного пути. Прочтите ее и вы избежите несчастий.

Я адресую эту книгу тем, кто потерял всякую надежду покончить с зависимостью от алкоголя и табака. Прочтите ее и вы поймете, как избавиться от своего недуга навеки.

Я адресую эту книгу тем, кто печется о счастье своих родных и близких. Прочтите эту книгу, и вы поймете, как помочь им.

И, наконец, я адресую эту книгу всем тем, кому не без­различна судьба нашей Родины. Всем, кто видит, как са­мый добрый и отзывчивый народ под влиянием безудерж­ной алкогольной пропаганды скатывается в пучину без­нравственности, жестокости, преступности. Прочтите ее сами и вы найдете тех, кто нуждается в вашей помощи.

Прочтите эту книгу, и вы сумеете навсегда удалить ал­коголь и табак из своей жизни!

Чуть раньше я дал понять читателю, что мне посчастли­вилось уйти от алкогольной и табачной зависимости, на­всегда избавиться от этих двух страшных ядов. Но если «удалось уйти», значит, и довелось когда-то прийти. Увы, Довелось. Чашу алкогольного горя мне пришлось испить в полной мере .

Как и множество других людей, когда-то я выпил пер­вую рюмку, когда-то научился «пить за здоровье», а у про­славленного поэта когда-то перенял твердую алкогольную установку:

Пить можно всем. Необходимо только Знать — где и с кем, За что, когда, и сколько [4].

Надо ли говорить, что в этом известном стихотворении каждое слово оказалось ложью. И через обозримый срок «сколько» — превратилось в «сколько хочу», «когда» — в «когда пожелаю». Потом прошло какое-то время, и «за что» потеряло значение, наконец, «где и с кем» стало опреде­ляться наличием алкогольного пойла. И путь от способного инженера, заведующего лабораторией, заместителя дирек­тора до безработного был с неизбежностью пройден в со­ответствии со всеми законами жанра.

Не миновать бы мне печального конца, вернее кончи­ны, то ли в пьяном виде под забором, то ли в беспамятстве на больничной койке, если бы по горячим молитвам мате­ри и жены не послал Господь мудрых и добрых людей, про­тянувших мне руку и вытащивших из пьяного болота.

Летом 1990 года я познакомился с Юрием Александро­вичем Ливиным — председателем Общероссийской обще­ственной организации «Объединение Оптималист»[1] и про­шел под его руководством девятидневный курс дезалкоголизмии[2] по методу Г. А. Шичко.

Ю. А. Ливии, талантливейший организатор и прекрас­ный лектор, за время своей работы вернул к трезвой жиз­ни десятки тысяч людей. Более того, во многих городах России и зарубежья многие десятки преподавателей мето­да Шичко считают его своим Учителем и Наставником. Низкий ему поклон за это.

К сожалению, в мае 2007 года Юрий Александрович после многолетней борьбы со смертельным недугом ушел от нас. Невосполнима потеря для родных, близких, а так­же многих тысяч людей, которым этот мужественный че­ловек вернул веру в себя, научив сознательной трезвости. Помолимся, дорогой читатель, об упокоении его благород­ной души.

Я уже называл внушительную цифру, сполна характери­зующую успех метода, но необходимо предостеречь чита­теля и о некоторых трудностях в изучении метода, появле­ние которых может осложнить достижение успеха. Поста­раюсь поведать об этом, оградить от возможных неудач.

Надо ли говорить, какой радости исполняется душа че­ловека, когда на шестой-седьмой день занятий он чувствует реальную подвижку в своем состоянии: сигарета больше не нужна, а совсем недавнее алкогольное прошлое вспомина­ется как страшный сон. Человек с интересом наблюдает за своими сокурсниками, люди делятся успехами и... вчераш­ним страдальцем овладевает эйфория. Состояние радост­ное, но крайне опасное.

Курс ведь не закончен, и враг не дремлет. Да, я имею в виду врага всего рода человеческого. Невыносим ему ваш успех, нестерпима ваша радость. И соблазны, которых не­делю назад и быть не могло, лавиной обрушиваются на че­ловека.

Сосед, не здоровавшийся с вами пять лет, приглашает на свадьбу. Начальник, уволивший с работы десять лет назад, приглашает домой для серьезного разговора. Женщина, ос­тавившая вас пятнадцать лет назад, назначает встречу в ре­сторане. И любой из них, стоит вам пойти, предложит и рюмку, и сигарету.

А дальше? А дальше в неокрепшем сознании шевельнет­ся мысль: я ведь не курю или не пью уже неделю (другие варианты: десять дней, месяц, два...) и, что самое главное, меня совершенно к этому не тянет! Хорошо бы проверить, сколь силен метод Шичко. Увлекаться, конечно, не буду, только одну рюмку и одну затяжку.

Пожалуй, постановка такого эксперимента сродни си­туации, когда больному после перелома сняли с ноги гипс, а он стоит на втором этаже и гадает: может, прыг­нуть вниз, проверить, как срослись кости, посмотреть — что получится?

Конечно, описанная мною картина несколько схема­тична, хотя не так уж и далека от реальной жизни. Соблаз­ны — вещь более чем реальная, и они, по своей сути, — ору­жие в руках дьявола.

А чем же защищен человек, сбросивший с себя иго ал­когольного и табачного греха? Да и покаялся ли он в соде­янном? Ведь за многие годы нахождения в алкогольно-та­бачном дурмане натворить бед он сумел немало. А сумел ли что-нибудь исправить? И вообще, осознание греха — это еще не покаяние в нем, а всего лишь путь к покаянию. Ка­ясь, христианин молится Богу: «Господи, упраздни руко­писания грехов моих. Дай мне сотворить плод, достойный покаяния».

Вот покаяние, а понятие это глубинно, и в величии сво­ем обретает силу Таинства, является той первой броней, которая и защищает человека от оружия дьявольского. И чем глубже и совершеннее покаяние, тем крепче и мощ­нее броня. И как необходимо мастеру-оружейнику учить­ся и трудиться, чтобы сделанная им броня получилась крепкой, так и человеку надобно учиться слову Божиему и трудиться над спасением души, чтобы его покаяние об­рело силу.

Учиться следует в Церкви. Я пишу это слово с большой буквы, ибо разумею Церковь не только как здание, где мы молитвенно общаемся с нашим Создателем, но как Храм Веры, объединяющий вне времени и пространства всех лю­дей, уповающих на милость Божию. Я разумею тот Храм, о котором Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). А сейчас я хочу вам сказать, что раз вы читаете эту кни­гу, осознание необходимости избавления от табачной и ал­когольной зависимости у вас есть, и это хорошо. Но это на­чало пути.

Когда вы принесете покаяние и, с Божией помощью, ис­пользуя данный метод и приложив свой труд, избавитесь от табакокурения и пристрастия к спиртному, очистите свое сознание — горницу своей души, это будет отлично. Вы до­бьетесь этого и тем пройдете половину пути.

И, наконец, когда вы укрепите свой христианский дух воцерковлением, соединением со Святой Апостольской Церковью через молитвы и принятие Святых Таинств, ког­да вы наполните свою жизнь христианским деланием — воз­врат к прежней жизни станет невозможным. И это будет прекрасно. Тогда вы пройдете предначертанный путь. А любовь Господа и Его благодать исцелят ваше тело, согре­ют вашу душу, озарят и наполнят ваш дух.

Нарушения в единении тела, души и духа, разобщение этих составляющих человеческой личности по христиан­ским понятиям как раз и ведет к появлению всевозможных греховных[3] зависимостей, в том числе от табака, алкоголя и прочих наркотиков.

И еще я хочу привести слова Ф. М. Достоевского: «Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердца людей». Гово­рю это для того, чтобы подчеркнуть: за алкоголизмом, та­бакокурением и другими греховными зависимостями сто­ит: их демоническая сущность, и полнота победы над ней невозможна без обращения к помоши Создателя.

Поэтому уже с первых дней занятий по этой книге об­ратите свой внутренний взор к Православной Церкви. Нач­ните с того, что придите в церковь и попросите благосло­вения священника на избавление от зависимостей, на ра­боту с этой книгой.

Благословение - не формальность, это ваш первый шаг в череде обращений за Божией помощью, ваш первый шаг в строительстве духовного дома — приюта души, вместили­ща совести. Этот дом, эту горницу вам надлежит строить и сохранять всю жизнь.

Но будьте внимательны. Вот о чем предупреждает св. апостол Матфей: «Когда нечистый дух выйдет из челове­ка, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не нахо­дит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убран­ным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злей­ших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43—45).

Мы не будем подробно останавливаться на тех или иных человеческих пороках, отождествляемых с «семью бесами»: неверием, осуждением, злословием, гордостью, сребролю­бием, злобой, раздражением, леностью, блудом... их число может перевалить не только за семь, но и за сотню.

Суть не в количестве или удельном весе человеческих пороков, суть в нежелании врага рода человеческого рас­статься со своей жертвой, ускользнувшей из его цепких объятий и не нашедшей еще дорогу к Господу.

Надо сказать, что подавляющее большинство людей, по­желавших избавиться от различных зависимостей по мето­ду Шичко, связывают свой долговременный успех с обра­щением к Церкви. И немудрено, перестройка сознания, очищение его от алкогольной, табачной или иной схожей запрограммированности, лежащие в основе метода, срод­ни очищению души человека от греховной скверны.

Создание новых установок, новых поведенческих про­грамм методом Шичко, отвергающим какое-либо насиль­ственное вмешательство в психику человека, созвучно с да­рованной нам Создателем свободой воли.

Все это делает метод высокоэффективным в социальном плане. Более того, снимая с глаз пелену алкогольного и та­бачного тумана, метод открывает перед человеком новые духовные горизонты. Необходимо лишь помнить, что сам по себе метод — не панацея. Это, скорее, инструмент в руках педагога. И хотя метод гарантированно устраняет влечение к табаку или ал­коголю, и здесь его эффективность исключительно вели­ка, он не устраняет глубинных причин возникновения за­висимостей.

Глубинные же причины любых греховных зависимос­тей — в потере связи с Богом. Помощь в восстановлении и укреплении этой связи — задача священника. Поэтому мож­но с уверенностью говорить, что успех в избавлении чело­века от алкогольно-табачной зависимости лежит в единстве религиозно-нравственного и педагогического подхода.

Вернувшись к трезвости, многие люди смогли вернуть­ся к потерянной, но любимой работе, многие обрели но­вый интерес и новую работу. Кто-то посвятил свою жизнь служению Церкви, кто-то создал новую семью, кому-то удалось восстановить прежнюю... К сожалению, мы не зна­ем обо всех, да это и невозможно. Но мы знаем другое. Мы знаем, как стремится к деятельности человеческое естество, освободившееся от алкогольного дурмана, и как не защи­щено оно в этот период духовной броней, которой, просто, неоткуда взяться.

Пространство же вокруг нас все более заполняется на­силием, развратом, пропагандой самых темных сторон жизни. Десятилетия государственного атеизма и два десят­ка лет религиозного вандализма, допустившего на россий­скую землю сотни всевозможных сект, безнаказанное функционирование в стране, считающей себя цивилизо­ванной, десятков тысяч магов и колдунов всех мастей и ок­расок поставили под вопрос не только духовную безопас­ность личности, но и само выживание народа.

Ведь все эти секты, все эти маги и колдуны существуют не сами по себе, а непрерывно вербуют себе новых членов, постоянно искушают и одурманивают значительное число наших сограждан.

Даже человек с достаточным опытом трезвой жизни, че­ловек с устоявшейся психикой, с твердыми православными убеждениями, и тот не может чувствовать себя спокой­но в обществе, которое захлестнула сатанинская вакхана­лия. Что же говорить о человеке, который только что окон­чил курс дезалкоголезмии, вырвался из алкогольного и та­бачного плена, но не только не имеет рядом пастыря, не только не стал членом Церкви, но и не предполагает необ­ходимости этого.

Для двух или трех сотен американских, корейских и иных сект, бесчинствующих в нашей стране, такой чело­век становится потенциальной добычей. Погребенные в истории ереси и культы вновь выплеснулись на улицы на­ших городов. Диакон Андрей Кураев пишет: «Сегодня, не выезжая за пределы Москвы, можно изучать все верования, когда бы то ни было бывшие на Земле. Желаете приоб­щиться к «эзотерическим знаниям» язычества? — Общества Рерихов к вашим услугам. Хотите увидеть живых богоми­лов, альбигойцев или хлыстов? — пожалуйте на собрания «Богородичного центра». Дворцы культуры приглашают на камлания шаманов. В университетских общежитиях созда­ются кришнаитские ашрамы» [5].

«Уверенность нынешнего россиянина в том, что любая дорога ведет к храму, что любая «духовность» — это благо, делает его беззащитным перед любым гуру, который подой­дет к нему с каким бы то ни было «писанием» в руке» [6].

Конечно, все сказанное не приводит к поголовному ох­вату россиян бесовщиной, но и не может не волновать как борцов за российскую трезвость, так и русских, повторяю — просто русских людей, для которых Православие всегда было и должно быть внутренним содержанием.

Поэтому в книге, которую вы прочтете, избавление от алкогольной и табачной зависимости не является самоце­лью. Освобожденное от алкогольно-табачного искушения место в нашем сердце должно быть прочно занято право­славными ценностями. И на дороге трезвления, которую, вам, читатель, предстоит пройти, я буду не только ориен­тировать вас в вопросах физиологии и психологии, но, по мере сил, буду вашим проводником к церковному порогу. Возможно, церковная терминология и обращение к бо­гословской тематике для человека, далекого от Церкви, на первых порах и представит некоторую трудность. Возмож­но, но только на первых порах, потому что по мере очист­ки сознания от алкогольно-табачного тумана и религиоз­ные, и медицинские, и педагогические аспекты рассматри­ваемых нами зависимостей и сопутствующая им термино­логия станут не только понятны, но и близки.

Дополнительная концентрация вашего внимания или, другими словами, ваше душевное трудолюбие, будет с лих­вой вознаграждено результатами: окончательным и беспо­воротным отказом от алкоголя и табака, сознательным на­строем на трезвую и продуктивную жизнь, благотворной радостью от обращения к Создателю и животворящим Его ответом.

Корни алкоголизма, ведущего к вырождению нашего Отечества, лежат в духовной сфере, но, хотя двери храмов сейчас широко распахнуты, не все спешат в духовную ле­чебницу — Церковь. Для того, чтобы с благоговением, а стало быть, и с пользой прийти туда, надо хотя бы элемен­тарно протрезветь. Для 20 миллионов российских алкого­ликов задача непростая.

Метод Г. А. Шичко, исправляющий искаженность алко­гольного сознания, — безотказный педагогический инстру­мент. Наполнение же этого метода православной духовно­стью создает мостик к православной вере. Дальнейшее обо­гащение человека православными ценностями позволит ему связать воедино грех и алкогольную зависимость, что приведет его к покаянию. А путь покаяния — прямая до­рога к Храму. В Храме человек и обретет защиту от всевоз­можных искушений.

И если моя книга поможет людям в стремлении пройти по этой дороге, я буду счастлив.

Господи, благослови! За последние десятилетия метод Г. А. Шичко стал ши­роко известен как в нашем Отечестве, так и за его пределами. На юбилейную конференцию собрались делегаты со всей страны, от Камчатки до Калининграда.

Вглядитесь в лица на фотографиях (фотографии я не сканировал). Трудно заподозрить этих людей в пристрастии к алкоголю. А ведь именно так и обстояло дело с большинством из них 10—15—20—25 лет тому назад. Работа над собой по методу Г. А. Шичко преобрази­ла людей не только внешне, но и внутренне, позволила достигнуть им успеха в общественной и личной жизни.


Наши рекомендации