Задачи – это частное выражение цели, своеобразный этап в достижении общей цели.

Поэтому, в исследовании обычно определяется – одна общая цель, которая «раскладывается» на несколько задач. Задачи (или система задач), их последовательность определяют логику конкретных исследовательских действий.

При формулировке задач предложение начинается с глагола, с определения исследовательских действий, что планируется сделать на конкретном этапе исследовательской работы: теоретическом и эмпирическом (опытно-экспериментальном).

Например:

1-ая задача, в соответствии с которой исследователь изучает различные научные источники, систематизирует теоретический материал, т.е. конкретные научные данные, характеристики, выявляет особенности, определяет специфику проблемы, дает характеристику той сложной трудной жизненной ситуации, в которой оказался человек.

В соответствии со 2-ой задачей – исследователь выявляет сущность, особенности, причины возникновения данной проблемы в жизненной ситуации человека (группы людей) конкретного возраста (социального статуса, конкретной жизненной ситуации). Также 2-я задача может ориентировать исследователя на сбор, анализ, обобщение практического опыта, который есть в социальной работе в России и за рубежом.

В соответствии с 3-ей задачей исследователь обычно проводит диагностику или специальное социологическое исследование, чтобы иметь конкретную информацию о воспитанности, образованности, особенностях развития личности человека, его ближайшем окружении, качестве окружающей социокультурной среды и качестве жизни. Другими словами, прежде чем исследователь начнет разрабатывать и апробировать новые средства социальной работы с человеком - представителем целевой группы, он должен знать социальные условия жизни человека, иметь информацию о специфике его психологических особенностях и возможностях, а также уточнить уровень его образованности и воспитанности. Только в этом случае, авторская программа будет иметь успех.

4-я задача – это систематизация, обработка необходимых данных, средств, методов, методик, технологий оказания социальной, психологической или педагогической помощи конкретному человеку в конкретной жизненной ситуации в решении его проблемы; разработка и реализация системы средств, авторской программы или технологии социальной работы.

Можно предусмотреть и поставить в качестве одной из задач исследования - обобщение, анализ, систематизацию полученных данных и разработку конкретных рекомендаций специалистам – практикам.

Гипотеза исследования

· Гипотеза - это предположения, которые надо доказать;

· Гипотеза - это метод развития научного знания;

· Гипотеза - это структурный элемент теории;

· Гипотеза – это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления.

В гипотезе необходимо показать «новообразования» в старом известном научном знании и практическом опыте решения изучаемой проблемы.

Гипотеза – это система различных высказываний, где каждый последующий элемент вытекает из предыдущего и доказывает, что только при сочетании данных условий может быть достигнут положительный результат в решении данной проблемы.

Формулировка гипотезы включает предложение, раскрывающее основной смысл темы исследования, затем высказывается утверждение, что при соблюдении определенных условий, факторов, обстоятельств, а, главное, при использовании конкретной системы средств можно достичь положительного результата в решении данной проблемы.

Например: проблема наркозависимости младших подростков будет успешно решена, если …

- будут созданы следующие условия …;

Например: При использовании следующей системы условий можно достичь положительного результата в решении проблемы подростковой преступности среди девушек, если:

- будут использоваться …;

Выводы:Научный аппарат помогает исследователю определить структуру работы, дать название главам и параграфам и в соответствии с названием определить основное содержание каждой части исследовательской работы.

Наши рекомендации