Особенности разработки программ магистратуры

Программы магистратуры - это образовательный продукт, ориентированный на молодых специалистов и менеджеров среднего звена, характеризующихся высоким уровнем профессиональной мобильности. Разрабатывая и реализуя новые программы магистратуры, вуз имеет возможность гибко реагировать на изменение запросов работодателей к профессиональным компетенциям сотрудников [45].

Магистерская программа предоставляет возможности для «безболезненной апробации» в разработке уникальных узкоспециализированных программ, позволяющих объединить возможности университета с требованиями работодателей. Результатом данной апробации является появление новых возможностей, предоставляемых выпускникам магистратуры: получение «второго» диплома, обучение в другом вузе, образовательные программы в сетевой форме, выполнение исследований «на стыке» наук, внедрение результатов НИР в производственный процесс конкретного предприятия или отрасли. В результате реализации магистерской программы четко прослеживается связь четырех «частей» образовательного процесса: «заказчика» - работодатель и «исполнителей» - вуз, преподаватель, обучающийся (рисунок 4).

особенности разработки программ магистратуры - student2.ru Рисунок 4 – Возможности образовательных программ магистратуры

Образовательная программа, реализуемая в сетевой форме это образовательная программа, создаваемая и реализуемая с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующим образовательным стандартом.

Подходы к реализации образовательных программ в сетевой форме:

- сетевая образовательная программа как часть большого сетевого проекта: интеграция кадров, интеграция образовательного процесса и исследований, интеграция практики и стажировок;

- сетевая образовательная программа как следствие создания сетевой инфраструктуры (ресурсного центра или базовой кафедры);

- сетевая образовательная программа как отдельный сетевой проект – интеграция на уровне потребителей программы;

- совместные международные программы, включая программы «двойных дипломов»;

- стажировки и практика студентов и преподавателей в организациях-партнерах, приглашение профессорско-преподавательского состава.

Программа «двойного диплома», на наш взгляд, является одним из видов сетевой образовательной программы. Программа «двойного диплома» имеет ярко выраженную личностную и студентоцентрическую направленность. При этом, она необходима вузу, поскольку является инструментом тактического и стратегического позиционирования учебного заведения; возможностью усиления и расширения международной академической мобильности; способом дальнейшего расширения имиджа вуза и широким его участием в Европейском образовательном и научном пространстве; механизмом для повышения конкурентоспособности и авторитета вуза; а также повышению конкурентоспособности выпускников вуза.

Работа вуза по совместным дуальным образовательным программам требует методического сопровождения нового типа, главным среди которого становится «syllabus» (УМК), представляющий собой развёрнутый план-конспект индивидуальной образовательной траектории обучаемого, согласованный по времени и месту с другими образовательными процессами, протекающими в вузе.

Технология реализации программы «двойных дипломов» такова: каждое учреждение (образовательное или научное) разрабатывает курсы и модули, составляющие совместную программу, в которых оно наиболее компетентно и технически «продвинуто», в результате чего те же ресурсы дают более высокий результат и последовательность институциональной поддержки на всех уровнях.

В рамках научно-исследовательской работы программа магистратуры дает реальную возможность обучающимся развивать организационно-управленческую и научно-исследовательскую деятельность. При этом, научно-исследовательская деятельность включает в себя:

- формирование способности создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями, использовать знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий;

- овладение методологией и методикой научного познания, в том числе в конкретной отрасли знания;

- развитие умений организовать свой научный труд, генерировать новые идеи, находить подходы к их реализации;

- овладение навыками применения общенаучных и специальных методов исследований;

- формирование умений представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;

- формирование способности самосовершенствования, расширения границ своих научных и профессионально-практических познаний, использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня;

- развитие способности к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях;

- овладение методами и методиками для аналитической и оценочной работы в научных исследованиях.

Организация научно-исследовательской работы (далее НИР) студентов требует постоянных усилий от руководства образовательной программы, предполагает развитие, стимулирование и поддержку научной деятельности обучающихся. В этих целях должно осуществляться: информирование студентов по тематике и направлениям научно-исследовательской деятельности вуза; координация деятельности студенческого научного общества, студенческих научных кружков; организация и проведение внутривузовских олимпиад и конкурсов научно-исследовательских работ студентов, студенческих научных конференций и семинаров; создание условий для публикаций результатов научных исследований студентов; отбор и представление обучающихся для участия в конкурсах и грантах, проводимых Министерством образования и науки РФ и различными фондами [46].

Научно-исследовательская работа осуществляется в течение всего срока обучения в следующих формах:

- выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным планом;

- участие в межкафедральных семинарах, теоретических семинарах (по тематике исследования), а также в научной работе кафедры;

- выступление на конференциях молодых ученых, проводимых на факультете, в других вузах, а также участие в других научных конференциях;

- подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;

- подготовка и защита курсовой работы по направлению проводимых научных исследований (если такая форма научной работы предусмотрена в индивидуальном плане магистранта);

- участие в реальном научно-исследовательском проекте, выполняемом на кафедре в рамах бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских программ (или в рамках полученного гранта), или в организации - партнере по реализации подготовки магистранта;

- обязательная публикация и (или участие в конференциях);

- подготовка и защита магистерской диссертации.

Результатом научно-исследовательской деятельности магистрантов является выполнение научно-исследовательской работы (магистерской диссертации). В зависимости от целей и планируемых результатов научно-исследовательские работы можно разделить на следующие виды:

- Фундаментальные НИР. Основная цель этого вида работ состоит в расширении теоретических знаний по базовым дисциплинам направления программы (профиля). Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научных основах, методах и принципах исследований.

- Поисковые НИР. Увеличение объема знаний для более глубокого понимания предмета исследования, а также разработка прогнозов развития науки/ техники/ технологии/ производства; открытие путей применения новых явлений и закономерностей, технологий, методов и т.п.

- Прикладные НИР. Разрешение конкретных научных проблем для создания «нового продукта» деятельности, разработки проектов, рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик.

Выполнение научно-исследовательской работы, как и любой другой вид деятельности, представляет собой определенную систему действий, состоящих из трех основных ключевых этапов, на каждом из которых решается определенная исследовательская задача.

Первый этап - разработка и выбор направлений исследования, включает в себя:

- постановка задач НИР;

- научное прогнозирование;

- анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований и составление аналитического обзора;

- формулирование возможных направлений решения задач и их сравнительная оценка;

- выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач;

- разработка общей методики проведения исследований;

- составление промежуточного отчета.

Второй этап - теоретические и экспериментальные исследования, включающий:

- разработку методики экспериментальных исследований;

- подготовку моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования (если предполагает образовательная программа);

- проведение экспериментов, обработка полученных данных;

- сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями;

- проведение при необходимости дополнительных экспериментов;

- составление промежуточного отчета.

Третий этап - обобщение и оценка результатов исследований:

- обобщение результатов предыдущих этапов работ;

- оценка полноты решения задач;

- составление итогового отчета;

- предоставление отчета о НИР руководителю или комиссии.

Научно-исследовательская работа в вузе - это, с одной стороны, организация самостоятельной, творческой работы студентов, с другой – это трудоемкая и целенаправленная работа преподавателя, который путем постоянного контроля и поддержки должен помочь представить и реализовать научные разработки студента.

В ходе реализации программ магистратуры в корне изменятся значение деятельности преподавателя: традиционное изложение материала заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном (контактном), так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предложить, либо владеет способами деятельности, которые указывают путь к решению проблемы – это и есть главная цель преподавателя в образовательном процессе подготовки магистров.

Таким образом, при проектировании образовательных программ магистратуры необходимо особое внимание уделить использованию и внедрению новейших технологий, позволяющих эффективно реализовывать совместную научно-исследовательскую деятельность преподавателя и студента.

Наши рекомендации