Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель н е умеет использовать индивидуальные особенности школьников в педагогическом процессе наиболее эффективно.

Некоторые дети испытывают трудности при работе вместе со всем классом и требуют особого подхода. Поведение таких детей типично: ерзанье на стуле, рассеянное внимание, затруднение при

Глава VII. Психологические основы обучения

ответе на вопрос. Учитель делает замечание и не подозревает, что все это происходит не от отсутствия у школьника желания учить­ся. При этом ребёнок становится неуверенным в себе, он уже не верит в то, что сможет выучить материал, хорошо написать конт­рольную работу, а если ребенок что-то не понимает, то он в итоге теряет интерес к данному предмету. По этому задача учителя дать каждому ребенку возможность успешно проявить себя на уроке. У детей должна быть прежде всего вера в себя, они должны идти на урок с чувством уверенности в успехе при выполнении любой работы. Только тогда учитель сможет при работе с классом наде­яться на полное взаимопонимание и максимальную отдачу.

Каждый ученик имеет предпочтение в способах получения учебной информации и работы с ней: либо визуальное восприя­тие материала, либо аудиальное или тактильно-двигательное (ки­нестетическое) (Р.Бэндлер, Д.Гриндер). Такая система восприя­тия и понимания информации в психологии называется репре­зентативной системой.

Наблюдаемые индикаторы типа восприятия и понимания информации

Параметры Репрезентативная система
Визуальная Аудиальная Кинестетическая
Дыхание Часто, высокое на уровне ключиц Легкое, ровное в диафрагме Глубокое, низкое животом
Цвет кожи Бледный Промежуточный между В и К Розовый
Тональность голоса Высокий тон, на­пряжение в голосе Широкий диапазон Низкий, грудной голос
Темп речи и ритм голоса Быстрый, торопливый, отчетливые гласные Ровный, ритмичный, речь хорошо артикулирована Медленная речь с паузами
Напряжение тела В шее, плечах, животе Ровное, малозаметное Расслабленные мускулы и движения
Положение тела и жесты Резкие движения, жесты выше средней линии Плавные движения, жесты на средней линии Расслабленные движения, жесты ниже средней линии
Движение глаз . Вверх (К ^71)расфокусированы при фантазии На среднем уровне (^••7)вниз-вправо (iJ) - внутренний диалог Вниз^Ф)

Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности 313

Поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания

Информации

Наши рекомендации