Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей
Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель н е умеет использовать индивидуальные особенности школьников в педагогическом процессе наиболее эффективно.
Некоторые дети испытывают трудности при работе вместе со всем классом и требуют особого подхода. Поведение таких детей типично: ерзанье на стуле, рассеянное внимание, затруднение при
Глава VII. Психологические основы обучения
ответе на вопрос. Учитель делает замечание и не подозревает, что все это происходит не от отсутствия у школьника желания учиться. При этом ребёнок становится неуверенным в себе, он уже не верит в то, что сможет выучить материал, хорошо написать контрольную работу, а если ребенок что-то не понимает, то он в итоге теряет интерес к данному предмету. По этому задача учителя дать каждому ребенку возможность успешно проявить себя на уроке. У детей должна быть прежде всего вера в себя, они должны идти на урок с чувством уверенности в успехе при выполнении любой работы. Только тогда учитель сможет при работе с классом надеяться на полное взаимопонимание и максимальную отдачу.
Каждый ученик имеет предпочтение в способах получения учебной информации и работы с ней: либо визуальное восприятие материала, либо аудиальное или тактильно-двигательное (кинестетическое) (Р.Бэндлер, Д.Гриндер). Такая система восприятия и понимания информации в психологии называется репрезентативной системой.
Наблюдаемые индикаторы типа восприятия и понимания информации
Параметры | Репрезентативная система | ||
Визуальная | Аудиальная | Кинестетическая | |
Дыхание | Часто, высокое на уровне ключиц | Легкое, ровное в диафрагме | Глубокое, низкое животом |
Цвет кожи | Бледный | Промежуточный между В и К | Розовый |
Тональность голоса | Высокий тон, напряжение в голосе | Широкий диапазон | Низкий, грудной голос |
Темп речи и ритм голоса | Быстрый, торопливый, отчетливые гласные | Ровный, ритмичный, речь хорошо артикулирована | Медленная речь с паузами |
Напряжение тела | В шее, плечах, животе | Ровное, малозаметное | Расслабленные мускулы и движения |
Положение тела и жесты | Резкие движения, жесты выше средней линии | Плавные движения, жесты на средней линии | Расслабленные движения, жесты ниже средней линии |
Движение глаз . | Вверх (К ^71)расфокусированы при фантазии | На среднем уровне (^••7)вниз-вправо (iJ) - внутренний диалог | Вниз^Ф) |
Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности 313
Поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания
Информации