Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования
Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», устанавливает общие требования к техническому и профессиональному образованию.
Настоящий Стандарт применяется организациями образования, реализующими образовательные программы технического и профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, и разработчиками образовательных программ.
2. В настоящем Стандарте применяются следующие термины и определения:
1) базовая компетенция - способность управлять собой и собственной деятельностью, склонность к самомотивации и самоорганизации;
2) квалификация - уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной профессии и специальности;
3) компетенция - способность специалиста действовать и решать определенную совокупность профессиональных задач на основе единства знаний, умений, навыков, профессионального опыта;
4) модель учебного плана - форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания технического и профессионального образования;
5) модуль - независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения;
6) модульное обучение - система обучения, предполагающая структурирование изучение материалов, в виде отдельных взаимосвязанных блоков, направленных на формирование конкретных профессиональных компетенций;
7) нормативный срок обучения - срок освоения профессиональной учебной программы по конкретной форме обучения (очное, вечернее, заочное);
8) перечень профессий и специальностей - систематизированный реестр профессий и специальностей, определяющий наиболее общие параметры обучения (профиль специальности, уровень профеcсиональной квалификации, сроки обучения в зависимости от базового образования);
9) образовательная программа – документ, определяющий содержание образования определенной ступени системы образования через перечень дисциплин, видов учебной работы и включает цели, объемы учебного времени на их изучение;
10) профессиональная компетенция – способность специалиста решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность;
11) профессиональная практика – неотъемлемая часть учебного процесса профессионального образования и эффективной формы профессиональной подготовки работников квалифицированного технического и обслуживающего труда к трудовой деятельности;
12) рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования на основе типового учебного плана, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин, последовательность, интенсивность и основные формы организации обучения, контроля знаний и умений обучающихся и оценки уровня профессиональной подготовленности, утверждаемый руководителем организации образования;
13) рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования для конкретной дисциплины рабочего учебного плана на основе типовой учебной программы, утверждаемый руководителем организациии образования;
14) типовой учебный план – документ, разработанный на основе модели учебного плана, устанавливающий перечень и объем учебных дисциплин применительно к профессии и специальности, срокам обучения в организациях технического и профессионального образования;
15) типовая учебная программа – документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению по конкретной дисциплине типового учебного плана;
16) цикл – совокупность учебных дисциплин одной образовательной направленности.
3. Подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием осуществляется в соответствии с настоящим стандартом, а также с:
1) учебно-программной документацией – моделью учебного плана, типовыми и рабочими учебными планами и программами, индивидуальными планами обучения;
2) образовательными программами;
3) нормативными документами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования Республики Казахстан.