О значении рукоделия для девочек
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи программы.
3. Организация учебного процесса.
4. Принципы работы.
5. Структура учебного материала.
6. Методическое обеспечение программы.
7. Межпредметные связи.
8. Контроль качества и результативности учебного процесса.
9. Список литературы.
Пояснительная записка
Народные традиции являются важным фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию
духовно-нравственного опыта каждого члена общества. Наиболее естественно это происходит в детском возрасте, и чем
раньше, тем органичнее и глубже. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.
Прикладное народное творчество в д\с введено для того, чтобы русская культура была не музейной реликвией, а имела связь с современными детьми, чтобы они получали живые знания о земле, своих предках, учились творить пространство вокруг себя своими руками, это позволяет детям поддерживать генетическую связь со своим народом. Также народная культура побуждает к трудовому и нравственному воспитанию. Занятия построены на народных традициях семейного воспитания. Занятия по народной культуре содержат огромный потенциал знаний о предках, о земле т.е. родовую информацию и в век техногенного засилья сможет раскрыться в детях и помочь им вырасти и стать полноценными здоровыми, мыслящими членами общества, гармонично выстраивать общение с людьми, найти в себе духовные и физические силы для развития материнства и отцовства.
Программа включает в себя темы: русский быт, традиции русского народа, приметы времен года, праздники по народному календарю, устное народное творчество, народные игры, хороводы, рукоделие с использование натуральных материалов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель курса– Развивать прикладное творчество дошкольников при работе с натуральными материалами через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Пробуждать женские черты в девочках, мужские - мальчиках через погружение в народные традиции и обряды, включая как вспомогательные средства устное и песенное народное творчество, народные игры.
Задачи:
· -Изучать народные традиции, особенно связанные с историей русской тряпичной куклы. Научить работать с тканью, нитками, природным материалом (воск, береста, дерево и т.п.) для создания выразительных образов;
· -Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов;
· На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народному прикладному творчеству;
· - Формировать представление о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека;
· -Формировать культуру труда и эстетическое восприятие мира.Ребенок не только играет в такие куклы с удовольствием, но и стремится повторить, сделать их самостоятельно;
· - Знакомить с обрядами, жить в ритме годового природного цикла Земли;
· - Учить детей образно мыслить;
· - Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд;
· - Укреплять взаимоотношения в семье с мамами, папами, бабушками и дедушками;
· - Уменьшать негативное влияние телевизоров и компьютеров на детей;
· - Воспитывать наблюдательность, усидчивость;
· - Формировать понятие о красоте вещей, созданных своими руками, передавать знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе;
· помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа;
· развивать внимание, память, мышление, воображение, речь; развивать нравственные качества личности.
Организация учебного процесса
Обучение детей по данной программе в д\с охватывает 2 годичный период:
1 год старшая группа (дети в возрасте 5-6 лет)
2 год подготовительная группа (дети в возрасте 6-7 лет)
Занятия проходят 2 раза в месяц. Продолжительность занятий 30-35 минут. Длительность занятий зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в течение занятия.
Принципы работы
§ Принцип подражания, воспитывающего и развивающего обучения ;
§ Работа с натуральным материалом;
§ Принцип «от простого к сложному»;
§ Систематичность;
§ Посильность;
в процессе обучения используются:
1. Технологии:
- игрового обучения;
- группового дифференцированного обучения;
- коллективных творческих дел.
2. Различные формы занятий:
- урок-беседа, урок-игра, , урок-вариация, импровизация (игра, песня, являются основными элементами в организации творческой деятельности воспитанников).
3. Творческие мероприятия:
- праздники,
- творческие мастерские,
- выставки.
работа с литературными произведениями:
Год обучения | СОДЕРЖАНИЕ |
Знакомство с произведениями устного народного творчества (сказки, потешки, поговорки, скороговорки, пословицы, песни). работа с произведениями фольклора, а также знакомство с былинами, сказами, легендами. | |
Добавляются предания и мифы Поволжья, произведения русских классиков. |
Структура учебного материала
Программа по народной культуре базируется на изготовлении русских традиционных игрушек. На Руси во все времена у детей любых сословий всегда было большое многообразие игрушек, среди которых особое место занимали куклы. Куклу называли – царь игрушка. Взрослые поддерживали игру в куклы, чтобы дети готовились к взрослой жизни, проигрывая с их помощью житейские ситуации, примеряя различные социальные роли. дети создают с помощью народных игрушек сказки и истории и тут же рассказывают их своим сверстникам и взрослым. Игрушки помогают передать ребёнку суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушка – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Народная кукла является предметом народной игры, методом воспитания и развития ребенка, объектом творчества, реликтом аутентичной культуры, художественным произведением. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную. Программа ориентирована на телесное, душевное и духовное развитие детей дошкольного возраста (5-7 лет) . Процесс изготовления кукол детьми и для детей, несет важную роль приучения к труду, и символично передает традиции от старшего поколения к младшему.
Народная кукла - важнейшая составляющая культуры, отражающая национальные традиции и географические особенности, историю народа. Занятия строятся с опорой на русскую традицию. Как учились наши предки? Через игры в игрушки и трудовое воспитание, где немаловажную роль играет подражание. Игрушка не только вводит ребенка в контекст народной культуры, но и формирует необходимые черты в девочке – матери, воспитательницы и хранительницы домашнего очага, мастерицы и рукодельницы.
Делая кукол, можно применять самые разные знания и умения. Можно сшить куклу и одежду для неё, сплести для неё пояс и украшения, используя бисер, камни-самоцветы, пряжу, природные материалы. Можно вышить её наряд. Сама возможность творить куклу из лоскутков, небольшой горки тряпочек, тесьмы или ниток, отражает способность и желание каждого человека творить. Взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа. Дети из подражания делают это же . Воспитатели, родители, педагоги могут поощрять положительные трудовые качества девочек, тем самым указывая путь к развитию личности.
Особенно подчеркиваем в занятиях то, что детям нужны душевные отношения с людьми, которые его окружают, чтобы они дарили ему любовь, уверенность в своих силах, давали время для индивидуального развития. Детям для подражания нужен компетентный взрослый, который направляет их работу без критики и оценок, тогда у ребенка появляется вера в свои силы. Система «общество - игрушка – ребенок», функционирует и сегодня, а игрушка является своеобразным связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь. Особенно для девочек можно отметить, что самодельные куклы сопровождают их жизненный путь от самого рождения и во всех жизненных ситуациях.
О ЗНАЧЕНИИ РУКОДЕЛИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК
На Руси всегда особенно поощрялась игра девочек в куклы, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим отдавать, посылать людям энергию добра и любви, игрушки дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу. Не зря в народе говорили: «кто в куклы не играл – счастья не видал», и что «ребенку до 4 лет надо давать мягкие теплые игрушки, чтобы душа не охладела».
Кукла для детей - игрушка, которая радует, но вместе с тем многому учит, постепенно вводит во взрослую трудовую жизнь. Кукла знакомит детей с историей края, народной одеждой, женскими рукоделиями; она может много рассказать и о своей хозяйке: ее умении шить, вязать, ткать, плести, вышивать. Занятия и игры с куклой формируют в девочке будущую мать, хранительницу очага, мастерицу.
В целом на занятии идет интеллектуальное и душевное развитие через конкретное дело с явным получением результата, позволяющее при этом сохранять радостное, счастливое, познавательное детство.
Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению, а значит развитию коммуникативных навыков.
Если брать только прикладное творчество, то смысл рукоделия остается сокрытым, поэтому во всех занятиях раскрываем глубинный смысл кукол , а также тех элементов, которые подключаем кроме изготовления кукол (Писанка, Ткачество, работа с шерстью и пр.) Кроме того, во время рукоделия у детей происходит постоянное движение рук, а это благоприятно влияет на правое полушарие (оно отвечает за эмоции, воображение и интуицию). Занимаясь рукоделием, дети по-другому начинают видеть мир. Со временем появляется способность видеть в окружающих его предметах возможности улучшения, создания чего-то нового, ощущать гармонию мира и его красоту, появляется уверенность в себе.
Все методические разработки прошли апробацию в педагогической практики авторов .
Пособия для занятий
- реквизит для подвижных игр, сказок,
- материал и инструменты для рукоделия,
- простые народные музыкальные инструменты .
Межпредметные связи
Познавая русскую культуру в д\с, важно предусматривать связь с другими предметами. В нашем случае это имеет связь с уроками по развитию речи, логопедическими занятиями, музыкальными, занятиями по физ. активности, уроками труда.
Контроль качества и результативности учебного процесса
По готовым работам детей и анализируем, как они развиваются, какие стороны в их личностном развитии надо дополнить или усилить. Все это отмечает ведущий занятия.
Список литературы
1. Гуси-лебеди: фольклор для детей от колыбельных до былин.- Правда : М, 1990
2. Дайн Г.Л. детский народный календарь.- Хотьково: Сергиев посад, 2010
3. Дайн Г.Л. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики; книга 4
4. Качаева Сокровища русского орнамента
5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.- Айрис дидактика: М, 2004
6. Игры, сказки, забавы для дошкольников: методическое пособие/Е.И.Якубоская, Н.В. Еремина, Л.Н.Иванищенко; под общ.ред Е.И.Якубовской- СПб: СПбАППО, 2008 -276 с.
7. .Бойчук И., Попушина Т.Н. Ознакомление детей млад. и среднего дошк. возраста с русским нар. творчеством.-2 изд, испр. СПб; изд-во ДЕТСТВО ПРЕСС, 2013
8. Пропп В. Русские аграрные праздники(опыт историко-этнографического исследования), М.:Лабиринт.-2000
9. Народный праздничный календарь в песнях, играх, обрядах ч.2 лето-осень\сост Науменко, 1999
10. Кузьмина И. Козулька-забавушка – прянику бабушка.- Великий Новгород, 2014
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения
№ пп | НАЗВАНИЕ | ЦЕЛИ | ЗАДАЧИ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ | РЕЗУЛЬТАТ | Содержание деятельности | ПОДГОТОВКА Материала |
1 занятие сент | Знакомство с тканью как основой рукоделия. Бабочка из ткани | Развитие образного мышления | - развитие фантазии - работа с натур. материалом; -знакомство с техникой складывания из ткани фигуря; - знакомиться с народ. приметами времени года. | познакомились с технологией изготовления зверей из ткани путем скручивания | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развлечение для детей | Ткани для театра |
2 занятие сент | Рябиновые бусы Загадки на развитие обоняния | Соединение с природой, естеств. ритмом земли, познание мира через реальные вещи Получить новые знания об одном из самых красивых деревьев России – рябине. | - Эстетическаяя; - развивать обоняние - знакомить с рус. нар. украшениями - научиться работать иглой с тупым концом, продевать на нитку ягоды | Комплексное изучение предметов в теме «урожай» Совместная творческая продуктивная деятельность | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развлечение для детей Отгадывание загадок на развитие осязания, обоняния, интеллекта. | Сбор рябины |
1 окт | «Пеленашки». лейтмотив занятия: Кто без призора в колыбели, тот весь век ни при деле | Углубление женской сути в девочках, отцовства в мальчиках | - Развитие темы помощи мдадшим; - беседа о колыбельных песнях, напевание колыбельных; - Развитие собственного песенного опыта; - привлечь в жизнь детей игру в дочки - матери | пробовать запеленать куклу | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и хороводные игры | Ткани, нитки большие 2 куклы и пеленки |
2 окт | Сказочная книга осени | Развитие образного мышления, работа с природным материалом | -развитие познавательного интереса у детей; - понятие хрупкости; - развитие фантазии; - обсуждение др. работ, умение радоваться успехам др. людей. | Развитие образного мышления, уметь оценивать работу товарищей, хвалить других ребят | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и народные игры | Сбор листьев, Клей, |
1 занятие ноябрь | Мастерская пряхи Работа с шерстью, знакомство с веретеном Сказка « бог дохнул на овечку теплом» | Знакомство с шерстью, веретеном, флейтой | развитие мелкой моторики: завязывание узлов, скатка валиком; - умение слушать; -концентрация внимания при изготовлении овечки; - учиться играть в самодельную игрушку. | Познакомились с веретеном и шерстью | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие , умение слушать и воспринимать образы | Белая шерсть, цветные клубки шерстяных ниток, флейта |
2 занятие ноября | Куклы Кувадки загадки о человеке, его образе жизни | Продолжать знакомить ребят через народную игрушку с образом человека | -становление внутренних сил; -Учимся отгадывать , придумывать загадки -образ куклы- образ человека; - учить играть с тряпичной куклой . | Увидеть образ человека на Земле, цели его существования | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие, отгадывание загадок, разучивание скороговорок | Ткани, нитки, ножницы |
1 занятие дек | Картина из шерсти «Домик гнома» Тема трудолюбия даже у маленьких существ Игры в тему | Научиться выкладывать картины из шерсти, создавать совместную работу | - работа с натур. теплым материалом; - погружение в цвет; - продолжаем изучать элементы народных хороводов; - развивать умение слушать; - игры на развитие внимания. - знакомиться с народ. приметами времени года. | Приучать к труду, совместной деятельности | Творческое рукоделие | Шерсти, рамка для картины |
2 занятие дек | Свеча «Желание» из вощины | Тема добра и труда, польза от труда даже маленькой пчелки тема позитивного настроя на своих близких. | - гармония в человеке от работы с натур. материалом; - рассказать новое о воске, пчелах, свойствах меда, пыльцы; - Развитие мелкой моторики; -учимся вырез ножницами снежинки; -Изготовление свечки из вощины; - создание празднич. настроения; - развитие речи. | Сделали подарок близким своими руками | Праздничная деятельность, зимние народные игры | Вощина, калька, красная ленточка, карандаши, бумага для записи, греть вощину, канцелярский нож металлофон |
1 занятие янв | Лепка из воска «Восковая сказка» Использование присказок в речи Зимняя муз сказка | Героями сказок становиться то, что слепили дети – воспитание высокой самооценки. добрых душевных качеств | Углубляем знания о пчелах, воске | Лепили из воска, узнавали о его свойствах, познакомились с присказками русского народа | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и народные зимние игры, хороводы | шумовые инструменты , воск разогреть, салфетки |
2 занятие янв | Кукла отдарок на подарок Зимние игры | Тема благодарности близким | -Использование народн. муз. инструментов помогает развивать детей в гармонии с миром; - учиться завязывать узлы - познакомиться с технологией изготовления куклы | Узнали о технологии изготовления простой народной куклы путем завязывания узлов | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и кукольная сказка | Кукольная сказка, ткани, нитки, ножницы |
1 занятие февр | Кормушки Сценка мы кормушку смастерили.. игры к масленице | Знакомство и следование действиям пооперационного контроля в технологии изготовления кормушки из дерев. элементов | - воспитывать интерес к народным промыслам; -развивать общую моторику ; -умение вырабатывать взаимодействие с ребятами в группе; -знакомство с разными способами изготовления кормушек; -навыки самоконтроля и дисциплины; - учится шкурить. | Совместная творческая продуктивная деятельность узнали о технологии изготовления кормушки из дерев .элементов | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие , совместная групповая работа | Наждачка, дерев. заготовки, клей, нить суровая, корм для птиц |
2 занятие февр. | подарок для пап (мужчин) аппликация из ткани различной фактуры и природных материалов и (бересты) | Понимание муж сути, его стремление двиг вперед, искать и побеждать | - работать с различными материалами при создании аппликации; - познакомиться со свойствами бересты; Искать гармонию в цветовом решении аппликации. | Праздничное настроение в группе | Создание аппликация из различных материалов | Ткани, нитки, клей, ножницы, береста |
1 занятие марта | «Жаворонки» выпечка обрядовой еды. Игры, весенний хоровод «Идет матушка весна» | Ведения детей в ритме природы -начало весны, приобщать детей к миру культуры через знакомство с праздничными традициями русского народа, обрядовая выпечка жаворонков | - самореализация в результате практической деятельности - приобщать к рус. культуре на основе активного использования рус. нар. сказок; - учиться играть в народные игры с правилами; | Работали с тестом | Кулинарная деятельность | Продукты, фартуки |
2 занятие марта | Птичка из ткани Сказка «Как весна зиму поборола» | Научиться мастерить птичек из ткани, играть с ними | - -продолжать знакомство с праздничными традициями русского народа; - выбор цвета как эстетическое направление в развитии детей. | Научились мастерить птичек из ткани, играть с ними | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры для детей. | скакалка, обруч, ткани, нитки |
1 занятие апр. | Оберег божье око Пасхальные игры | Объяснить цель создание и смысл обережных вещей | -развитие мелкой моторики: завязывание узлов; - умение слушать; -концентрация внимания при изготовлении оберега. | Создать оберег своими руками | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и праздничные пасхальные игры для детей. | Заготовки из березовых веточек, нити шерстяные, ножницы |
2 занятие апр. | Береста: вертушки, рыбки, лошадки | Работать с берестой. Узнать ее происхождение, свойства | - прививать любовь к творчеству Показ и рассказывание об изделиях из бересты; | Работали с берестой, узнали о ее свойствах | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие | Подготовка кукольной сказки |
1 занятие мая | Лыковое солнышко «Сказка про лентяя» Ушинского | Работа с лыком, познакомиться со свойствами лыка, его использовании у русского народа | - развитие мелкой моторики; - плетение косички из 3 прядей; - завязывание узлов и бантов; - знакомиться с народ. приметами времени года; | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры для детей. | Игра рыбалка, лыко , ленты атласные, ножницы, палочки | |
2 занятие мая | Куклы из ниток сказка «мужики и дождь» | Прядем нить судьбы, образ нити в русских сказках, проигрывание сказочных ролей детьми через игровую ситуапцию | работа с шерстяными нитками ; - развитие усидчивости, осознанной трудовой деятельности; -навыки самоконроля и дисциплины; -знакомить детей с пословицами и поговорками о труде ; - обеспечивать положительный эмоционально-психологический настрой ; - научиться отмерять нитки используя свои ладошки. | Познакомились с технологией изготовления нитяной куклы | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры | Нитки, ножницы |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ д\с 2 год обучения
НАЗВАНИЕ | ЦЕЛИ | ЗАДАЧИ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ | РЕЗУЛЬТАТ | Содержание деятельности | Материал ПОДГОТОВКА | |
1 занятие сент | «Дары осени» ежик из фетра и пуговиц | Раскрывать тему урожая в поделках из фетра с ручным пришиванием пуговиц | -эстетическая -подбирать цвета; -Научиться пришивать пуговицы; - работа с заготовками; -знакомство со свойствами материала – фетр; - Отгадывание загадок. | пришивали пуговицы | Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, социализация, введение в нар фольклор, музыка | Фетр, ножницы, пуговицы |
2 занятие сент | Вязание на пальцах | Позномить детей с видом рукоделия- вязание на пальцах | -развитие мелкой и общей моторики; - совместная трудовая деятельность; - | Познакомились с техникой вязания на пальцах | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и упражнение на осязание | Нитки толстые шерстяны |
1 окт | Куда прячется лето? Общая работа из шерсти и сухоцветов | Соединение детей с миром природы, естественного цикла смены времен года | -развитие мелкой моторики; - упражнение на координацию, внимательность; - работа с натуральным материалом; -создание гармоничной композиции из шерсти и сухих цветов, травы. | Коллективная работа | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры | Шерсть, основа для картины, сухие цветы |
2 окт | Краски осени Работа со штампами | проживание настроения времени года | - научиться работать со штампами; -рассказать о древней русской традиции «набивания» тканей; - проживание осенней цветовой гаммы | Узнали о технологии окрашивания тканей, попробовали это сделать самостоятельно | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры с цветом, использование в динамической части занятия игрового парашюта | Листья разных деревьев, акриловая краска, заготовки белых салфеток, бумажные салфетки |
1 занятие ноябрь | «Лесная сказка» Гномы из фетра | Ценность маленького добра в большом мире | - Техника работы иглой; - учиться играть в игры с правилами; - проходить испытания, предлагать взаимовыручку товарищам; - раскрывать для детей тему трудолюбия; - работа с цветом. | Научились шить гномов | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие | Фетр, иголки, нитки, |
2 занятие ноября | Синичкин день Поделка- птичка из шерсти | Приобщать детей к традициям русского народа, русской культуре | - познакомить с праздником «синичкин день»; -расширять представление детей о зимующих улетающих птицах; - уметь соотносить изменения природе с миром птиц; -расширять кругозор детей через отгадывание загадок | Узнали что такое «синичкин день», научились делать птичку из шерсти | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и народные игры | Шерсть, нитки, семена,в ода, ножницы |
1 занятие дек | «Витражи» Музыкальная сказка | Наступление зимы через восприятие чувств | -узнать что такое витражи; - работа с калькой в техника обрывания -знакомиться с народ. приметами времени года; - | Научились делать простые витражи из бумаги | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры | Калька белая и цветная, клей, ножницы, заготовки витражей, Блестящая нитка, музыкальные инструменты для сказки |
2 занятие дек | тема домоводства Выпечка «имбирного печенья рассказ о традиции наряжать елку на Заклички: к празднику | Рождение теста своими руками, украшение печенья | Работа с сыпучими продуктами и превращение их в единую структуру; -узнать больше о специфике бытования нар. культуры и приобщение жизненного опыта детей к ней; - поощрать творчество и фантазию детей пи самост. лепке из теста. | знакомства с технологией выпечки имбирного печенья, | Кулинарная деятельность | Накрыть стол, вымыть руки, одеть фартуки. |
1 занятие янв | Тема: узоры зимы – работа с кружевом | Проживание ребенком красоты зимы, и красоты изделий рукотворного мира | - увидеть красоту в узорных лентах, - работа с натуральным материалом - развитие фантазии - введение игр с элементами хоровода для воспитания в девочках умения держать круг, водить хоровод «а кто у нас белая» - закрепление лоскутков на основе с помощью пришивания - рассказать историю кружевного мастерства в России - развитие интереса и желание к труду, развитие усидчивости | Совместная творческая продуктивная деятельность | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры для детей ,Сказка «чудесный ковер» Игра «ты веревочка вертись, узелок остановись» Узор- это гл. оберег, своеобразный текст, выраж. благопожелания, изображ. символами и цветом | Кружево, иголки, нитки, основа для аппликации |
2 занятие янв | Кукла «Елочка» Праздник валенка- зимние забавы и игры | Приобщать детей к традициям русского народа | - учиться играть в народные игры с меняющимися правилами; знакомиться с народ. приметами времени года; | Сделали куклу из веток и тканей | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и народные праздничные игры | Ветки елей, сосен, ткани, нитки, ножницы |
1 занятие февр | Кукла «Масленица» игры и забавы | Приобщать детей к праздникам русского народа, | - работа с цветом; - рассказывать о традициях русского народа; Провести масляничные игры ; | Ручной труд – как физическое и интел развитие. каждого ребенка | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и народные праздничные игры | Лыко, ткани, ножницы, нитки красные |
2 занятие февр. | ЗАНЯТИЕ К МАСЛЕНИЦЕ Конь из лыка общий для группы, Кукольная сказка крылатый, мохнатый да масляный | Знакомство и следование действиям пооперационного контроля в технологии изготовления игрушки из лыка | - воспитывать интерес к народным промыслам -развивать общую моторику -умение вырабатывать взаимодействие с ребятами в группе -знакомство с образом коня в русской культуре; -навыки самоконтроля и дисциплины - воспитывать дружелюбие, умение работать вместе | Совместная творческая продуктивная деятельность. Узнали о технологии изготовления коня из лыка игра с куклами развивают актерские способности, помогают проживать через игровые ситуации с нар. игрушками различные роли | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры для детей всех возрастных групп . кукольная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» | Лыко, ткани, ножницы, нитки красные |
1 занятие марта | Работа в технике ткачества – подарки мамам Сказка как звери за солнышком ходили | Тема благодарности близким ставить в работе приоритет духовного над материальным, т.е. учить детей видеть за разными предметами и явлениями их душевную и духовную стороны | - работа с х\б шерстяными нитками, изучение свойства материалов; - развивать мелкую моторику; -развитие художественно-творческой активности детей; - знакомиться с народ. приметами времени года; - Развитие внутр. силы, усидчивости - точносьт тонких движений кисти | Узнали о технике ткачества , познакомились с обрядом закликания весны. | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры для детей | Нитки, основы для ткачества, ножницы |
2 занятие марта | Рождение ткани Рукоделие: набойки по ткани. Изготовление коврика, используя технику набойки , Игра «лень» | Знакомство с техникой нанесения узоров на тканевую основу. ставить в работе приоритет духовного над материальным | - самореализация в результате практической деятельности - приобщать к рус. культуре на основе активного использования рус. нар. сказок - узнаем что м. в природе красить (познават. деятельность); - приучение к аккуратности и точной работе; Метод ритма при работе со штампом. | Узнали о технологии окрашивания тканей | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры; Игровая обучающая ситуация | Ткань белая, краски, набойки по ткани |
1 занятие апр. | Рукоделие : курочки из цв. ткани Сказка как старик домовничал | проживание праздника Пасхи, как пробуждение природы | - работа с цв гаммой и выбор цвета, как эстетическое направление в развитии детей; - воспитывать внимательное, бережное отношение к животному миру; -продолжать знакомство с праздничными традициями русского народа; - познакомить с ритмическими играми - умом и сердцем приобщать к нар. обычаем, учить чувствовать свои корни; -учить детей подбирать нитки в тон ткани | Узнали о технологии изготовления сшитой птички | Культурно-досуговая игровая обучающая деятельность: рукоделие и развивающие игры для детей. показ корзинки с инструм.для рукоделия (конь сальной, хвост льняной, весь мир одевает, а сама нагишом.) | Цветастые ткани, иголки шерсть, нитки в тон |
2 занятие апр. | Тема: прилет птиц: выпечка жаворонков (Хлеб?) Лейтмотив занятия : Где ты, солнышко, проснись? где ты, скворушка, вернись? Сыпать снег зима устала, Кап 3 р весна настала! | Ведения детей в ритме природы -начало весны, приобщать девочек миру культуры через знакомство с праздничными традициями русского народа, обрядовая выпечка жаворонков | - познакомить с обрядом закликания весны, объяснять его суть - роль женщины в мире природы | Продолжение знакомства с технологией выпечки обрядовой еды | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и развивающие игры для детей | Подготовка продуктов, Накрыть стол, вымыть руки, одеть фартуки. |
1 занятие мая | . Рукоделие: зайчик- на- пальчик, сказка Лейтмотив занятия: Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг! | - познакомить с образом зайца в русской культуре | -развитие мелкой моторики: завязывание узлов, скатка валиком; - умение слушать; -концентрация внимания при изготовлении зайчика; - учиться играть в самодельную игрушку. | Узнали о технологии изготовления первой простой народной куклы зайчик на пальчик, которую делали на Руси взрослые для детей\ вместе с детьми | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и народ. игры для детей | Ткань, нитки, шерсть |
2 занятие мая | Цветы из ткани и лент | Создание ярких знакомых образов с помощью ткани, лент | - работа с цветом; -Научиться подбирать нитки в тон ткани; - развитие вкуса; -обучение построения композиции, от середины к краю; - развитие мелкой моторики; | Культурно-досуговая деятельность: рукоделие и народ. весенние игры для детей . | Ткани, ленты, иголки, нитки в тон | |
1 занятие июня | Арт- терапия работа сухой кистью дерево с корнями Сказка под грибом | Проживание кругооборот года, расцвета в пр-де | -окунуть детей в родную старину -развивать любознательность; -формирование нравственных чувств; - развивать образное мышление; Умение слушать, создавать образы внутри себя | Знакомс теххникой арт-терапии, зачем нужно рисовать ? | Культурно-досуговая деятельность: рисование | Краски, Широкие кисти, бумагаобразцы рисунков |
2 занятие июня | Разыгрываем по народному календарю русские праздники: праздник Троицы, (ориентировочно: город мастеров с привлечением родителей.) | Приобщение к праздничным традициям, создать условия для погружения в нар. культуру | - Совместное творчество взрослых и детей - уважение к труду взрослых - использование фольклора в играх, досуговой деятельности - знакомство с речевыми формулы приветствия этого праздника- | Проживание праздника | Способствовать осмыслению детьми исторического наследия, приобщать к праздникам и обычаем русских людей посредством создания специальной событийной среды. проведение обрядов, способствующих взрослению детей | Реквизит для праздника |