Лепка фразы в логике словесного воздействия
Объектом словесного воздействия является сознание человека. Отличительные особенности действия, совершаемого словом, с наибольшей ясностью и полнотой обнаруживаются в случаях словесного воздействия на сознание партнера с целью переделать, перестроить его сознание, приспособить его к интересам действующего.
Все люди, говоря о чем-нибудь между собой, "воздействуют" более или менее ярко и убедительно на сознание партнера картинами, которые по той или иной причине возникли и существуют в их сознании. ...действовать словами - это значит рисовать ими картину "не для слуха, а для глаза" партнера,… внедрять свои видения в сознание партнера. Чтобы действовать словами нужно, прежде всего, видеть, - отчетливо представлять себе то, о чем говоришь…
Внешняя сторона словесного действия - звучащая речь; в ней физически, материально реализуется психическая сторона процесса. Если человек страстно добивается своей цели - если ему очень нужно переделать сознание своего собеседника…; тогда его речь делается богатой интонационными красками, она начинает звучать выразительно. Чтобы нарисовать картину данными словами как только можно ярче, человек рисует ее не только разнообразными , но и контрастными красками, используя весь диапазон своего голоса.
Рисуемая словами картина, в зависимости от ее содержания, состоит обычно из частей, которые в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Воспроизвести речью такую картину невозможно иначе как по частям и по элементам, из которых они слагаются.
Для того чтобы быть понятной, рисуемая картина должна состоять не только из знакомых слушателю элементов, но и из знакомых ему связей между этими элементами… в безграничном множестве возможных связей между отдельными элементами рисуемых картин, можно выделить общие, повторяющиеся схемы: их можно назвать "общими логическими или интонационными конструкциями"
Внутренняя психическая сторона "лепки фразы" заключается в умении видеть не разрозненные или случайно связанные между собой элементы действительности, а цельную или единую картину, состоящую из взаимосвязанных частей.
Рисуемая словами картина должна запечатлеться в сознании партнера. Что именно в первую очередь и как самое главное должно запечатлеться в нем? На это указывает ударное слово каждой данной фразы. Субординация ударных слов в различных фразах при рисовании одной картины создает "перспективу речи", которая увлекает слушателей…
Умение произнести длинную фразу - это именно и есть умение расставить предметы в рисуемой картине так, чтобы, с одной стороны, зритель картины (слушатель) ясно увидел целое - взаимосвязь и взаимозависимость частей, с другой - каждую часть, фрагмент, предмет картины в том ее качестве и с той конкретностью, чтобы они служили целому, не утрачивая своей особенности.
В рисуемой словами сложной картине, сравнивая с живописью, можно отметить несколько типов расположения предметов, понимая "предмет" в широком смысле:
1. Ряд предметов однородных (иногда только по какому-нибудь одному из признаков); а)их законченное, ограниченное множество; б) их неограниченное, уходящее в бесконечную перспективу множество. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ. Характерным признаком этой формы является своеобразно-равномерное повышение (а иногда и понижение) голоса на каждом новом члене ряда, то есть после каждой запятой
2. Ряд предметов, отличных друг от друга, более или менее равнозначных в целой картине. СОПОСТАВЛЕНИЕ. Сопоставление двух предметов требует разности звуковых тонов голоса, привлекающая внимание слушателя к тому, что рисуемые предметы отличаются друг от друга.
3. Группировки предметов, противоположных друг другу по тому или иному качеству - картина контрастных представлений. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Основной принцип "лепки" противопоставлений заключается в создании наибольшей разности голосовых красок при изображении контрастирующих предметов, причем на первый план выходит не изображение самих предметов, а именно изображение контраста между ними. Важной особенностью противопоставлений является неразрывность фразы при "лепке", точка ликвидирует противопоставление и превращает его в сопоставление описательного характера.
4. Единый предмет на фоне других или несколько предметов, расположенных на разных планах; перемещение этих планов - демонстрация детали крупным планом и возврат ее в фон. ОСНОВА И ПОЯСНЕНИЯ. Временные отходы от сюжетной линии фразы, с целью уточнения, пояснения каких-либо важных деталей, не укладывающихся в сюжет выражаются в "лепке" интонационными скачками голоса "вверх" или "вниз" относительно интонационного уровня сюжета. Переходы эти сопровождаются, обычно, небольшими паузами, в которых слышится тенденция рассказчика вернуться к сюжету (если такой тенденции нет, то фраза-картина будет разбита точками на несколько отдельных несвязанных частей.
5. Бесконечная, следующая друг за другом смена разнообразных предметов-картин, крепко связанных единой повествовательной последовательностью. ЭПИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Эпическая форма повествования может включать в себя множество интонационных конструкций, в том числе и вышеупомянутых. Главным ее признаком является "превращение всех точек в запятые", указывающих на то, что повествование еще не закончилось, что дальше будет показано нечто еще долее важное и интересное. Интонационно это достигается повышением каждой последующей фразы на одну высотную ступень голоса, а затем интонационного и смыслового скачка через несколько ступеней вниз. Эта интонационная форма в принципе бесконечна, ибо смысл ее в последовательности как таковой.
В словесной живописи к способам и средствам выразить свою точку зрения на рисуемые предметы и навязать ее слушателю относятся: паузы, повышения. Понижения, усиление и ослабление звука и темп. Именно этими средствами выделяются ударные слова. Чтобы выделить ту или иную часть рисуемой картины ее ограничивают паузами; чтобы показать крупным планом -замедляют темп ее рисования; чтобы сделать ее "светлой" - повышают голос; чтобы сделать ее "темной" - голос понижают. И наоборот: чтобы стушевать ту или иную деталь, не нужно выделять ее паузами; чтобы отнести те или иные места картины к фону, нужно увеличить темп.
Умение верно лепить фразу - эффективное вспомогательное средство в работе над построением яркой индивидуальной логики действий создаваемого образа.
Упражнения по "лепке фразы"
1.Медленное чтение . Для этого упражнения удобно выбрать нерифмованное и достаточно длинное предложение из сказок. Задача учащихся - прочитать ее как можно за большее время, сохранив при этом смысловую целостность (чтобы фраза не рассыпалась). Учащиеся должны обнаружить всевозможные механизмы удлинения фразы (громкость, логические паузы, использование высоты голоса, взаимодействие с партнерами
2. Выделение ударных слов . На примере одной фразы из драматургического и литературного материала, учащиеся ищут "разные смыслы", возникающие при выделении различных ударных слов в данном материале.
3. Словесный рисунок . Найдя в драматургическом или литературном материале описательное место, в котором персонаж рисует перед своими слушателями достаточно объемную и сложную картину (особенно удобны для этого упражнения произведения Гомера, позволяющие одновременно нарабатывать и навыки эпической формы повествования или басни). Учащиеся должны максимально подробно нарисовать описанную картину, а затем рассказывать ее по тексту, сверяясь со сделанным рисунком. Одним из наиболее важных навыков, нарабатываемых в этом упражнении является навык "держать целую картину", а не описывать ее отдельные, несвязанные части. По мере наработки этого, добавляется задание сделать какие-то части картины более или менее важными (относительно целого), что подразумевает использование определенных форм лепки фразы и других инструментов речи.
4. Наблюдение. Наблюдая за естественной речью в жизни, учащиеся должны научиться выделять все возможные формы лепки фразы, как то: основа и пояснения, перечисления, сопоставления и противопоставления, а также фрагменты эпической речи и все варианты их выражения в звучащей естественной речи.
5. Цифры. При тренировке отдельных форм лепки фразы, необходимо научиться рисовать словесные конструкции "отрывая" их от конкретных слов фразы, использовать различные варианты лепки на одном материале. Для этого удобно использовать цифры или тарабарский язык. Учащиеся должны "уловить", какой "заход" (психологическая основа), лежит в основе перечисления, противопоставления и т.д., и используя цифры или бессмысленные звукосочетания продемонстрировать различные конструкции лепки.
6. Охотники на привале . Учащиеся рассказывают остальным партнерам длинную и захватывающую историю о том, что с ними произошло (необязательно достоверную) и, по команде преподавателя, используют различные конструкции лепки в своем рассказе (Например: "как можно больше противопоставлений").
7. Басни. На материале одной или несколько басен (общих для всей группы учащихся) ищутся различные варианты лепки отдельных фраз и, смысл, складывающийся из именно такого варианта лепки. Для работы над баснями необходимо подключать и наработанные навыки актерского мастерства в бессловесных и словесных воздействиях. Немаловажной деталью, определяющей лепку является позиция рассказчика, его отношение к рисуемой им картине, и, естественно, слушатели и цель рассказа