II. Основная часть занятия. 1. Сравнение букв занятия по начертанию
1. Сравнение букв занятия по начертанию. Нахождение сходств и различий.
2. Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия {задание 1. с. 11).
32 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Логопед: Послушайте стихотворение и скажите, куда спрятались буквы занятия?
Белка хвостик изогнула Дятел жил в дупле пустом,
У пенёчка отдохнула ... Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил, Дырку в дереве пробил.
Логопед выставляет на доску стилизованные изображения букв д— б.
3. Соотнесение букв занятия с символами.
4. Чтение слоговых таблиц.
Логопед: Прочитайте слоговую таблицу.
5.Дифференциация букв б — д изолированно.
Логопед: Допишите буквы по образцу, записанному на доске.
Логопед раздаёт карточки, на которых нарисованы только овалы. Взрослый диктует буквы, а дети дорисовывают овалы элементами букв б-д.
6.Дифференциация букв б - д в слогах. Игра «Чей это хвостик?»
Логопед: Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Верните элементы и назовите слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).
Дифференциация букв «б — д» 33
7. Дифференциация букв б — д в словах (задание 2. с. 11 ).
Логопед: Отгадайте слова и запишите их. Обведите «хвостики» у букв занятия.
Слова: оант, оазар, оушно, оорога, оилет, руоашка, раоо-та, раоуга, гвозоики, орошка, загаока, оаоушка.
8. Развитие логического мышления (задание 3. с. 11).
Логопед: Отгадайте слова кроссворда, и белочка подарит
вам гостинцы из леса.
Логопед выставляет на доску изображение белки, в лапках которой большая корзина с грибами, шишками и орехами.
X
1. Герой занятия.
2. Маленькая собака.
3. В мультфильме его звали Геной.
4. Он ещё не курица и не петух.
5. Маленькая, шустрая городская птичка.
Если вы все записали правильно, то в выделенных клеточках кроссворда сможете прочитать, какого цвета бывают заяц, мел, снег.
9. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
10. Дифференциация букв занятия на уровне предложения.
Логопед: Вставьте буквы занятия в текст чистоговорки, записанной на доске, и прочитайте. Запишите текст в тетрадь и обведите «хвостики» букв б - д.
34 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Буквы Б и Д играли,
Слово к слову подбирали.
«Хо...ит Лю....а возле ...уба
Лю...о нам смотреть на Лю...у».
Объясните значение слов: Люба и любо.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите слова из чистоговорки для белки, а потом для дятла.
ЗАНЯТИЕ 10
Тема: Дифференциация букв б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цель: закрепить у детей знания о буквах б - д; научить детей сравнивать буквы по элементам (их количеству и расположению), диифференцировать буквы б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; научить детей грамматическому оформлению предложений; развивать у детей пространственные и кинетические представления.
Оборудование: раздаточные карточки с бувами б - д, буквы б - д (запись на доске); модели слов; картинки со стилизованными буквами (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие фонематического анализа (задание 4. с. 11-12).
Логопед: Рассмотрите картинки (воробей, зебра, барсук, индюк, белка, кошка) и поставьте под ними буквы б - д.
Кто лишний? Почему? (Кошка, так как в этом слове нет букв б - д.) На какие группы можно разделить предметные картинки? (Животные. - птицы.)
2. Сделать вывод и сформулировать тему занятия (задание 5. с. 12).
Логопед: Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Поделите их между гостями занятия. Какие буквы мы будем сегодня изучать? (Буквы б - д.)
Дифференциация букв «б — д» 35
II. Основная часть занятия
1. Работа со словами-паронимами.
Логопед: Рассмотрите модели слов. Вставьте буквы б - д в слова. Укажите значение слов.
2. Дифференциация букв занятия на уровне слова (задание 6, с. 12).
Логопед: Белка делала в лесу запасы на зиму, и дятел решил ей помочь. Вместе они нашли много орешков, грибов и шишек. Рассмотрите внимательно дары леса.
Логопед раздаёт карточки с контурными изображениями шишек, грибов и орехов, на которых записаны слова с пропущенными буквами б - д.
Логопед: Вставьте буквы в слова и поделите дары леса между друзьями.
Какие слова вам показались самыми сложными? Какие слова незнакомы вам по значению? (Логопед объясняет значение новых слов.)
3. Запись слов из предыдущего задания и обозначение букв занятия.
4. Работа по грамматическому оформлению предложений
(задание 7. с. 12).
Логопед: Белка и дятел предлагают вам новую игру: прочитайте предложения и закончите их при помощи картинок (логопед раздает детям соответствующие картинки). Назовите букву занятия в названии каждой картинки.
Ребята набрали в лесу много ...
В магазин привезли карандаши и ...
Боря сделал игрушки из цветной ...
Боров нашел под дубом ...
У Бори красивая ...
36 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Картинки: бумага, тетради, жёлуди, клумба, грибы, собака.
5.Физминутка.
На усмотрение логопеда.
6. Работа на уровне текста. Дифференциация б – д в тексте (задание 8. с. 13).
Логопед: Вставьте буквы б — д в слова текста и прочитайте. Что получилось? Почему это текст? Назовите признаки текста.
В деревне.
Летом ...ратья ...ыли в ...еревне у ...а...ушки и ...е...ушки. Не...алеко от ...еревни ...ежала ...ыстрая речка. Каж...ый ...ень ...ети лю...или у...ить там ры...у с утра и ...о о...е...а. Потом спешили в лес за гри...ами и яго...ами. А вечером ...ратья ра...отали в огоро...е вместе с ...е...ушкой и ...а...ушкой.
III. Итог занятия (задание 9, с. 13)
Логопед: Прочитайте слова и составьте с ними рассказ. Запишите его. Назовите из текста слова с буквой, у которой второй элемент поднят вверх, а теперь такие, в которых второй элемент направлен вниз. Есть ли такие слова, в которых встречаются обе буквы занятия?
ЗАНЯТИЕ 11
Тема:Дифференциация букв п - т, П- Т.
Цели:познакомить детей с буквами п - т; научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы п - т изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа, логическое и образное мышление, зрительное восприятие и внимание, умение конструировать и реконструировать.
Оборудование:стилизованные изображения букв п — т; предметные картинки с изображением девочки и мальчика; карточки, на которых различными шрифтами за-
Дифференциация букв «п — т» 37
писаны буквы занятия; карточки с записанными на них слогами; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие умения конструирования и реконструирования.
Логопед: Постройте буквы из элементов под диктовку:
- нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки;
- отступить одну клетку;
- рядом начертить параллельно такую же палочку;
- соединить две параллельные палочки наверху перекладиной.
Это печатная заглавная буква П;
- нарисовать вертикальную палочку высотой в одну клетку;
- нарисовать наверху перекладину шириной в две клетки
так, чтобы она касалась вертикальной палочки. Это печатная строчная буква т.
2. Запись букв га - т по заданию логопеда различным
шрифтом. Запись темы занятия.
Логопед: Напишите буквы, которые вы собрали по заданию, различным шрифтом:
- рукописная строчная буква п;
- рукописная заглавная буква Т;
- рукописная заглавная буква П;
- рукописная строчная буква тп;
- печатная строчная буква п;
- печатная заглавная буква П;
- печатная строчная буква тп;
- печатная заглавная буква Т.