Воспитание личности в коллективе. Особенности педагогического руководства деятельностью коллектива подростков.
Коллектив – организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью. Детский коллектив – то же самое, но «при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях».
Признаки К.:
- общая значимая цель
- общая совместная деятельность
- отношения ответственной зависимости
- общий выбранный руководящий орган
- сплоченность К.
Личность– человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и развитию, субъект социальных отношений.
Взаимоотношения:
1. Л. подчиняется К., принимает ценности К. формально, отчужденно
2. Гармонизация Л. и К. – гармоничное взаимодействие, полное единство, добровольный конформизм
3. Л. подчиняет К. – нонконформизм, неформальное лидерство.
Вхождение ребенка в К.:
1. Адаптация Л. в К.
2. Индивидуализация (привлекает к себе внимание)
3. Интеграция – принятие личности коллективом.
Характеристика подросткового возраста (Эльконин)
Особенности демократического стиля руководства (ПП)
+ от себя J
27. Понятие «педагогическое общение». Функции, структура педагогического общения
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождающий потребность в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.
Пед. общение – общение между У. и У., У. и у., У. и родителями с целью достижения учебных, воспитательных и межличностных задач.
Функции общения:
1. Коммуникативная – обмен информацией.
- обеспечить положительную мотивацию при передаче информации;
- обеспечить понимание и принятие воспитанниками материала;
- привлечь внимание, заинтересовать темой.
2. Перцептивная – восприятие и познание людьми друг друга.
3. Интерактивная – организация и регуляция совместной деятельности, обмен ролями.
4. Сопереживание.
5. Самоутверждение.
Правила общения с ребенком:
1. Можно выражать недовольство действиями ребенка, но не ребенком в целом;
2. Можно осуждать действия ребенка, но не него чувства;
3. Выражать недовольство от первого лица. «Я»-сообщение – это сообщение от первого лица, позволяющее не нанести обиду ребенку. Оно делает взрослого ближе, человечнее и порождает открытость детей в ответ на открытость взрослого. За детьми остается возм-ть принять решение.
4. Недовольство ребенком не должно быть систематическим.
Структура общения:
Требования к профессиональному мастерству учителя.
Стили педагогического общения. Педагогический такт учителя.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождающий потребность в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.
Пед. общение – общение между У. и У., У. и у., У. и родителями с целью достижения учебных, воспитательных и межличностных задач.
Стиль общения – стиль отношений и характер взаимодействия.
- общение на основе увлечения совместной творческой деятельностью;
- общение на основе дружеского расположения;
- общение-дистанция;
- общение-устранение;
- общение-заигрывание (завоевание дешевого авторитета).
Типы общения: диалогическое и монологическое.
Стили педагогического общения:
+ | – |
Авторитарный | |
1. дисциплина; 2. успеваемость. | 1. чрезмерная требовательность; 2. воспитанники в позиции ведомых; 3. тормозит развитие личности; 4. сковывает инициативы; 5. расстройство психики. |
Демократический | |
1. поощрение активности детей; 2. творческое развитие; 3. добродушная атмосфера; 4. дети развиваются. | 1. Тяжело в организации большого количества. |
Либеральный | |
1. если есть лидер, то … ДОПИСАТЬ | 1. отсутствует организация и контроль деятельности; 2. форма общ-я – увещев-я, уговоры 3. довольствуются минимумом; 4. панибратство; 5. отчуждения в отношениях. |
Педагогический такт учителя.