Воспитание личности в коллективе. Особенности педагогического руководства деятельностью коллектива подростков.

Коллектив – организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью. Детский коллектив – то же самое, но «при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях».

Признаки К.:

- общая значимая цель

- общая совместная деятельность

- отношения ответственной зависимости

- общий выбранный руководящий орган

- сплоченность К.

Личность– человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и развитию, субъект социальных отношений.

Взаимоотношения:

1. Л. подчиняется К., принимает ценности К. формально, отчужденно

2. Гармонизация Л. и К. – гармоничное взаимодействие, полное единство, добровольный конформизм

3. Л. подчиняет К. – нонконформизм, неформальное лидерство.

Вхождение ребенка в К.:

1. Адаптация Л. в К.

2. Индивидуализация (привлекает к себе внимание)

3. Интеграция – принятие личности коллективом.

Характеристика подросткового возраста (Эльконин)

Особенности демократического стиля руководства (ПП)

+ от себя J

27. Понятие «педагогическое общение». Функции, структура педагогического общения

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождающий потребность в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

Пед. общение – общение между У. и У., У. и у., У. и родителями с целью достижения учебных, воспитательных и межличностных задач.

Функции общения:

1. Коммуникативная – обмен информацией.

- обеспечить положительную мотивацию при передаче информации;

- обеспечить понимание и принятие воспитанниками материала;

- привлечь внимание, заинтересовать темой.

2. Перцептивная – восприятие и познание людьми друг друга.

3. Интерактивная – организация и регуляция совместной деятельности, обмен ролями.

4. Сопереживание.

5. Самоутверждение.

Правила общения с ребенком:

1. Можно выражать недовольство действиями ребенка, но не ребенком в целом;

2. Можно осуждать действия ребенка, но не него чувства;

3. Выражать недовольство от первого лица. «Я»-сообщение – это сообщение от первого лица, позволяющее не нанести обиду ребенку. Оно делает взрослого ближе, человечнее и порождает открытость детей в ответ на открытость взрослого. За детьми остается возм-ть принять решение.

4. Недовольство ребенком не должно быть систематическим.

Структура общения:

Требования к профессиональному мастерству учителя.

Стили педагогического общения. Педагогический такт учителя.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождающий потребность в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

Пед. общение – общение между У. и У., У. и у., У. и родителями с целью достижения учебных, воспитательных и межличностных задач.

Стиль общения – стиль отношений и характер взаимодействия.

- общение на основе увлечения совместной творческой деятельностью;

- общение на основе дружеского расположения;

- общение-дистанция;

- общение-устранение;

- общение-заигрывание (завоевание дешевого авторитета).

Типы общения: диалогическое и монологическое.

Стили педагогического общения:

+
Авторитарный
1. дисциплина; 2. успеваемость. 1. чрезмерная требовательность; 2. воспитанники в позиции ведомых; 3. тормозит развитие личности; 4. сковывает инициативы; 5. расстройство психики.
Демократический
1. поощрение активности детей; 2. творческое развитие; 3. добродушная атмосфера; 4. дети развиваются. 1. Тяжело в организации большого количества.
Либеральный
1. если есть лидер, то … ДОПИСАТЬ 1. отсутствует организация и контроль деятельности; 2. форма общ-я – увещев-я, уговоры 3. довольствуются минимумом; 4. панибратство; 5. отчуждения в отношениях.

Педагогический такт учителя.

Наши рекомендации