В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точкой, после которой и поставлен знак разделительной паузы — 5 страница
Упражнение № 7. Си-си-зис, сэ-сэ-зэс, са-са-зас, со-со-зос, су-су-зус, сы-сы-зыс...
У п р а ж н е н и е № 8. Си-си-си-зис, сэ-сэ-сэ-зэс, са-са-са-зас, со-со-со-зос, су-су-су-зус, сы-сы-сы-зыс...
Упражнение №9. Сиззи, сэззэ, сазза, соззо, суззу, сыззы, сеззе, сяззя, сёззё...
Упражнение № 10. Зисси, зэссэ, засса, зоссо, зуссу, зыссы...
Присоединив 9-е и 10-е упражнения к упражнениям 1, 3, 4 и 5 поочередно, получите еще восемь тренировочных упражнений.
Упражнение № 11. Сти, стэ, ста, сто, сту, сты, сте, стя, стё, стю.
Упражнение № 12. Зди, здэ, зда, здо, зду, зды, зде, здя, здё, здю.
Упражнение № 13. Сти-зди, стэ-здэ, ста-зда, сто-здо, сту-зду, сты-зды, сте-зде, стё-здё, стя-здя, стю-здю.
Примечание. При звуках [Т] и [Д] кончик языка касается верхних зубов, а при [С] и [3] — нижних.
Упражнение № 14. Зби, збэ, зба, збо, збу, збы, збе, збя, збё, збю.
Упражнение № 15. Спи, спэ, спа, спо, спу, спы, спе, спя, спё, спю.
Упражнение № 16. Зви, звэ, зва, зво, зву, звы, зве, звя, звё, звю.
Упражнение № 17. Сфи, сфэ, сфа, сфо, сфу, сфы, сфе, сфя, сфё, сфю.
Упражнение № 18. Ски, скэ, ска, ско, ску, скы, ске, скя, скё, скю.
Упражнение № 19. Сли, слэ, сла, сло, слу, слы, сле, сля, слё, слю.
Произнесите следующие слова четко и медленно:
сахар, сон, сумка, нос, песок, досада, заяц, зубы, вязанье, возок, раз, водовоз, воз, синий, зимний, мазь, лазейка, везение.
Повторите на выходе медленно и четко следующие фразы, обыграв их:
1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
2. У осы не усы, не усищи, а усики.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
4. По семеро в сани уселись сами.
5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
6. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Орфоэпия. 1. В конце слова звонкий [З] произносится как глухой звук [С]: волнорез — волноре[с], изморозь — изморо[с'], воз — во[с], связь — свя[с'], мазь — ма[с'], образ — обра[с], грязь — гря[с'].
2. В словах с двойными согласными СС, ЗЗ первый согласный смягчается: в массе — в ма[с']се, бессердечный — бе[с']сердечный, безземельный — безземельный.
3. Смягчение [С] и [3] перед мягкими [В'], [Д'], [Т'], [Л'], [М'], [Н']: развить — ра[з']вить, свекровь — [с']векровь, бездельник — бе[з']дельник, грусть — гру[с']ть, возле — во[з']ле, после — по[с']ле, если — е[с']ли, изменять — и[з']менять, разве — ра[з']ве.
ЗАНЯТИЕ 13.Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи;
3) упражнения для шеи, рук, лица, рта, губ, языка;
4) упражнения для тренировки речевого дыхания; 5) таблица гласных; 6) тренировка наиболее трудноусваи-ваемых согласных; 7) упражнения для голоса 1, 2, 8, 9.
Голос. Сделайте 5—10 полных вдохов и выдохов и переходите к упражнению на развитие высоты голоса. Цель его — научиться изменять высоту голоса в пределах своего звукового диапазона. В качестве упражнения возьмем отрывок из «Илиады» Гомера и будем тренироваться на первых 4—8 строках, пока не усвоен весь курс. Сначала найдите один из звуков пониже среднего уровня и читайте первую строку, далее с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход — с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его непосильными крайне низкими зву-
ками. Не смешивайте повышение звука с усилением, а понижение с затиханием, держите всегда одну и ту же громкость.
Упр ажнение № 10(г).
Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?
Сын громовержца и Леты — Феб, царем прогневленный,
Язву на воинство злую навел; погибали народы
В казнь, что Атрид обесчестил жреца непорочного Хриса.
Старец, он приходил к кораблям быстролетным ахейским
Пленную дочь искупить и, принесши бесчисленный выкуп
И держа в руках, на жезле золотом, Аполлонов
Красный венец, умолял убедительно всех он ахеян,
Паче ж Агридов могучих, строителей рати ахейской:
«Чада Атрея и пышнопоножные мужи ахейцы!
О! Да помогут вам боги, имущие домы в Олимпе,
Град Приамов разрушить и счастливо в дом возвратиться;
Вы ж свободите мне милую дочь и выкуп примите,
Чествуя Зевсова сына, далеко разящего Феба».
Все изъявили согласие криком всеобщим ахейцы
Честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп.
Дикция. Отработка согласных [Ш] и [Ж]
Дефекты этих звуков связаны с искажением, неточностью артикуляционного уклада их, а также с замещением другими звуками ([С] вместо [Ш], [Ж] и т. д.). Шепелявость и другие недостатки произношения сравнительно легко поддаются исправлению с помощью упражнений.
При произнесении твердых согласных [Ш] и [Ж] губы раскрыты, между зубами расстояние 1—2 мм, кончик языка лопатообразно приподнят по направлению к передней части нёба за альвеолы верхних передних зубов, но не касается твердого нёба; боковые края языка касаются верхних коренных зубов и несколько приподняты, образуя в языке легкую впадину. При произнесении глухого [Ш] голосовые связки не вибрируют, в то время как при звуке [Ж] работают не только голосовые связки, но и вибрирует кончик языка.
Для различия глухого и звонкого согласного произнесите поочередно: ш-ж, ш-ж, ш-ж...
При тренировке звуков [Ш] и [Ж] йотированная таблица не применяется (эти звуки твердые). Произнесите на выдохе следующие упражнения:
Упражнение № 1. Шэ, ша, шо, шу, шы.
Упражнение № 2. Жэ, жа, жо, жу, жы.
Упражнение № 3. Шэ-шэ, ша-ша, шо-шо, шу-шу, шы-шы.
Упражнение № 4. Шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, шы-шы-шы.
Упражнение № 5. Шэ-шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша-ша, шо-шо-шо-шо, шу-шу-шу-шу, шы-шы-шы-шы.
Упражнение № 6. Шэжэ, шажа, шожо, шужу, шыжы.
Упражнение № 7. Жэшшэ, жашша, жошшо, жушшу, жышшы.
Напишите ряд тренировочных упражнений, соединив поочередно 6-е и 7-е упражнения с 1-м, 3-м, 4-м, 5-м. Повторите их вслух, если не хватает одного выдоха, добирайте воздух.
Упражнение № 8. Шэ-сэ, ша-са, шо-со, шу-су, шы-сы.
Упражнение № 9. Жэ-зэ, жа-за, жо-зо, жу-зу, жы-зы.
Упражнение № 10. Шэ-сэ-шэ, ша-са-ша, шо-со-шо, шу-су-шу, шы-сы-шы.
Упражнение № 11. Жэ-зэ-жэ, жа-за-жа, жо-зо-жо, жу-зу-жу, жы-зы-жы.
Упражнение № 12. Жни, жнэ, жна, жно, жну, жны, жне, жня, жнё, жню.
Упражнение № 13. Шни, шне, шня, шнё, шню, шни.
Упражнение № 14. Жди, жде, ждя, ждё, ждю, жди. Шти, ште, штя, штё, штю, шти.
Произнесите следующие слова: шерсть, шар, жадность, жалость, ёрш, нож, фарш.
Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы:
1. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
2. У ежа ежата, у ужа ужата.
3. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
4. Самшит, самшит! Как ты крепко сшит!
5. Что посеешь, то и пожнешь.
6. Дружба — дружбой, а служба — службой.
7. Шила в мешке не утаишь.
8. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Орфоэпия. 1. В конце слова звонкий согласный [Ж] оглушается: нож — [нош], уж — [уш], стриж — [стриш], ложь — [лош].
2. Слова с ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ произносятся как с ЖЫ, ШЫ, ЖЭ, ШЭ: шина — (шына), жизнь — (жызнь), жест — (жэст), шест — (шэст).
3 Сочетания СЖ, ЖЖ произносятся как двойной твердый [Ж]: разжать — (ражжать), разжег — (раж-жег), сжать — (жжать).
4. Сочетания ЗЖ, ЖЖ внутри корня слова произносятся как долгий двойной мягкий ЖЬЖЬ: вожжи — (вожьжи), жужжит — (жужьжит), уезжать — (уежь-жять), приезжать — (приежьжять).
ЗАНЯТИЕ 14.Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) дыхательные упражнения; 5) таблица гласных; 6) тренировка согласных; 7) голосовые упражнения.
Дикция. Отработка произношения согласных [Ч'], [Щ'], [Ц]
В речи часто наблюдаются дефекты этих сложных двойных звуков из-за неправильной артикуляции или замены их другими звуками. В многочисленных говорах звук [Ч'] произносится твердо, а звук [Щ'] как ШЬЧ (роща — рощьча, проще — прощьче, вещий — вещь-чий). Это отклонение от нормы. Надо запомнить, что звуки [Ч'] и [Щ'] всегда звучат мягко, а звук [Ц] всегда произносится твердо.
При произнесении звука [Ч'] язык поднимается лопатообразно к альвеолам верхних передних зубов, язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при [Ш]. Звук произносится мягко, как сочетание ТЬШЬ, произносимое слитно.
При произнесении звука [Щ'] слышится мягкое и протяжно звучащее [ШЬШЬ].
Упражнение № 1. Чи, че, чя, чё, чю.
Упражнение № 2. Щи, ще, щя, щё, щю.
Упражнение № 3. Чи-чи, че-че, чя-чя, чё-чё, чю-чю.
Упражнение № 4. Чи-чи-чи, че-че-че, чя-чя-чя, чё-чё-чё, чю-чю-чю.
Упражнение № 5. Чи-чи-чи-чи, че-че-че-че, чя-чя-чя-чя, чё-чё-чё-чё, чю-чю-чю-чю.
Упражнение №6. Чищи, чеще, чящя, чёщё, чющю.
Присоединив упражнение № 6 к упражнениям 1, 2, 3, 4, 5, получите еще целый ряд тренировочных упражнений.
При произнесении звука [Ц] язык, прижатый на мгновенье к альвеолам передних верхних зубов, как при [Т], быстро опускается вниз, и выдыхаемая струя воздуха прорывается по желобку в передней части языка к межзубной щели, как при звуке [С]. Аффриката Ц состоит из сочетания ТС и произносится очень быстро, слитно и всегда твердо.
Упражнение № 1. Цэ, ца, цо, цу, цы.
Упражнение № 2. Цэ-цэ, ца-ца, цо-цо, цу-цу,
цы-цы.
Упражнение№3. Цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы.
Упражнение № 4. Цэ-цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца-ца, цо-цо-цо-цо, цу-цу-цу-цу, цы-цы-цы-цы.
Произнесите следующие слова: щи, щука, лощина, лещ (не забывайте, что мягкий согласный [Щ'] — длительный), чаща, чистый, печь, врач, качели, цирк, принц, дворец, цоколь, окольцованный.
Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы (не забывайте поставить задачу):
1. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
2. Щипцы да клещи — вот наши вещи.
3. Тщетно тщится щука ущемить леща.
4. Течет речка, печет печка.
5. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала не-расчувствовавшегося Вавилу.
6. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
7. Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
9. Около колодца кольцо не найдется.
10. Молодец против овец, против молодца сам овца.
11. Москвой-столицей весь народ гордится.
Орфоэпия. 1. Слова с ЧА, ЩА, ЧО, ШО, ЧУ, ЩУ произносятся как с ЧЯ, ЩЯ, ЧЁ, ЩЁ, ЧЮ, ЩЮ, чары — (чяры), чашка — (чяшка), прощание — (прощяние), Чоп — (Чёп), чудесный — (чюдесный), щука — (щюка).
2. Сочетания СЧ, СЩ, ЗЧ произносятся как долгий мягкий [Щ']: счастье — (щястье), рассчитывать — ра-щитывать), счет — (щёт), расщепить — (ращепить), расщедрился — (ращедрился), образчик — (обращик).
3. Сочетания ТЧ и ДЧ произносятся как двойной долгий, мягкий [Ч']: молодчик (молочьчик), летчик — (лёчьчик).
4. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное [Ц]: отца — (оцца), двадцать — (дваццать), молодца — (молоцца), братца — (брацца).
После того как все упражнения усвоены, включите в ежедневный голосовой тренинг дыхательную физкультурную зарядку (можно под музыку) и чтение гекзаметра. Не забывайте о режиме труда и отдыха, берегите голос.
Гигиена и профилактика голоса
Голосовой аппарат оратора очень чувствителен к неумелому пользованию им в сложных условиях публичного выступления, к эмоциональным, психическим и физическим перегрузкам. Поэтому в повседневной жизни всегда соблюдайте следующие правила:
1. Самое лучшее средство для сохранения профессионального звучания голоса — это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику. Если каждое утро после дыхательных упражнений (10—15 мин) вы почитаете в течение 10 минут гекзаметр, соблюдая все правила дикции, дыхания и голоса, это позволит вам поддерживать голосовой аппарат и организм в целом в отличном рабочем состоянии; голосовой тренинг, как мы уже говорили, создает положительные эмоции и настраивает на творческий процесс.
2. Не переутомляйте голосовой аппарат слишком большим количеством выступлений. Норма голосовой
нагрузки для лекторов и педагогов не более четырех академических часов подряд в день.
3. Перед выступлением желательно выпить стакан теплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мышцам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние («поза» и «маска» релаксации) или сделайте 5—10 медленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего вновь настройтесь на рабочий лад.
4. Помните, что состояние и сила голоса непосредственно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Поэтому еще раз подчеркнем обязательность соблюдения правильного образа жизни. Гимнастика, водные процедуры, сон по потребности, чередование труда и отдыха, правильное полноценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища должна быть разнообразной, богата витаминами, употребление острых приправ ограничить. От горячей пищи кровеносные сосуды глотки расширяются, от холодной — суживаются, и то и другое вредно сказывается на голосовых связках.
5. Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психические травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе, он начинает срываться, теряется чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, связок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необходима профилактика. Кроме дыхательной гимнастики и физических упражнений постоянно следите за носоглоткой. При неприятных ощущениях горло можно полоскать настоем ромашки. Для этого 1—2 столовые ложки сухой ромашки заваривают стаканом крутого кипятка, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5—6 капель в каждую ноздрю. Помогает полоскание щелочным раствором: чайная ложка соды и соль на кончике ножа растворить в стакане воды комнатной температуры. Можно закапывать в рот или в нос по 5—6 капель персикового, абрикосового или оливкового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20° до +12°.
6. Помните, что курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алкоголь приводит к расширению кровеносных сосудов, нарушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательный путей. Голосовые связки «сушатся», голос становится низким, хриплым, менее выносливым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс дыхания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает легкость и мягкость звучания.
Щадите свой голос, берегите его!
Интонационно-выразительные средства речи
Подготовленный для выступления текст лектору целесообразно проинтонировать, то есть наметить в нем логические паузы и ударения. Конечно, при изложении темы в аудитории у лектора возникает естественная разговорная интонация. Но так получается далеко не всегда. Лучше на импровизацию не надеяться, а тщательно подготовиться к выступлению. И, в частности, продумать интонирование текста, сделать соответствующую разметку и отрепетировать произнесение всей лекции.
ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА и ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, Где на письме таковых нет.
Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В
тексте люфтпауза обозначается знаком '. Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.
Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой — |, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами —
Вот как можно расставить в тексте логические паузы: «Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. ||Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» 14. || (Логические паузы сделаны авт. — С. Н.) Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона — тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова. Изменение высоты тона дает возможность наиболее 14 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77—78. полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. Каждый знак препинания, как говорил К. С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру». Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие. Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, — «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается. «Учение Маркса всесильно, | потому что оно верно» 15.
В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точкой, после которой и поставлен знак разделительной паузы —
На ударном слове «верно» голос сильно понижается. «Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или словами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. |утомительной»16. || В этом примере нет так называемых «завершающих» точек, и голос на них понижается 15 В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 23, с. 43. 16 Ем. Ярославский. Советы агитаторам. Цит. по сб.: Об ораторском искусстве, с. 328. гораздо меньше, а паузы между предложениями соединительные. Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; |каждая фраза... | — необходимое звено в цепи доводов» 17. || Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой — обращает наше внимание на каждую часть в отдельности. Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К. С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы» 18. Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует. Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте. Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок. 17 Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. М., 1956, с. 151. 18 К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3. М., 1955, с. 100. «В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». ||Слова в скобках читаются на одной ноте. Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т. д. Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения. Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз. Многоточие. К. С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе» 19. В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль. «...Он (социализм. — С. Н.) будет перерастать в коммунизм,.. || ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности | без насилия | и без подчинения» ||20. Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог. «Учет и контроль | — вот главное, что требуется для «налажения», |для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества»21. || Для того чтобы закрепить и лучше усвоить все правила по логике и мелодике речи, необходимо тренироваться. При самостоятельном разборе текста следует выполнять графический разбор всех примеров, отмечая ударные слова, логические паузы и знаки препинания. 19 К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3, с. 327. 20 В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 33, с. 83. 21 Там же, с. 101. Вместо заключения Красивый, звучный голос, ясная, точная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация — безусловно необходимые средства выразительного живого слова. Но не будем забывать и о таких, казалось бы, незначительных моментах в работе лектора, как его внешний облик, жесты, мимика, которые являются дополнительными средствами выразительности речи и необходимыми условиями для установления контакта с аудиторией. Публичная речь, будь то лекция, доклад или выступление, в какой-то мере воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели обращают внимание на одежду оратора, на то, как он стоит, какое у него выражение лица. Ибо все это небезразлично для слушателей и в конечном счете тоже влияет на результативность выступления. Однако никакие внешние приемы не обеспечат того успеха, который дают глубокие знания лектора, его искренняя убежденность и внутренняя потребность донести свои знания до аудитории. Это формирует мастерство, оратора, которое достигается постоянной и систематической работой лектора над собой.
Литература
Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., «Просвещение», 1968.
Апресян Г. З. Ораторское искусство. М., МГУ, 1972.
Выразительное чтение. М., «Просвещение», 1972.
Запорожец Т. И. Логика сценической речи. М., «Просвещенце», 1974.
Идеи эстетического воспитания. В 2-х тт. М., «Искусство», 1973.
Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. М., «Просвещение», 1967.
Леви В. Л. Искусство быть собой. М., «Знание», 1977.
Нагорный В. Э. Гимнастика для мозга. М., «Советская Россия», 1972.
Найдёнов Б. С. Выразительность речи и чтения. М. 1969.
Н о ж и н Е. А. Основы советского ораторского искусства. М., «Знание», 1973.
Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусство», 1975.
С а р и ч е в а Е. Ф. Сценическое слово. М., «Советская Россия», 1963.
Сценическая речь. Уч. пос. под ред. И. П. Козляниновой. М., «Просвещение», 1976.
Словарь-справочник под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. Русское литературное произношение и ударение. М., Госиздат, 1959.
Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., «Советская энциклопедия», 1967.
Ч и х а ч е в В. П. Убедительнее, доходчивее, ярче. Л., о-во «Зна« ние» РСФСР, 1977.
Содержание
Введение
Общая характеристика разделов техники речи
Практические занятия
Гигиена и профилактика голоса
Интонационно-выразительные средства речи
Вместо заключения
Литература